www.xsp.ru/sh/ Лица РокаИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ИНТУИТОР)Поскольку мы уже добрались до четвёртого из возможных типов творческого мышления (объединённого в очередную "идеологическую тройку"), то в этом месте повествования считаем уместным акцентировать внимание читателя на одном из самых важных для нашего исследования аспектов гороскопа. Структурирование всех двенадцати знаков может быть произведено ещё и следующим образом. Все мужчины, родившиеся в годы Кота, Козы и Кабана, в творчестве проявляют себя как "завершители", в отличие от мужчин годов Тигра, Лошади, Собаки - "новаторов". Остальные шесть знаков не являются ни "завершителями", ни "новаторами". Условно их можно назвать "разработчиками", чтобы отличать от "новаторов" и "завершителей". Разумеется, любой процесс в науке и искусстве не обходится без новаторов, разработчиков и завершителей - все категории важны и незаменимы. Четвёртому заключительному типу мышления (для так называемой "идеологической тройки") в структурном гороскопе было присвоено название "интуиционный" тип мышления. Он составляет противоположность "волевому" типу (коим обладают, в частности, уже знакомые нам Тигры). Интуиционное (оно же - образное) мышление порождает специфическое мировосприятие. Одним из проявлений такого восприятия мира и является так называемое "завершительство". "Интуитор" (он же - "завершитель") видит мир сложившимся, "завершённым", "волевик" (он же - "новатор") - меняющимся. Если "новаторов" интересуют, соответственно, истины и аспекты меняющегося мира, то "завершителей" - так называемые вечные истины и аспекты мира неизменного. Мышление "новаторов" - оригинально, они избегают чужих мыслей, пытаясь разрабатывать лишь принципиально новые темы, идеи, области. "Завершитель" - напротив, резонно полагает, что нет необходимости изобретать каждый раз велосипед, а потому предпочитает пользоваться чужими идеями. Всё можно отыскать в веках минувших, а если не отыскалось там, то отыщется недалеко, в иных краях, или ещё проще - под боком, у соседей-коллег. Это вовсе не означает, что у "завершителей" нет своих мыслей. Мысли у них рождаются, но они не новы. В этом свете, как один из признаков "завершительства" может рассматриваться "консервативность". В "идеологической тройке" (Кот-Коза-Кабан) именно для Кота наиболее характерны консервативные умонастроения в творчестве. Посмотрим внимательно на приведённые в "кошачьем" перечне фамилии музыкантов и прикинем, какие принципиально новые идеи они внедрили в рок-музыку. Да никаких! В лучшем случае они воплощали новаторские идеи своих коллег, работая с ними в одной группе, или же усовершенствовали идеи других "новаторов", сформулированные ранее. В ракурсе такого видения не удивительно, что мы находим в сводном списке Котов немалое количество мастеров блюза - устоявшегося, малопрогрессирующего, иными словами, "консервативного", жанра, являющегося, тем не менее, корневым, базисным для рока. Приводим для пущей убедительности расширенный перечень музыкантов, избравших амплуа исполнителей блюза и ритм-н-блюза: MUDDY WATERS (g, v), WILLIE DIXON (v, b, piano), JUNIOR PARKER (v, hrm), LUTHER ALLISON (g, v), MARVIN GAYE (v, piano, dr), ROEBUCK "POP" STAPLE (v, g), JIMMY VAUGHAN (g, v). Незыблем, словно американская конституция, в своей консервативности FRANK SINATRA. Безусловно, консервативны и упомянутые в этой главе мастера эстрады. Да и у рокеров в каждом конкретном случае обнаруживаются элементы консервативного отношения к делу. Итак, "консервативность" - наиболее характерный для музыкантов-Котов аспект "завершительства", а в последующих главах поговорим о "более фундаментальных" образцах его (завершительства) проявления в роке. "Феномен завершительства" на материале художественной литературы подробно описан в работах Григория Кваши. [28] На наш взгляд и рок-музыка предоставляет достаточно материала, исследование которого убеждает в существовании творческого явления, которое грандиозно по