www.xsp.ru/sh/ Лица Рока

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ВОЛЕВИК)

До Лошади, из так называемой "тройки волевиков", нами уже рассматривались Тигры. (Потом мы разберёмся и с тем, где и как Собака порылась).

Одно из существенных проявлений волевого типа мышления - "новаторство". Для уяснения разницы между "провозвестниками" и "новаторами" возвращаем читателя к главе о Драконах, где мы толкуем о том, что "провозвестники" - круто изменяют ход развития, а "новаторы" же - порою сильно, но не круто. Другими словами, бывает крутой "новый поворот" (Андрей Макаревич тут ни при чём), а бывает "просто поворот". Так что, пожалуйста, следите за знаками (в том числе и дорожными).

Именно такое сочетание знаков: "провозвестник" - "новатор", Дракон - Лошадь, Леннон - Маккартни, и породило феномен Beatles. "У Маккартни не было никакого желания действовать по чьим-то указаниям со стороны… Но без язвительных замечаний Леннона, вносивших корректировки, его песни очень часто скатываются к бесцветной сентиментальности, и очень трудно понять, следит ли он за качеством своих песен или придаёт этому слишком мало значения". [70]

Считается, что эпохальный альбом "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band" (1967), направивший поп-музыку и рок-н-ролл в совершенно новое русло, был целиком заслугой Пола - от идеи до обложки, включая множество технических и музыкальных новинок. Однако нельзя недооценивать значение ещё одной фигуры в плодотворном сотрудничестве ансамбля, а именно: продюсера Джорджа Мартина (GEORGE MARTIN - 1926 г.р.) - Тигра по знаку, а, следовательно, "новатора". Когда Маккартни предложил пришедшую ему в голову идею обставить всё так, как будто оркестр сержанта Пеппера существует на самом деле, и эта запись - его выступление, то Мартину эта идея понравилась. Существует даже мнение, что заслуга создания одного из первых в рок-музыке "концептуальных" альбомов принадлежит, в первую очередь, Мартину, а не Beatles. "Маккартни с головой ушёл в работу над альбомом. Тогда Леннон вполне довольствовался тем, что подбрасывал смутные (курсив автора) идеи и предоставлял Мартину возможность воплотить их в жизнь. Пол постоянно находился рядом с Мартином, интересовался его намерениями относительно записи песен, следил буквально за каждой нотой. Подобное добровольное заключение вылилось в гениальную работу". [71]

В то же время (в 1966 году), параллельно за океаном, некто BRIAN WILSON (Beach Boys), который младше Пола Маккартни на два дня (родился 20.06.1942 г.), чуть ли не в одиночку подготовил материал, вошедший впоследствии в альбом "Pet Sounds", по мнению ряда критиков во многом даже предвосхитивший битловский "Sgt. Pepper". К тому же, к новаторским заслугам Beach Boys (где трудилась ещё одна Лошадь - AL JARDIN) причисляют изобретение ими чисто американского направления "surf" - очень модного в те годы в благополучной Америке. А, кроме того, такое значимое в рок-музыке течение, как "West Coast Rock" или "калифорнийский рок", якобы тоже сформулировали они же.

Ещё один американец, талант которого сначала достойно оценили лишь в "прогрессивной" на то время Англии, заслуживает титул Великого Преобразователя. JIMI HENDRIX стал одним из первых и главных новаторов в роке и оказал огромное влияние на всё его последующее развитие. Он обогатил новыми приёмами технику игры на электрогитаре и стал выдающимся экспериментатором в области звука: к примеру, именно Хендрикес начал использовать его искажение. Технику Хендрикса называют "иррациональной", настолько она была экспрессивной - ни один современный гитарист не мог превзойти его по богатству эмоциональной палитры.

Новаторство Рэя Чарлза так же не подлежит сомнению. Он был одним из первых, кто осмелился соединить госпел с ритм-энд-блюзом. "Метод соединения был довольно прост - на мелодию довольно популярной духовной песни им пелись совсем другие слова, вполне бытового содержания… При замене духовно-религиозных текстов любовно-эротической тематикой, как, например, в песне "Hallelujah, I Love Her So", сохранялись даже типичные для молитв слова и обороты… Вначале негритянская общественность отрицательно отнеслась к подобным новшествам… Но настойчивость Рэя Чарлза и, главное, погоня за новыми формами музыкального бизнеса одержали верх". [72] В наши задачи не входит анализ направлений, которые имеют косвенное отношение к рок-музыке. В данном случае мы подразумеваем негритянскую линию развития, приведшую к появлению соул-музыки. И, в этой связи, не так важно - кого считать главнее в изобретении "соул": Джеймса Брауна или Рэя Чарлза. Посему ограничимся вышеупомянутым раскладом: JAMES BROWN - "провозвестник", RAY CHARLES - "новатор", но великий. К тому же, Джеймс Браун сам объявил себя "соул-братом №1" в Америке. Ему там виднее. Тем не менее, "вокальная манера Рэя Чарлза, а также его поиски в стиле соул оказали огромное влияние на всех музыкантов мира" (выдержка из рок-энциклопедии под редакцией Сергея Кастальского) - и это действительно так и есть.

