www.xsp.ru/sh/ Лица Рока

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ИЛЛЮЗОРНОСТЬ)

В так называемом классическом восточном гороскопе знаку Дракона не нашлось животного аналога в природе. И в этом, опять-таки, узревается мудрость древних создателей гороскопа. Вот как гласит один из современных текстов китайского гороскопа:

"Превосходящего своё окружение ДРАКОНА часто будет сопровождать чувство непонятости. В действительности им будут восхищаться, его будут слушаться…

Но каждая медаль имеет свою оборотную сторону, если возникает впечатление лёгкой судьбы у ДРАКОНА, не забудьте, что это иллюзия. ДРАКОН постоянно сверкает, но его блеск не столь ярок, что от него можно ослепнуть. Его сильная личность - только видимость. Он не существует реально - это животное для парада, карнавальная фигура, безмятежная и могущественная.

В соответствии со своими желаниями он будет изрыгать огонь, золото и воду, но его сожгут после праздника и, как Феникс, он вновь будет возрождаться из пепла для следующего праздника. Это химерическое животное". [40]

Так утверждает классический восточный гороскоп. Языком символов, образным языком древние мудрецы пытались обобщить и передать потомкам результаты своих наблюдений о взаимосвязи человека с живой природой. Для нас же, приверженцев структурного (и, смеем надеяться, более научного, с точки зрения методики) гороскопа, из вышеприведённого текста ясно главное - дракон животное мифическое его выдумали люди. Реально он не существует. А его прототип - это человек с сильно развитым воображением или подверженный иллюзиям. Есть ли в природе животное с сильно развитым воображением или склонное к иллюзиям? "На все сто" мы не уверены, что их нет (может быть, дельфины?). Однако если верить ученым-натуралистам, то всякое животное в своей жизнедеятельности подчиняется заложенным в него природой инстинктам и рефлексам (думать и воображать при этом не надо). Сообразно этому складываются характерные для каждого вида повадки и манера поведения. Дракон лишь иллюзия живого существа. Отсюда можно сделать вывод, что иллюзорность изначально выделяется как основное отличительное свойство этого существа.

У человеческого типа-Дракона "иллюзорность" проявляется как в самом образе мысли, так, часто, и в его деяниях, порою сильно отрывающихся от его насущных потребностей. Недаром во взглядах Джона Леннона на социальные и политические проблемы многие аналитики усматривают утопические умонастроения. Хотя идеи абстрактного гуманизма и революции, прежде всего в сознании человека, не так уж нежизненны и малополезны. А вот строки из книги российского культуролога В. В. Бокарева по поводу "оборотной стороны медали": "Путь к освобождению оказался для него самого длинным, извилистым. Живя долгие годы в иллюзиях, непросто отличить настоящее от фальши и обрести истину. Человек эксцентричный, Джон хватался за всё, что казалось ему новым, способным качественно изменить его жизнь. Стимуляторы, алкоголь, наркотики, восточные религии, психоанализ… Джон Леннон, как и большинство рок-музыкантов тех лет тоже, попал в ловушку". [41] И чтобы "покончить с Ленноном" (в переносном смысле, конечно, в буквальном - его "сожгли после праздника", т.е. 8 декабря 1980 г.), приведём для вящей убедительности собственные слова кумира: "Сильное влияние на меня оказал сюрреализм, я обнаружил, что мои фантазии не были проявлением безумия… Сюрреализм в моем понимании - это реальность…" [42] Куда уж дальше. Человек сам признался.

Авангардные течения в музыке, так не чуждые Драконам, - это тоже своего рода иллюзия. Иллюзия музыки настоящей. Такой, какой её задумал Создатель (опять атеисты занервничали). Однако и у авангардной музыки есть право на жизнь. Особенно, если учесть, что это право отстаивал такой "адвокат", как FRANK ZAPPA.

Ещё одна особенность, вытекающая из мифического образа Дракона, - это его способность менять лицо, многоликость. Можно даже сказать, что у него нет постоянного характерного лица (к тому же взгляд у дракона, в отличие от животных, не фиксирован). Непостоянство, разноликость, способность перевоплощаться демонстрируют многие двуногие Драконы. Тот же Джон Леннон. Показательны перевоплощения (вплоть до метаний) Манфреда Манна: от ритм-энд-блюза и бита, через авангард, арт-рок и поп-рок к нью-эйджу. Впечатляют эксперименты (чуть ли не во всех "чёрных" стилях и направлениях) Джеймса Брауна. За его спиной и госпелз, и ритм-энд-блюз, и соул с фанком, и более того, как утверждают музыкальные эксперты, именно Джеймс Браун (1985г.) "провозвестил" рэп. Фактические изобретатели панка Clash, во главе с Джо Страммером, впоследствии пришли к тому, что раньше оплёвывали "по долгу службы": к фолку, блюзу и джазу. Разнообразнейшие грани таланта мастера на "обширной территории" джаза и джаз-рока проявляются в исполненных вычурной фантазии музыкальных релизах негритянского Дракона Хэрби Хэнкока. Из молодого поколения рокеров в образ "перевоплощающегося дракона" вписывается (не без успеха) смуглолицый американец LENNY KRAVITZ (1964 г.р.). Ну и конечно "Фрэнк Заппа - причудливый, взрывной, авангардистский, гротесковый, непристойный, дадаистский. Он быстро ускользал из любого стиля и обретался в нём вновь, с неизменным открытием. Стили эпохи, направления и ритмы - они появлялись то вместе, то порознь, образуя гиперболизированные и изогнутые, как в кривом зеркале образы, создавая карикатурную, едкую, смешную и страшную пародию нашей эпохи". [43]

В развитие темы "нефиксированного взгляда" можем заметить, что впечатление размытости, "нефиксированности" оставляют и творения ряда музыкантов знака Дракона. В них нет той отточенности и "законченности", какая ощущается в музыке тех же "логиков" и, особенно, "завершителей". Имеет место некий такой не очень упорядоченный, поток сознания. Если это иногда неплохо воспринимается в русле авангарда (FRANK ZAPPA, DAVID BYRN, PETER BROWN), то как-то малоубедительно звучит в сфере "неаномальных" течений. Как будто он хочет сказать что-то от себя, его распирает изнутри, а выразиться нечем, не хватает собственных средств, приходится использовать либо чужие, либо не очень внятные. В этот ряд вписываются, на наш взгляд, такие музыканты знака, как JEFF DOWNES, DAVE STEWART (Euritmics), MANFRED MANN пост-битового периода, LENNY KRAVITZ.

Прежде чем перейти к отдельным портретам лиц драконьей породы, дадим ещё несколько штрихов в довершение портрета одного из ярчайших Драконов, каковым является почивший в Бозе 4 декабря 1993 года от вторичного рака простаты FRANCIS VINCENT ZAPPA. Со свойственной ему иронией он говорил: "Я никогда не имел намерения писать рок-музыку, мне хотелось писать серьёзную музыку и исполнять её в концертных залах. Было ясно, что никто не будет её играть, поэтому я решил создать для этого группу и играть рок". [44] По выражению "Нью-Йорк Таймс" он был "наиболее совершенным идолом и классиком рока". Его творческое наследие - это 67 (!) альбомов, выпущенных только при жизни. Кроме того, у него есть тридцать две композиции для хора и оркестра, музыка для четырёх балетов, двух полнометражных художественных фильмов и нескольких телесериалов.