своим масштабам и в состоянии по-своему объяснить природу творчества - речь идёт о феномене завершительства. В альтернативной паре "новаторы - завершители", первые пробивают стены, открывая новые пространства, вторые же наследуют открытое новаторами, завершают чью-то незавершёнку, доводят её до совершенства, до высшей точки (подметая по пути крошки) - дальше возможен только абсурд, или открытие новых горизонтов (а это опять-таки дело новаторов). Как мы уже заметили, внутри "тройки завершителей" (коими являются Кот, Коза и Кабан), рок-музыканты знака Кота - не являются фаворитами (доберёмся и до оных). Происходит это в силу воздействия других структур ("открытости" - по социальной и "взлётности" - по психологической), рок-музыка - не лучшее поле для проявления творческого потенциала Котов. (Зато они очень убедительно смогли проявить себя в художественной литературе - В. Скотт, Дж. Голсуорси, В. Жуковский, М. Булгаков и др.). Главное "препятствие" - это тяготение к более доступной поп-музыке (знак Кота по нашим наблюдениям - самый преуспевающий на этом фронте). Поскольку поп-музыка - не основная тема нашего исследования, отметим лишь, что и в пограничных областях с тем, что считается "истинным роком" (хоть границы и прозрачны), тоже демонстрируются достойные образцы "завершительства". Ещё раз отдадим должное в этой связи мастерству таких лиц как CHRIS REA, STING, GEORGE MICHAEL. Из категории "пограничников" стоит выделить и такую творческую единицу как американский негритянский ансамбль Earth, Wind & Fire, где было сосредоточено сразу три Кота PHILIP BAILEY (v), VERDINE WHITE (b, v), RALF JOHNSON (dr, v). Руководимые "мудрой Змеёй" Морисом Уайтом (MAURICE WHITE), музыканты на высочайшем профессиональном уровне исполняли невообразимый коктейль рока, искусно синтезированного со всеми вариантами "чёрной" музыки (госпел, фанк, соул, ритм-н-блюз, джаз, и даже диско). Завершительство здесь выражается в том, что полноценно подражать (в таком духе) выработанному ими собственному стилю уже невозможно, дальше - тупик. А вот примеры из мэйнстрима. Американская команда Boston состояла из трёх "завершителей", главный из которых - Кабан TOM SCHOLZ (g, kbd, b, dr), плюс два Кота - BRAD DELP (v, g, dr) и BARRY GOUDREAU (g). "Завершать" им помогали два рядовых "разработчика" - Быки по знаку - FRAN SHEEHAN (b) и SIB HASHIAN (dr). Вполне можно допустить, что группа довела до логического завершения линию Deep Purple классического образца как один из вариантов её развития. В звучании Boston, помимо мощно акцентированного органа, применялось ещё три гитары (причем активно использовались и акустические), а также оригинальное многоголосие. А высокоценимый отечественной публикой за широту натуры потомок варягов YNGWIE MALMSTEEN даже задумал переплюнуть самого Блэкмора. И это ему почти удалось, поскольку, опираясь на гитарную школу Ритчи Блэкмора и работая в русле хард-н-хэви, MALMSTEEN был одним из первых в плеяде супергитаристов нового поколения, кто научился передвигать пальцы по грифу электрогитары с неслыханной ранее скоростью. Но стал ли он в результате таких потуг новатором? Вряд ли. Даже в компоненте скоростной игры он не был пионером, так как JOHN McLAUGHLIN (упражнявшийся, правда, в несколько ином направлении) ещё на рубеже 60-х - 70-х годов ставил "рекорды" скорости передвижения пальцев по грифу. А что касается направления или стиля, избранного горячим шведом, то он не был и "первооткрывателем" в синтезе рока и классики (тот же RITCHIE BLACKMORE успешно занимался этим делом). Ну, а подражания (пусть и мастерские) великим музыкантам-классикам разных эпох (в частности, использование тем из скрипичных концертов И. С. Баха и А. Вивальди) в рок-музыке уже на то время не считались "новаторским" приёмом. Другое дело, что подобное, и надо признать, доведённое до совершенства исполнительство, снабжённое высочайшей техникой владения инструментом, - и есть проявление "завершительства" (но граничащего с абсурдом). |