www.xsp.ru/sh/ Поиски ИмперииПОСТИМПЕРСКОЕ РАЗВИТИЕ (869-1453)Восемь лет (861—869) уходит на перемену ритма, именно в эти годы убивают выдающегося политика Варду. С 869 по 1013 год проходит первый цикл по ритму Востока, с 1013 по 1157 год — второй цикл, с 1157 по 1301 год — третий цикл, ну, и наконец, с 1301 по 1445 год — последний полный цикл Византии. Первый постимперский цикл можно считать удачным, и это немудрено, ведь дорога, накатанная империей, еще прямая и гладкая. Правление Македонской династии (867—1056) — время расцвета средневекового византийского государства. «К счастью для Византийской империи, ею в эти сто пятьдесят лет управляли выдающиеся императоры: Василий I, основавший новую династию (убийца кесаря Варды и Михаила III. — Авт.), затем узурпаторы Роман Лекапин, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, сохранившие, однако, жизнь законным представителям династии и уважавшие их права, и, наконец, Василий П. На рубежах империи эти правители достигли выдающихся успехов. В Азии граница после наступления на мусульман отодвинулась от Галиса до Евфрата и Тигра, была завоевана северная Сирия, и Иоанн Цимисхий довел свои победоносные полки до ворот Иерусалима. Отвоевание Крита возвратило Византии господство в восточном Средиземноморье. В Европе Василий II в результате тридцатилетней войны (986—1014) разрушил болгарское царство, оспаривавшее в Византии при царях Симеоне и Самуиле гегемонию на Балканском полуострове. Никогда со времен Юстиниана Византийская империя не знала подобной экспансии. Она простиралась от Дуная до Антиохии и Сирии, от присоединенной Армении до южной Италии; вокруг империи группировались вассальные государства: итальянские и славянские, кавказские и армянские; Русь, обращенная в христианство с 989 года, вошла целиком в сферу влияния Византии» (Ш. Диль). Как заботливый садовник закладывает сад на долгие годы, так и имперский цикл выковывает мощь будущих времен. Силен был Рим после Августа, сильна была Русь после Ивана III (вторые имперские циклы), основные территориальные приращения России сделаны не во время имперского цикла, а сразу после него. Однако истоки мощи все же в имперском цикле, сумевшем поставить и решить задачи государственного существования, сумевшем сформулировать смысл существования государства. Смысл существования Византии — идея, давшая силу сражаться, идея истинности православной веры. Экспансия постимперской Византии была насквозь идеологической. Она несла свет христианства варварским народам, отвоевывала у мусульман святыни своей религии. Вселенское, апостольское, византийское православие уже не могло сосуществовать мирно с западным христианством. В 868 году, на входе в восточный цикл, патриарх Фотий написал энциклику (окружное послание) восточным патриархам, где обвинял «латинян» во всех мыслимых и немыслимых грехах (не так служат, не так крестятся и т. д.). На основе этой энциклики во втором цикле (1013— 1157) постимперского развития произошло разделение церквей на православную и католическую (1054). Следующий восточный цикл, по сути, уже не является постимперским, имперские постижения уже прошлое, энергия ушла. «После смерти Василия II (1025) нетрудно было бы при твердом разумном правлении продлить это замечательное процветание. К несчастью, управление империей попало в руки женщин и посредственных правителей, и скоро начался упадок» (Ш. Диль). Конечно, женщины тут совершенно ни при чем. У Византии началась столь свойственная восточной эволюции политическая деградация. В XI веке на троне сменилось 14 императоров. Разразилась, как говорили современники, «аномалия власти». Начали набирать силы тенденции к разделению территории государства. Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, Византия мгновенно развалилась на несколько государств. Как и полагается обычному восточному государству, Византия после взятия Константинополя крестоносцами еще несколько раз возрождалась и опять погибала. С каждой такой пульсацией ее восточный ритм угасал. Попытки последних византийских императоров в стереотипах восточной модели сохранить государство — уния с католичеством, с признанием главенства римского папы над константинопольским патриархом (1439) — оказалась безрезультатной. Окончательно Константинополь пал лишь в 1453 году под ударами еще одной империи ислама (Османская империя). Но прежде чем обратиться к империям ислама, нам предстоит проследить имперскую карьеру второго вечного народа — англичан. |