Стоит выделить и такую значительную фигуру, стоящую непосредственно у истоков высокопробного джаз-рока, как британский гитарист и композитор JOHN McLAUGHLIN. В музыкальной концепции возглавляемого им Mahavishnu Orchestra явственно прослеживается влияние другого великого новатора Майлза Дэвиса (Тигра по знаку). Тем не менее, Маклафлин сумел значительно расширить рамки джазовых традиций, вводя в структуры своих композиций элементы жёстких ритмов хард-рока, мелодические приёмы из арсенала восточных, в частности, индийских музыкантов.

Помимо деятельности вышеупомянутых корифеев, следует отметить и благие намерения, направленные на "освежение" (не путать с "освежеванием") рок-музыки, связанные с творчеством музыкантов-Лошадей "новой волны" (new wave - само название уже предполагает определённую новизну). Можно выделить такие популярные фигуры, как IAN DURY, ELVIS COSTELLO, BOB GELDOF, ADAM ANT.

Поговорим немного и о другом (фактически определяющем по идеологической структуре) аспекте знака - волепроявлении. Когда говорят "рабочая лошадка", то подразумевается воля к труду.

Вернёмся к классикам. Начитанным битломанам должно быть известно, что когда "ливерпульская четверка" испытывала период "разброда и шатаний", то именно PAUL McCARTNEY представлял ту цементирующую силу, которая удерживала коллектив от развала. К моменту работы над альбомом "Sgt. Pepper" GEORGE HARRISON впал в депрессию от несбывшихся надежд и откровенно намекал, что хотел бы уйти из ансамбля, где он играет роль третьей скрипки. Внедрение в саунд утончённых сложных студийных электронных эффектов как бы подчёркивало неуместность звучания ударных инструментов RINGO. BRIAN EPSTEIN в то время постоянно принимал таблетки, пьянствовал и "проводил ночи со всякой швалью, которую подбирал возле военных казарм в Найтсбридже". [73] JOHN LENNON тоже, всё больше и больше накачивался наркотиками, до потери равновесия, и теперь его повсюду сопровождала странная японка. "Только Пол, по-прежнему полный энергии и оптимизма, продолжал заниматься делом… Леннона перестало увлекать положение рок-звезды, каковой он себя считал. Подобно Харрисону, он был занят поисками какой-то новой цели. Но какой бы она ни была, эта новая цель, она не предусматривала передачу Маккартни лидерства в ансамбле, который Джон создал и который по-прежнему считал своим". [74] "Наступило время эксперимента", - говорил Мартин. - Джона одолевали сомнения, его беспокоило, примет ли альбом публика, но, поскольку записью альбома теперь полностью руководил Маккартни, он отметал сомнения Джона и был полон решимости выжать из ансамбля максимум возможного". [75] "Мартин вспоминал: "Пол постепенно стал единственным членом ансамбля, проявляющим активный интерес к его делам. Леннон работал серьёзно, но только над своей партией, остальное его не интересовало, Харрисон тоже. Пол занимался буквально всем". [76]

Другой характерный факт. Несмотря на то, что формально Пол Маккартни первым заявил о распаде ансамбля (в конверт его первого сольного альбома было вложено заявление о распаде Beatles в форме интервью), также известно, что Пол из последних сил пытался спасти ансамбль. И лишь когда окончательно убедился в невозможности реанимации разлагающегося трупа, то поступил таким, может быть и оригинальным, но, тем не менее, эгоистичным образом.

В нескольких словах и о других образцах волепроявления, свойственного знаку Лошади. Бесспорно наличие силы воли в работе любого слепого музыканта. А о степени концентрации воли свидетельствует колоссальный успех у публики Рэя Чарлза. Напомним, что и другой широкопопулярный слепой исполнитель "чёрной музыки" STIEVIE WONDER - тоже "волевик" по знаку (Тигр).

JOHN McLAUGHLIN, повредивший себе фаланги пальцев руки, нашёл в себе волевые ресурсы, чтобы после пережитой травмы почти вернуть прежний технический уровень игры на гитаре.

Много воли и энергии потратил на всякие хлопоты и BOB GELDOF (например, организовал ряд широкомасштабных благотворительных концертов, в том числе "Band Aid" и "Live Aid" в 1985 году, за что и был удостоен звания Рыцаря Британской империи; а ещё снялся в киноверсии "Wall" Pink Floyd).