www.xsp.ru/sh/ Лица РокаПРЕДИСЛОВИЕ
Если у грамотного человечества ещё сохранилась потребность в книгах, то тешим себя надеждой, что кому-нибудь пригодится и эта. Информационный голод теперь многие предпочитают утолять с помощью компьютеров. С их же помощью, плюс видео, успешно реализуется и потребность в развлечениях. Из прежних средств развлечений, помимо древнейшего (пьянства и вытекающих из него перспектив), остались разве что музыка, ну и разного рода гороскопы. Всё это приходится учитывать. Можно сформулировать примерно три причины появления этой книги. 1) Лет десять тому назад уже была издана похожая книга под названием "Путь Рока", где автор так и не высказался до конца. 2) Тайное может стать явным без обоюдных потерь (как для автора, так и для читателя). 3) Нынче нет дефицита в бумаге - так чего ж её экономить? А в основном дело в том, что ушедшее столетие оставило нам бесценное культурное достояние в форме джаза и рок-музыки, беспрецедентное по силе воздействия на эмоциональный аппарат Homo sapiens. Особенно это касается рок-музыки - искусства принятого широкими слоями молодёжи и поддержанного с неслыханным ранее энтузиазмом, способствовавшим возникновению понятия "контркультура". Мы обращаемся, прежде всего, к тем согражданам (а может быть и иностранцам), которым не надо объяснять, почему случилось так, что эта музыка заняла такое значительное место в их жизни. С нею (а порою - и ради неё) молодые люди шли по жизни 1) с одухотворёнными лицами, 2) с ощущением истинной красоты, 3) с сознанием сопричастности, 4) с любовью, надеждой и верой в будущее (но не в Партию). Главная тема этой книги - люди, создававшие рок-музыку. На страницах книги будут даны оценки творческого вклада того или иного рок-музыканта в "мировой рок-процесс", а также определены роли и места отдельных рок-музыкантов в рок-иерархии. Кроме того, по ходу повествования будут изложены как собственные, так и высказанные авторитетными специалистами соображения общекультурологичиского толка, проливающие свет, в частности, на природу творчества, значение того или иного музыкального явления. Помимо изложения справочного материала о деятельности достаточно известных рок-музыкантов, наверняка представляющего самостоятельную ценность, будет предпринята попытка сформулировать причины сходства и различия (по определённым признакам) музыки, рождаемой рок-авторами и исполнителями. Здесь, как и в первой нашей книге, мы будем опираться на оригинальный метод исследования - "структурный гороскоп", современную теорию, объединяющую в себе довольно широкие знания по истории, психологии и философии. В соответствии с высокими научными требованиями проводилась скрупулёзная исследовательская работа в плане проверки дат рождения музыкантов, поскольку именно этот параметр является ключевым в нашем исследовании. И поскольку ему во многих информационных источниках не придавалось такого серьёзного значения (если не сказать определяющего), то часто обнаруживались явные ляпы. Например, в ряде справочников и энциклопедий у знаменитого рокера Ронни Джеймса Дио в качестве года рождения фигурируют и 1949, и 1948, и 1942, и 1940 годы. Нам же удалось в одном из интервью с музыкантом выудить информацию, укрепившую наше убеждение, что правильной датой рождения следует считать 1942 год. И вдруг выясняется, что и эта дата "неправильная". Потом пришёл 2004 год - год президентских выборов в США - и старина Дио зачем-то решил баллотироваться на этот высокий пост. Появился сайт в Интернете, на котором чёрным по белому указан год рождения этого "кандидата" - 1940-ой. А ФБР, как все прекрасно понимают, на мякине не проведёшь. Или, к примеру, датой рождения клавишника группы Doors Рэя Манзарека составители практически всех справочников указывали1935 год. Из содержания книги американских авторов Джерри Хопкинса и Дэнни Саджермена, посвящённой жизнеописанию Джима Моррисона, [1] мы узнали, что Моррисон, обучавшийся вместе с Манзареком на факультете киноискусства в UCLA, был моложе