www.xsp.ru/sh/ Лица Рока

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ЛОГИК)

Напомним тезис, уже изложенный нами во второй главе, согласно которому музыка может рассматриваться и как формализуемый объект. Не углубляясь сильно в теоретические аспекты музыкознания, отметим лишь, что к важнейшим средствам музыкального выражения (согласно теории музыки) относятся, кроме гармонии, также лад, ритм и метр. Именно эти составляющие музыки легче постижимы индивидами с логическим типом мышления, коим в свете структурного гороскопа обладают лица рассматриваемого знака. Ранее мы уже говорили о великолепном умении Петухов воплощать свои идеи в конкретную музыкально-гармоническую форму, часто безукоризненную по своей ладовой организованности (согласно музыкальной теории - одной из важнейших основ музыкального искусства). В рок-музыке же весьма существенную роль играют и два других из упомянутых музыкальных средств выражения - метр и ритм (единство ритма и метра отражается теоретическим понятием метроритм). Петухи-"разработчики" демонстрируют лучшие образцы владения метроритмической функцией в рок-музыке - начиная с клэптоновского Cream, подхваченные ансамблями Deep Purple, Creedence, Uriah Heep, 10 cc, Iron Maiden, в которых роль Петухов была определяющей. Тут уместно упомянуть и Боба Марли (BOB MARLEY), короля реггей - музыка этого направления в значительной степени опирается на специфическую метроритмику.

Вместе с тем, сопоставив рассматриваемый знак с другими (см. предыдущие главы), можно отметить и следующее:

"Привязанность" логического типа мышления к "ладово-гармоническому порядку", в случае с Петухами, отнюдь не является сколько-нибудь заметным минусом в таком деле, как рок-музыка. Если говорить о вокале, то чуткое ухо истинных ценителей может уловить ту разницу в исполнении, которая отличает, что называется, "рок-певцов от бога" (ROBERT PLANT, MICK JAGGER, JON ANDERSON, ROD STEWART, DAVID BYRON), от рок-вокалистов, принадлежащих к анализируемому знаку. Например, известный журналист и продюсер звукозаписи Пол Роланд по поводу формирования второго ("золотого" - Mark II) состава Deep Purple замечает: "Новому певцу, Иэну Гиллану, не хватало тонкости Роберта Планта из Led Zeppelin, но у него был достаточный объём лёгких, чтобы его можно было услышать поверх мощных аккордов и одной из самых внушительных ритм-секций в роке". [190] Если быть до конца принципиальным, то можно было бы "придраться" даже к таким авторитетным рок-музыкантам, как GARY BROOKER, JOHN FOGERTY, KEN HENSLEY, ERIC CLAPTON, JOHN MAYALL, упрекая их в том, что они не гениальны в вокале. Но это будет не совсем справедливо, хотя бы по той причине, что рок-музыка - не оперный жанр, и в ней сложилась несколько иная шкала ценностей.

Свойственное логикам "конструирование", наблюдаемое у Быков и Змей, присуще также и Петухам (вспомним объяснения на этот счёт Джона Лорда в главе о Змеях). Музыкантов-Петухов заботит форма - совершенству формы, по их убеждениям, принадлежит очень важная роль. "Мне нравится музыка, облечённая в форму", - конкретно заявляет в одном из интервью IAN GILLAN на вопрос о том, какая музыка ему по душе. Чёткие и ясные по форме композиции характерны для творчества Deep Purple и Creedence Clearwater Revival (Петухи), что несколько отличает их по этому признаку как от Led Zeppelin, так и от Black Sabbath (Крысы). Или же возьмём, к примеру, саунд 10 cc(три Петуха). По убеждению специалистов, он представляет собой усовершенствованный, отшлифованный, выверенный до нюансов "добротно сшитый" (выражение Севы Новгородцева) саунд Beatles допепперовского периода. От несколько сыроватого саунда великих предшественников звучание 10 cc отличает, так сказать, "идеальная архитектура". Подобная "логика" присуща и композициям Procol Harum. "В сочинениях Гэри Брукера различалось влияние барочной традиции, как в аккордовых последовательностях, так и в басовых партиях и почти математических (курсив наш, - авт.) фразах мелодии" [191].

Творчество Петухов-логиков, несмотря на их определённые неоспоримые находки, не следует расценивать как новаторство. (Для новаторских подвигов есть Лошади, Тигры и Собаки.) Разработки лиц "петушиного" знака приводили, тем не менее, к значительному качественному сдвигу в рок-музыке: собственно, благодаря им, и начали обретать реально осязаемую форму, в первую очередь, такие важнейшие направления, как хард-рок и арт-рок. Кроме того, они способствовали совершенствованию музыкального языка рока и формированию многообразия стилей, создавая при этом яркие полотна, несомненно, украсившие галерею мировой рок-музыки.