www.xsp.ru/sh/ Лица РокаСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ОРТОДОКС)Этому, уже третьему после Быков и Драконов, ортодоксальному знаку также присуще постоянство в избранной творческо-исполнительской манере. Просматриваются и освоенные представителями этого знака "территории" ("зоны", "участки") с довольно чёткими границами, которые ими, практически, не нарушаются (если же это и происходит, то, как правило, даёт неубедительные результаты). Примеры для иллюстрации "высказанного": LONNIE DONEGAN - наиболее успешный исполнитель музыки sciffle (чисто английское течение, противопоставлявшееся американскому ритм-энд-блюзу и царившее на британской поп-сцене во второй половине 50-х годов). Волна битломании смела певца с пьедестала, и в 1963 году он прекратил выступления. PETE SEEGER, JOHN DENVER, BERT JANSH (Pentangle), ALAN STIVELL - творчество этих незаурядных музыкантов протекало в той или иной степени в русле фолка и фолк-рока, и попыток выбиться из русла ими не предпринималось. PETE WAY (UFO), DAVID LEE ROTH (Van Halen, сольное творчество) - видимо, до последнего патрона собираются отстаивать редуты хард-н-хэви. LARY CORYELL, VANGELIS, EDDIE JOBSON - свято верны избранному курсу, исполняя высококачественный некоммерческий арт-рок. STEVE JONES (Sex Pistols), STEVE SEVERIN (Siouxsie & The Banshees) - также долгие годы блюдут верность идеям панка. Безусловно, и Мик Джаггер с Китом Ричардсом, и Джим Моррисон - это те Козы, которые определяют творческий климат на двух огороженных территориях, называющихся Rolling Stones и Doors. Другая сторона "музыкальной медали" - слушатель. Если у "открытых" - самая обширная и разношёрстная аудитория, а у "закрытых" - преимущественно интеллектуалы, то у "ортодоксов" - своя особая публика, порою тоже не малая по численности, и среди неё также находятся интеллектуалы. И всё же, почитание "ортодоксами" своих кумиров более фанатично, и любовь эта прочнее и, так сказать, "разборчивее". В своё время многим из нас казалось, что Beatles - вершина, выше которой нет ничего (и никого). Они были не только высоко, но и недосягаемо далеко от нас, аж "за железным занавесом", и естественно, не было никакой возможности проникнуться атмосферой британского музыкального бума. Со временем мы узнали, что у взыскательной британской публики лондонские Роллинг Стоунз пользовались, порою, даже большим авторитетом, чем ливерпульские парни. "Роллинги" - более "стильная" группа, что предполагает наличие и более изысканного вкуса у слушателей. Сам Мик Джаггер легко отличал бабл-гам-поп а-ля Элвис от настоящей музыки, причём, по его личному убеждению, музыка должна быть "настолько чёрной и труднопонимаемой, насколько это возможно". И уж, коль мы употребили словечко "стильный", то отметим, что однокоренное понятие "стиль" (в данном случае - "индивидуальный исполнительский стиль"), собственно говоря, и есть указание на ортодоксальность. Среди музыкантов-Коз немало достойных похвалы субъектов, обладающих собственным, отличимым от прочих и распознаваемым "по особым приметам" стилем. У Роллинг Стоунз - этакое манерничанье с лёгким (но не отталкивающим) налётом извращённости, оно ощущается в пении Джаггера, легко узнаваемом среди пения тысяч других вокалистов. Алексис Корнер, давший на Джаггера одну из первых рецензий, писал: "По сути, он изменил представление о том, что означает быть мужчиной. Актёрская манерность Мика совсем не похожа на все мужские роли театра. Его игра скорее напоминает кокетство Мэрилин Монро. И, сказать правду, глядя на него, ощущаешь неловкость". [103] Признаки индивидуального почерка, а, следовательно, и исполнительского стиля группы, содержат и выразительные "рваные" гитарные фразы Кита Ричардса. Стиль ансамбля Doors во многом определяла вокальная манера её фронтмэна. Одним из основных элементов сценического имиджа группы были полные значения паузы, когда доверительный баритон Джима Моррисона порою смолкал на середине фразы. "На выступлении в университете Нью-Йорка Джим держал паузу во время исполнения "Конца" [104] целых четыре минуты и публика молчала. Казалось, что температура в зале достигла критического уровня, что зал вот-вот взорвётся, и Джим, почувствовав это, махнул рукой, и музыка зазвучала вновь". [105] Неотъемлемая исполнительская единица ансамбля Beatles GEORGE HARRISON лишь при поверхностном взгляде был в тени двух главных заправил, составлявших творческий дуэт LENNON - McCARTNEY. "Джордж никогда не сочинял вместе с Полом или Джоном - только один. У него свой почерк. И в этом, как и во многом другом, Джордж повлиял на остальных Битлз, введя в их обиход индийскую музыку и индийские инструменты". [106] "Попытки Харрисона проникнуть в глубины восточной философии, его опыты с индийской народной музыкой оказали огромное влияние на молодёжную культуру Запада, став на время даже чем-то вроде моды". [107] А вот ещё пара цитат и об "обратной стороне медали". "... - У меня голос с маленьким диапазоном, поэтому я пишу совсем простые вещи...". "У него действительно небольшие голосовые данные, но, если судить по письмам, опубликованным в журнале "Битлз мансли", эти данные имеют большое количество почитателей. Фэны то и дело спрашивают в своих письмах, почему Пол и Джон не дают Джороджу петь побольше. "Это неправда, что они мне не позволяют. Я мог бы, если бы захотел. Просто мне не до того". [108] "Сам он говорил, что у него слабый голос. А я слушаю его - виолончели молятся. Я знавал одного психа - тот к врачу ходил: сделайте голос как у Харрисона. Поднебесное что-то. Магическое". [109] В стиле Харрисона музыкальные специалисты выделяют и другие особенности. Джефф Линн: "Джордж - король гитарного рок-н-ролла, его скользящая манера игры - как личное клеймо мастерового высочайшего класса". [110] Признаки выраженного индивидуального исполнительского стиля содержатся и в творчестве канадского гитариста Рэнди Бэкмана (RANDY BACHMAN - Guess Who, B.T.O.), особенно в рамках проекта Bachman Turner Overdrive, которые А. Кутинов определяет как "хэви-буги", а С. Кастальский - как "тяжёлый рок-н-ролл". Можно выделить и стиль американского коллектива Canned Heat, отличимый от стилей других ансамблей блюзовой ориентации и определяемый как "электроблюз". Одним из основателей этого ансамбля был ALAN WILSON, по знаку Коза. Уникальный для рока инструмент - арфу - внедрил подданный Британского Королевства ALAN STIVELL, которого А. Кутинов называет "адептом тяжелого националистического фолк-рока". |