www.xsp.ru/sh/ Лица Рока

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ЛОГИК)

В этой структуре (идеологической) мы уже также располагаем материалом для сопоставления: музыкантов знака Быка. Если у музыкантов-Быков мы обнаруживаем упорство и терпеливость, то у их коллег-Змей - ту же терпеливость, но достигаемую не столько упорством, сколько, так сказать, "усидчивостью" (змея подолгу может находиться в неподвижной позе - надо полагать, это она медитирует). Обнаруживаем то же мастерское применение на практике музыкально-гармонических и других приёмов и правил, причём без попыток выйти за их пределы в сторону анархии и авангардизма. Подобная "законопослушность" - одна из причин, объясняющих отсутствие в "змеиных рядах" панкеров и авангардистов. За счёт усидчивости музыканты-Змеи способны в совершенстве овладевать искусством игры на инструментах (как и у Быков, обнаруживается раннее, с детства, приобщение к музыке - многочисленные примеры можете сами обнаружить в биографических сведениях о музыкантах). Но они (возьмём теперь для сравнения три других типа идеологической структуры), в отличие от "мистиков" - "не отвязаны"; от "новаторов" (волевиков) - принципиально не пересматривают устои; от "интуиторов" (завершителей) - не представляют своими творческими достижениями высшую (завершительскую) фазу в развитии того или иного направления. Змеи - всего лишь "разработчики" (часто очень неплохие). BOB DYLAN - глубок, да, но, в лучшем случае, он реформатор, однако вряд ли революционер. Поскольку объединение фолка с роком (что приписывают Дилану как новаторство) "менее революционно", чем, к примеру, соединение джаза с роком. Потому что фолк был всегда; рок же - революционная музыка. Джаз - тоже в своё время представлял значительный переворот в музыкальном мышлении. (Объединение двух революций "революционнее", чем традиции с революцией.) Ну а синтез с фолком "напрашивается" всегда и везде (при условии, что Вы считаете себя сыном своего народа). Как мы уже упоминали, очень много песен, сочинённых Бобом Диланом, звучат привлекательнее (намного совершенней) в интерпретации других исполнителей-мастеров рока, чем с авторской подачи.

MIKE OLDFIELD не стал первым в рок-музыке мультиинструменталистом, поскольку метод наложения и запись в одиночку всего альбома ранее, ещё в 60-ых годах, предпринял JOHN MAYALL. Созданные же Олдфилдом шедевры вряд ли можно считать "слишком новаторскими": в годы их создания инструментальный арт-рок имел уже достаточный стаж своего существования. Другое дело, что Майк "глубоко копнул", - и это бесспорно впечатляет.

CHICK COREA - безусловно великий музыкант, но до него в подобного рода музыке своё веское "революционное" слово уже сказал MILES DAVIS (Тигр и, соответственно, "новатор"), а параллельно работал более "отвязанный" и изобретательный HERBIE HANCOCK (Дракон и "мистик").

Логический тип мышления - это своего рода неукоснительное соблюдение норм устава, и "логику" не хочется его нарушать. А если последнее порой и происходит, то это сопряжено с "душевными страданиями". Вот выдержка из статьи музыковеда М. Рыбака, приуроченной к шестидесятилетнему юбилею Чика Кориа: "Он всё больше и больше разочаровывается в музыке, которая не сочиняется, а "рассчитывается" чуть ли не в соответствии с математическими формулами, и которой явно не хватает эмоциональности и лирического контекста, не говоря о романтическом флёре, столь близком Кориа". [53]

Как уже отмечалось в главе о Быках, "логикам" в творчестве свойственно так называемое "конструирование". Вот как об этом говорит JOHN LORD (заметим, что в "золотом" составе Deep Purple в музыкальном строительстве участвовали ещё три "логика" - Петухи по знаку - RITCHIE BLACKMORE, IAN GILLAN и ROGER GLOVER): "… мы строили композиции в основном так: intro, которое тебя "забирает", куплеты и припевы, которые тебя не разочаровывают, и, под конец, аккорд, который гарантирует, что песня действительно останется у тебя в памяти!". [54] Такова одна из (почти математических) формул успеха.

Очевиден "конструкторский" подход к творчеству и у Майка Олдфилда. Ещё одна деталь: "По его словам, он просто сидел возле приёмника и учился "нота в ноту" повторять гитарные партии любимых музыкантов. Музыкальные предпочтения его включали кельтскую музыку, классику, хард-рок, блюз…". [55] Этот весьма распространённый метод обучения и овладения мастерством (наши музыканты называют это "снимать") наиболее близок "логикам".

Тем не менее, следует отметить, что в отличие от суховатого и несколько прямолинейного Быка, Змея порождает более живую и эмоциональную музыку, вследствие векторного воздействия других структур: "углублённости" по социологической и "жалостливости" (лиризма) по психологической.