6. Рождение перспективы
("Московская правда" ("Зазеркалье"). 1998. Октябрь. № 69)
Вся прошлая жизнь предстает одной нескончаемой школьной скамьей; бесконечные поучения, наставления, одергивания... Проекция мироздания на плоскость учебника. И тут наступает эпоха натиска, жажды первооткрывательст-ва и одновременно глубочайшего пристрастия к реальной жизни.
Религиозная синхронизация человечества, так мощно проведенная единобожием (христианство, ислам), теряет былое значение. Процесс синхронизации переходит в новую плоскость: необходимо научиться мыслить самостоятельно, самостоятельно творить. В этом смысле может даже пока-заться, что в жизни человечества началась разноголосица, ибо мыслить и творить строем невозможно...
Итак, речь идет об эпохе, лежащей между 1220 и 1620 го-дами (даты примерные). Католичество, не учуяв перемены ветра, продолжало двигаться к всемирной власти. Папа Ин-нокентий III в 1202 году провозглашает главенство папы римского над императором Священной Римской империи. Весь XIII век папы римские претендуют на главенствующее положение по отношению ко всем светским правителям. Папские буллы 1296, 1302 годов освобождают священно-служителей от уплаты налогов светским правителям и про-возглашают независимость (суверенность) церкви. Кажется, еще чуть-чуть - и церковь возглавит весь мир. Однако мир Запада родился совсем для иной судьбы, совсем для иной власти...
Уже в XIV веке разбушевавшихся церковников начинают усмирять те, к кому переходит реальная власть - светские правители. Вспомним хотя бы знаменитое Авиньонское пленение пап, длившееся почти весь XIV век. Дальше - больше, и к концу эпохи, особенно в момент рождения абсо-лютизма, церковь станет совсем карманной, скажем англи-канская...
Набравшие в конце прошлой эпохи невероятную силу ду-ховно-рыцарские ордена (тамплиеры, Тевтонский орден) были подчинены европейскими королями, создававшими централизованные государства...
Но не только политическая власть оспаривала главенство католической церкви, росло недовольство церковью и в на-роде. Стали возникать всевозможные ереси, еретические церкви. Отсюда два очень мощных явления, целиком и пол-ностью уложившиеся в эти 400 лет. Речь идет об инквизиции и Реформации. Возникла инквизиция в самом начале XIII века и в скором времени превратила в кровавые застенки це-лые страны. Свирепствовала инквизиция всю эпоху и лишь в нашем 400-летии (XVII-XXI века) резко потеряла свою си-лу.
Реформация набрала реальную силу. Такие фигуры, как Мартин Лютер, Кальвин, Цвингли, появились уже в XVI ве-ке. Впрочем, успехи Реформации не вышли за границы эпо-хи, вслед за Реформацией последовала Контрреформация. К началу XVII века протестантизм потерпел поражение в Польше, Франции (Варфоломеевская ночь - 1572 год, Нант-ский эдикт, закончивший Религиозные войны, - 1598 год).
Вообще-то формально Религиозные войны шли лишь во Франции, но разве не религиозными были и все другие вой-ны той эпохи? Религиозной стала война Англии с Испанией (Непобедимая армада погибла в 1588 году), религиозными стали войны Османской империи (упадок начался только после смерти Сулеймана Великого - 1566 год).
Реформация, инквизиция, Религиозные войны... Где же уход от религиозных борений? Может быть, никакого ухода и не было? Но не будем забывать, что рассматриваемая эпо-ха имеет по крайней мере еще два очень громких имени: Возрождение и эпоха Великих географических открытий.
Возрождение (Ренессанс) обычно датируют XIV- XVI ве-ками. Однако эти даты относятся к периоду расцвета, вре-мени, когда Возрождение охватило практически всю Евро-пу. Начало же Возрождения, то, что называют Проторенес-сансом, датируется началом эпохи (XIII - начало XIV века). Это время в истории итальянского искусства ознаменовано ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Освещено явление Проторенессанса та-кими именами, как Данте (1265-1321) и Джотто (1267-1337). Порвав со средневековыми канонами, Джотто внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью.