Рэя всего лишь на четыре года. А Моррисон однозначно родился в 1943 году. В общем, приходилось частенько взвешивать, какие факты являются достоверными, а какие - сомнительными. В любом случае, не всегда можно быть уверенным и в том, что сами музыканты откровенны, когда называют дату своего рождения. К примеру, особую настороженность вызвали противоречия в публикуемых датах рождения членов "разгильдяйской" команды Slade. По одним источникам: двое из группы родились в 1950 году, другие два члена - в 1952-ом. В некоем польском справочнике по року (а затем и в Интернете) мы нашли совершенно иной расклад: трое родилось в 1946 году, и один - в 1949-ом. Нам-то, как раз и казалось, что на правду больше смахивают данные второго источника - уж больно "зрелое" лицо (для первого расклада) на фотографиях тех лет у Нодди Холдера. Да и можно ли вообще быть уверенным в "искренности" парней, которые даже обложки своих дисков вполне сознательно (и намеренно) оформляли с орфографическими ошибками? Надо ли объяснять, что публика в роке настолько "прикольная", что теоретически можно усомниться чуть ли не во всём, что они рассказывают о себе? Ведь соврут и даже глазом не моргнут (а в метрики их не заглянешь и все родильные дома не объездишь). Или же вот более "свежий" пример. Уже после окончания работы над этой книгой (которая несколько лет пролежала в столе) мы обнаруживаем, что Легенде Pink Floyd Роджеру Уотерсу авторы всяческих страничек в интернете стали поголовно присваивать в качестве даты рождения 1943-й год. Как известно, много народу информацию теперь черпает из недавно появившейся на свет Википедии. Может быть, оттуда, а возможно из каких-либо других источников, порою и добывается не досконально проверенная информация - не берёмся судить строго. Но любой живой человек не застрахован от ошибок. И в истории с Уотерсом настораживают некоторые "нестыковки". Где-то говорится, что отец Роджера погиб на фронте в том же году, когда родился Роджер, то есть в 1944-м. Где-то упоминается о двух его старших братьях, а где-то, - что Роджер был вторым сыном в семействе. На фотографии, которую можно обнаружить в интернете, вполне можно допустить, что на коленях у отца, боевого офицера, сидит не Роджер, а младенец, упоминаемый как второй старший брат. Также не совсем убедительно звучит, когда Сида Барретта (второй Легенды) называют одноклассником Роджера. Разночтений же в дате рождения Барретта нет (6.01.1946). В пользу же нашей версии свидетельствуют и такие авторитетные источники как сайт Зала Славы Рок-н-ролла или Allmusic.com. Мы вполне допускаем, что некоторые даты рождения, приводимые в справочниках, энциклопедиях, на сайтах и пр., не соответствуют истине, поэтому и не можем гарантировать, что где-то и у нас ("кое-где у нас порой") не фигурируют ошибочные даты рождения. (Да простит нас и старина Уотерс, если мы убавили ему год прожитой жизни, потому что по наблюдаемым нами признакам он, скорее, Обезьяна, чем Коза). Отчасти по этой причине мы не удостаиваем аналитического обзора творческие проявления другой "лихой" команды Kiss (из-за противоречий в датах рождения; с другой же стороны, о них и без нас сказано немало слов). К сожалению, не сложилось также твёрдого убеждения в том, что такие значительные фигуры поп-сцены, как Бадди Холли, Демис Руссос, Кэт Стивенс, включённые в конкретные главы, не попали туда ошибочно (поэтому о них мы высказываемся более осторожно и в меньшем объёме, чем они объективно заслуживают). И, тем не менее, мы надеемся, что путём добросовестно проведённой нами "аналитической" работы, в подавляющем большинстве случаев, удалось профильтровать имевшуюся в распоряжении информацию. Полагаем, что теперь она проверена и на 90-95% соответствует действительности, что с точки зрения научного подхода повышает достоверность (надёжность) сделанных на её основе выводов. Несколько слов о том, как (композиционно) выстроен текст. Аналитический и справочный материал по музыкантам распределён по двенадцати главам, в