www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 54

Любовь и кино

Давненько мы не вспоминали брачную теорию, а она тем временем живет и побеждает. Очередную победу брачной теории должен продемонстрировать краткий обзор советских фильмов, в которых любовь и брак заявлены достаточно сильно.

Изначально понятно, что самым плодотворным для кино (не трогаем пока векторные пары) должен стать романтический союз. Такие союзы в жизни похожи на кино, а в кино и вовсе должны стать сказкой. Достаточно романтической парочке пройтись по улице, так все уже оборачиваются. Над головами у них нимбы, в глазах свет неземной, ими любуются, украшают жизнь, как цветами, не думая, впрочем, о том, какова цена этой красоты, свечения и благоухания. Для кино это клад. (Напоминаю, в романтическом браке разница годов супругов -2,6,10,14 и т.д.)

Классический вариант фильм "Алые паруса", в котором Ассоль играет Анастасия Вертинская (Обезьяна), а Артура Грея Василий Лановой (Собака). За все время фильма навряд ли наберется несколько минут, когда они вместе. Однако в этом и состоит фокус романтического союза -ему контакт не нужен, такой союз живет, преодолевая любые расстояния. Лановой и Вертинская весь фильм светятся раздельно, и каждый участник фильма, каждый зритель предвкушает прекрасную концовку, ибо понимают, Что они буквально созданы друг для друга. Концовка не разочаровывает - встреча сказочна и практически бестелесна.

Неожиданный пример - "Кавказская пленница". Шурик - Демьяненко (Бык) на горной дороге в достаточно романтической обстановке встречает прекрасную незнакомку - Нину - Варлей (Кабан), и вновь, как и положено романтическим отношениям, они очень чисты, а встречи влюбленных редки и мимолетны. Несмотря на то, что любовь в этом фильме вроде бы не главное, все подчинено ее законам. Шурик из неумехи и растяпы постепенно превращается во все более и более мужественного и рыцарственного, а Нина, напротив, из достаточно суровой туристки-альпинистки в довольно нежное и воздушное создание, что символизируется ее новыми одеждами. Хотите верьте, хотите нет, но в жизни все происходит точно так же.

Классикой романтического восприятия достаточно суровых жизненных обстоятельств стал фильм "Летят журавли", где Борис Бороздин - Алексей Баталов (Дракон) и Вероника - Татьяна Самойлова (Собака) остаются вместе, даже когда смерть встает между ними. Такое смогут сыграть только участники романтического союза.

Кстати, насчет Баталова, его популярность во многом объясняется его откровенным романтизмом. Романтизм надо подтверждать, и практически во всех своих фильмах Баталов играет романтические роли, играет в романтических парах. В фильме "Дорогой мой человек" в паре с ним Инна Макарова (Тигр), в "Девять дней одного года" с ним вместе Татьяна Лаврова (Тигр), в фильме "Бег" изумительно романтический дуэт создан с Людмилой Савельевой (Лошадь), в знаменито-кассовой сказке "Москва слезам не верит" он, естественно, с Верой Алентовой (Лошадь).

Из других замечательных примеров можно вспомнить "Войну и мир" с Вячеславом Тихоновым (Дракон) и Людмилой Савельевой (Лошадь), "Простую историю" с Михаилом Ульяновым (Кот) и Нонной Мордюковой (Бык).

Романтический брак - это сказка, но ведь кино тоже сказка, в жизни все сложней, и в ней сказки часто разрушаются. Идеальный вариант романтического брака представлен в "Солярисе", где любовь свершается по сути дела в воплощенной мечте, ну а чтобы мы поверили в это, подобрана сверхромантичнейшая пара - Донатас Банионис (Крыса) и Наталья Бондарчук(Тигр).

Гнездовой, или, как теперь чаще говорится, патриархальный, брак для экрана менее выгоден. Детишки, пеленки, огородик, на этом кина не сделаешь. Кроме того, сам патриархальный брак постепенно выходит из моды, ибо в нем второстепенны и любовь, и творчество, все, что так ценимо в современной жизни. Для любителей арифметики стоит напомнить что при этом союзе разница в годах знаков 4, 8, 12, 16 и т.д. лет.

Достаточно точный вариант союза разыгран в фильме "Служебный роман" с Алисой Фрейндлих (Собака) и Андреем Мягковым (Тигр). Производственные и служебные проблемы плавно перетекают на хозяйственные темы и бытовые подробности. Весь строй фильма как бы умышленно занижен, приземлен, герои лишены внешнего романтизма, никаких астральных связей, никаких алых парусов. Веселее становится, когда в трубе застревает кошка и за кулисами слышатся детские голоса, - вот романтизм патриархального брака - дети, дети и еще раз дети.

Нет никаких детей в "Девчатах", где главные роли у Николая Рыбникова (Лошадь) и Надежды Румянцевой (Лошадь), но ведь нет еще и брака. А ухаживания в таком лошадином союзе изображены очень точно. Тишина в таком союзе устанавливается только после загса, до того же все происходит довольно бурно. Кстати, весь строй фильма - производственная обстановка, строящийся дом, разговоры вокруг еды, ведра, кухня - все это круг тем гнездового брака. Определенная детскость, инфантильность - непременное условие для успешного патриархального брака. Не случайно герой выбирает инфантильную Тосю, а не зрелую Анфису. Никакой он не бабник, а чистый и простой парень.