Не случайно, что перспектива, пространственное воспри-ятие мира сменяет плоское видение не только в живописи, но и в науке, литературе, мировосприятии вообще. Мир бук-вально раздвинулся, лишился схематизма, догматизма, ско-ванности мысли.
Удивительно и уникально то, что, минуя промежуточные стадии, новая культура сразу же поднялась на запредельный, вершинный уровень. Вспомним некоторые имена и пора-зимся грандиозности эпохи, ее насыщенности. Петрарка (1304-1374) и Боккаччо (1313-1374), Боттичелли (1445-1510) и Леонардо (1452-1519), в те же годы Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1463-1520). Это все в Италии. А бы-ли еще Босх (1460-1516) и Брейгель (1525-1569), Тициан (1476-1576) и Дюрер (1471-1528), Рабле (1494-1553) и Эразм Роттердамский (1469-1536). И в самом конце Шек-спир (1564-1616) и Сервантес (1547-1616). Может быть, смерть этих двух Великих и была смертью эпохи.
Иногда вместо возрождения Античности мы говорим о рождении гуманизма. Имеется в виду, что человечество на-конец-то отодвигает в сторону свою безграничную любовь к Богу и, пусть и немного, начинает интересоваться собой, ок-ружающим миром, природой. Отдалив от себя Бога, человек еще более значительно отдаляет церковь. Отныне церковь уже не является безраздельным хозяином науки, искусства, образования. В полный рост поднимается светская культура.
Что касается Великих географических открытий, чрезвы-чайно усиливших перспективность эпохи, то очень интерес-но отметить, насколько синхронно самые великие из геогра-фических открытий соответствовали открытиям живопис-ным. Скажем, Христофор Колумб был сверстником Ботти-челли и Леонардо, а Васко да Гама и Магеллан были сверст-никами Рафаэля и Микеланджело.
Кстати, почти не говоря пока о Руси, отметим, что бацил-ла походов, открытий и завоеваний захватила и наших пред-ков. Яркий пример - знаменитый Ермак.
И все же интеллектуальный триумф эпохи не был абсо-лютным. Рождение классической музыки целиком в рамках следующей эпохи. То же относится и к науке. Коперник (1473-1543), безусловно, опередил время. На его открытия по-настоящему отреагировала лишь грядущая эпоха. А эта эпоха, уместившись между двумя Бэконами, в основном лишь готовила пришествие эры прогресса, так называемого царства разума. Роджер Бэкон (1214-1292) возвеличил ма-тематику и научный эксперимент, предсказал многие откры-тия в оптике, первым в Европе изготовил порох. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - фактический отец материалистической экспериментальной науки.
Вместе с гуманизмом рождалось и такое очень модное ныне явление, как парламентаризм. Великая хартия вольно-стей была подписана Иоанном Безземельным в 1215 году. Документ устанавливал право Совета баронов обсуждать важнейшие вопросы. Так было положено начало парламен-ту, который сформировался попозже, к концу XIII века. Ге-неральные штаты во Франции появились в самом начале XIV века, а кортесы в Испании появились даже раньше, хотя заработали в полную силу все в тех же XIII-XIV веках.
Еще одна важная веха - книгопечатание. Бумагу в Европе начинают изготавливать в XII веке. Затем переписчиков на-чинают постепенно заменять разные хитроумные приспо-собления, пока в 1445 году Гуттенберг не изобретает книго-печатания.
Интеллект человечества достигает высшей точки, причем точки ярчайших проявлений, но пока он не озабочен реше-нием конкретных задач, пока он любуется сам собой, рабо-тает сам на себя. Энгельс говаривал, что это была эпоха "ти-танов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторон-ности и учености...".
И все же, воздавая должное творческому порыву той эпо-хи, мы должны помнить, что блеск, оптимизм, напор этого периода - это всего лишь открытие перспективы. Настоя-щим делом займется повзрослевшее человечество лишь в эпоху прогресса (XVII-XXI века). И не случайно один из главных создателей прогресса - Россия - в ту эпоху была малозаметной. Монголо-татарское иго началось в 1243 году и выключило Русь из процесса общемировых прозрений. Окно в синхронную историю человечества Россия начнет рубить лишь в конце XVII века.
|