соответствии со знаками гороскопа. В конце книги приводится сводный алфавитный перечень индивидов, с указанием гороскопического знака. Интересующую вас музыкальную личность, можно найти в соответствующей главе. В начале каждой главы приводится перечень элиты рока и лиц, работающих в смежных областях. Далее расписываются наиболее характерные проявления (музыкальные и не только), свойственные лицам рассматриваемого знака, и теоретический комментарий ("структурный анализ"). После этого приводятся отдельные портреты рок-музыкантов. В конце главы даны подробные таблицы, включающие всех наиболее известных музыкантов знака с краткими сведениями о каждом. Как и в предыдущей книге, мы своим исследованием охватываем, прежде всего, англо-американское сообщество, являющееся доминирующей территорией классического проявления мирового рок-процесса, однако не будут обделены вниманием и виднейшие фигуры из неанглоязычных стран. Мы также допускаем умеренный "заезд" в область поп-музыки (как более ёмкого явления: не надо забывать, что из неё и вырос рок), а также в области джаза, эстрады, классики и др. Отдельная глава посвящена женщинам рока, доля участия которых в рок-процессе значительно ниже мужской (не та, что в поп-музыке). Теперь - ряд пояснительных тезисов (для тех, кто не прочь углубиться в тему) об используемом нами методе. В отличие от классического восточного гороскопа, положения которого декларируются бездоказательно, так называемый "структурный гороскоп" гораздо ближе к традиционной науке. Его положения, по утверждению авторов теории, добывались путём статистической обработки огромного объёма данных из духовной и социальной сфер жизни человечества. В основе его, тем не менее, заложено то же самое, что и в классическом гороскопе, распределение людей на двенадцать типов. Каждый из них характеризуется особыми признаками, свойственными именно этому типу или отличающими его от других. В самом общем виде структурный гороскоп в каждом человеческом типе выделяет его специфические потенциальные возможности, заложенные в него природой (т. н. "гормональный статус"). [2] Они присущи каждому конкретному типу (из двенадцати возможных). Это своего рода код, с которым человек появляется на свет. Индивидуум реализует себя успешней, если строит свою деятельность сообразно предрасположенностям, заложенным в природе его знака. Отправная, исходная структура - та же, что и в классическом гороскопе: двенадцать типов, каждому из которых присвоено название животного. В структурном гороскопе её называют "зоологической структурой". Кроме исходной, теория выделяет ещё три структуры: социологическую, идеологическую (или философскую) и психологическую. Социологическая - указывает на ориентацию личности в обществе. Либо индивид ориентирован вовне - экстраверт, экзотерик, он же - "открытый знак". Либо внутрь себя (вещей) - интроверт, эзотерик он же - "закрытый знак". Или же он выбирает определённую ограниченную зону деятельности; тогда он - "ортодокс". Идеологическая (или философская) - объединяет людей (и тем же отличает одного от другого) по типу мышления. Их четыре: логический, волевой, интуиционный и мистический. Психологическая структура выделяет также четыре типа: жалостливый, нежалостливый (безжалостный), взлётный, приземлённый. В дальнейшем, по ходу повествования, мы будем подробнее останавливаться на различных аспектах структуризации, сразу иллюстрируя их проявления фактами. Как структуры определяются? Принципы такие (здесь в ходу несложная арифметика): В социологической структуре усматривается периодичность в три года (каждый третий). Отсюда - три четвёрки: "открытые" знаки - Крыса - Кот - Лошадь - Петух "закрытые" знаки - Кабан - Тигр - Змея - Обезьяна "ортодоксы" - Собака - Бык - Дракон - Коза К примеру, по годам рождения это выглядит так: "открытые" - 1948 - 1951 - 1954 - 1957 "закрытые" - 1947 - 1950 - 1953 - 1956 "ортодоксы" - 1946 - 1949 - 1952 - 1955 В идеологической (философской) структуре - интервал между знаками четыре