Свой образ простого и ясного парня Рыбников показал еще в "Высоте", где его боевой подругой была Инна Макарова (Тигр), здесь вся обойма проявлений патриархального брака.

Трудности гнездового брака у знаков любви демонстрируют в фильме "Дело было в Пенькове" Светлана Дружинина (Крыса) и Вячеслав Тихонов (Дракон).

Третьим у нас на очереди равный брак. Он с точки зрения кино чуть получше патриархального, ибо дает возможность показать некий конфликт, противостояние мужчины и женщины - то ли социалистическое соревнование, то ли капиталистическую конкуренцию. В таком союзе можно и должно разгораться страстям, можно даже подбавить телесных контактов, что, впрочем, в советском кино не рекомендовалось.

(Для тех, кто умеет пользоваться калькулятором, напоминание - равным считается брак, в котором нечетный супруг на год, пять, девять лет старше четного или на три, семь и т.д. младше. Легче запомнить сочетания троек. Для тройки Лошадь-Тигр-Собака нужен кто-то из тройки Змея-Бык-Петух, а для тройки Кот-Коза-Кабан кто-то из тройки Крыса-Дракон-Обезьяна.)

Вот, скажем, "Собака на сене", в которой Диана - Маргарита Терехова (Лошадь), а Теодоро - Михаил Боярский (Бык). Настоящая битва, бесконечные беседы, все, что нужно для равного союза. И тема-то как хороша: можно ли любить неравного себе. В романтическом браке такие проблемы смешны, там любой мезальянс возможен и даже желателен. Концовка же фильма просто гениальна - как только достигнуто равенство, тут же под венец. Такой вот Лопе де Вега...

Казалось бы, романтическое приключение в "Иронии судьбы" с Барбарой Брыльской (Змея) и Андреем Мягковым (Тигр). Однако вспомним - есть в этом сюжете и бесконечные споры, и ссоры, чуть даже не драки и, конечно же, соревнование в песенном мастерстве как видим, все атрибуты равного союза.

Самым неразработанным в кино остается духовный брак (один из тройки Лошадь-Тигр-Собака, другой из тройки Кот-Коза-Кабам - это одна половина духовных браков, а вот другая: один из тройки Бык-Петух-Змея, другой из тройки Крыса-Дракон-Обезьяна). Чаще всего киносоюзы тут образуются как попытки режиссеров подыскать замену самим себе в фильмах, где главных героинь играют их жены. Слава Богу, духовных браков такого типа у нас хватает. Герасимов - Макарова, Александров - Орлова, Панфилов - Чурикова, Меньшов - Алентова и т.д.

Из прочих фильмов можно вспомнить знаменитый "Доживем до понедельника" с Вячеславом Тихоновым (Дракон) и Ириной Печерниковой (Петух). По сюжету фильма тут не годится патриархальный союз (нет быта), не годится равный (какое уж тут равенство), но и романтический плоховат (слишком много разговоров, слишком много мудрствования). А вот духовный, с его бесконечными "кривыми, окольными тропами" в самый раз. Присмотревшись к этому фильму, понимаешь, что будущее за духовным браком как в жизни, так и в кино.

Ну и, наконец, для самых ленивых режиссеров чудеса векторного брака. Тут все, что нужно для кино, - магия, страсти, гипноз, смех и слезы, восторги и ужасы. Хотите максимального возбуждения зрителя - снимайте векторные пары. Сводите Татьяну Друбич (Крыса) и Олега Янковского (Обезьяна), если вы Роман Балаян, сводите Евгению Симонову (Коза) и Александра Абдулова (Змея), если вы Марк Захаров, сводите Петра Глебова (Кот) и Элину Быстрицкую (Дракон), если вы Сергей Герасимов. Однако помните, огонь не жжет, пока он в печке. Векторное пламя - штука опасная и малоуправляемая.

"Зимняя вишня" с Сафоновой (Обезьяна), Соломиным (Змея) и Калниньшем (Крыса) - это уже векторный треугольник, в центре которого, конечно же, Сафонова. Никита Михалков (Петух) - профессор векторных построений - с легкостью подставляет себя под векторный удар Ингеборги Дапкунайте (Кот), видимо, вконец "утомленный солнцем". Вечный мученик векторных пар Костолевский (Крыса) то с Анастасией Вертинской (Обезьяна) мучается в "Безымянной звезде", то с Натальей Андрейченко (Обезьяна). Список можно продолжать бесконечно. "Веселые ребята" - Любовь Орлова (Тигр) и Леонид Утесов (Коза), "Три тополя на Плющихе" еще один векторный треугольник - Ефремов (Кот) - Доронина (Петух) - Шалевич (Собака), "Чапаев", "Экипаж", "Забытая мелодия для флейты" и еще многие-.многие фильмы. Но векторный союз - это по сути другая тема.

Остается подвести итог, который, впрочем, очень неясен. То ли наши режиссеры сущие гении, то ли система запуска наших фильмов гениальна и позволяет долго искать правильных исполнителей, то ли, напротив, режиссеры беспомощны и позволяют играть актерам то, что им велят их знаки. А вернее всего именно в нашей стране торжествует правда жизни, будь то кино, будь то любовь. Может, пару-тройку иностранных фильмов и сняли как надо, но в существенном количестве данный феномен существует лишь у нас.