года. Имеем четыре тройки: "логики" Бык - Змея - Петух, например, 1949 -1953 - 1957 "волевики" Тигр - Лошадь - Собака, 1938 - 1942 - 1946 "интуиторы" Кот - Коза - Кабан, 1963 - 1967 - 1971 "мистики" Дракон - Обезьяна - Крыса 1940 - 1944 - 1948 В психологической структуре (самая простая арифметика) знаки идут подряд. Тут также четыре тройки: "безжалостные" Кабан - Крыса - Бык, например,1959 - 1960 - 1961 "взлётные" Тигр - Кот - Дракон, 1950 - 1951 - 1952 "жалостливые" Змея - Лошадь - Коза, 1941 - 1942 - 1943 "приземлённые" Обезьяна - Петух - Собака, 1932 - 1933 - 1934 Все структуры можно описать единым шифром. При этом следует учитывать, что в идеологической структуре в качестве базовых рассматриваются два элемента, соответствующие двум способам познания: "интуиция" и "логика", выступающих как своего рода гарантии, фильтры (по типу заводского ОТК). Сочетаясь, эти два элемента дают новое качество, отсутствие их также даёт новое качество. Слияние логики и интуиции даст волевой тип, их отсутствие - мистический. Математически это можно изобразить в двоичной системе: Интуиционный тип мышления - 10 Логический - 01 Волевой - 11 Мистический - 00 Такой же принцип применён и к психологической структуре. Только здесь в качестве базовых (опять-таки - гарантий, фильтров) берутся два психологических элемента: "приземлённость" и "взлётность". Сочетаясь, они дадут новое качество - жалостливость, а отсутствие их даст безжалостность. Выражаясь математическим языком, имеем описание четырех качеств психологической структуры в двоичном коде: приземлённость - 10, взлётность - 01, жалостливость - 11, безжалостность - 00. Объединяя кодирование, получим четырехразрядные двоичные числа для всех двенадцати знаков, в которых значение разрядов по порядку слева направо: интуиция, логика, приземленность, взлётность. Для удобства сведём в одну таблицу коды и свойства в трёх структурах.
Ещё одна деталь: в структурном гороскопе начало гороскопического года не всегда совпадает с нашим календарным Новым Годом. Принято считать, что каждый нечётный год начинается с середины января. Например, Род Стюарт, родившийся 10 января 1945 года, является по структурному гороскопу не Петухом, а Обезьяной. Наш трактат полностью игнорирует тему "зодиакального гороскопа", хотя можно допустить, что непохожесть индивидов одного знака по восточному гороскопу, порой значительная, может быть объяснена как раз с позиций зодиакального (если кому захочется провести подобное исследование - дерзайте). Желая внести доверительность в отношения с читателем, считаем необходимым "объясниться" сразу. Мы не принадлежим к числу тех, кто стучит себя кулаком в грудь, доказывая, например, что все мы "Кем-то давно уже вычислены". Вниманию читателя предоставляется, прежде всего, скрупулёзная подборка фактов и характеристик, а также некая система, точка зрения, которая может способствовать ориентированию в "море информации" и лучшему её усвоению. Всё это объединяется небезразличной для вашего эмоционального естества (раз уж вы приобрели эту книгу) темой - рок-музыка и её герои. Другое дело, что ни веру, ни скепсис никакая Конституция отменить не может. Здесь реально решающим фактором является право внутреннего выбора. Добавим, основываясь на личных наблюдениях, что и так называемый здравый смысл не всегда является помощником в постижении истины. Условные обозначения (сокращения) аcc - аккордеон b - бас-гитара (контрабас) bnj - банджо brass - духовые инструменты cello - виолончель cl - кларнет cmb - цимбалы cmp - композитор dr - ударные инструменты fl - флейта g - гитара hrm - гармоника (губная) kbd - клавишные инструменты ld-g - соло-гитара ld-v - соло-вокал mlt - мультиинструменталист mnd - мандолина mng - менеджер oboe - гобой org - орган piano - фортепьяно prc - перкуссия prd - продюсер R&B - ритм-энд-блюз snt - синтезатор st - ситар sx - саксофон s/w - сочинитель текстов tp - труба tr - тромбон v - вокал violin - скрипка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||