www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Зазеркалье» № 114
Королева экранаМожет показаться, что совмещение гороскопов - это плод чистой теории, элегантная теоретическая игрушка, не имеющая серьезного практического смысла. На деле же все с точностью до наоборот, красота построения вторична. Первична же в совмещении гороскопов рабская преданная реальности. Причем, как уже было многократно сказано не всякой реальности, а только артистической, показной, образной, действительности имиджа или амплуа . Таким образом, в совмещении гороскопов не Хазанов и Чаплин следствие того, что они родились под знаком Шута, а наоборот, знак Шута образовался именно потому, что существуют Чаплин и Хазанов, а также Бестер Китон, Макс Линдер, Денни Де Вито и многие другие гении комического. Без их искусства никогда бы не был открыт знак Шута. Таким образом, искомый нами гороскоп Королевы - это всего на всего гороскоп реально существующей королевы мирового экрана Мэрилин Монро, обобщенный и теоретически обоснованный. Напомню, что Норма Джин Бейкер, в последствие Мэрилин Монро, королева экрана на все времена, родилась 1 июня 1926 года, а стало быть Тигр-Близнецы. Хотелось бы уточнить, что коронуя Монро говорят не о красоте (мало ли красоток в кино), и ни в коем случае не об актерском мастерстве (вряд ли Монро была великой актрисой), а лишь о том, что Монро как в кадре экрана, так и в жизни могла быть только первой и в лучах ее королевского сияния меркло все. Называйте это, как хотите - харизмой, породой, королевской статью, сиянием, массовым гипнозом, факт остается фактом - ее положение в мировом кино уникально. И это положение тем более уникально, что ничего особенного она в кино не сыграла. Теперь немножечко теории. У мужчин как мы помним такое сочетание гороскопов именовалось философским. Подразумевалось, что соединение воедино гармонии по разуму и гармонии по эмоциям рождает некое идеальное равновесие, универсальное умение и универсальное же безразличие ко всему - эдакий сверхчеловек, сверхгармоничный и сверхспокойный, бесстрастный и мудрый. Таким людям и в жизни и в кино трудно найти роль, ничего-то им не нужно. Однако если они чем-то займутся, то достигнут максимальных вершин, как это сделали Гете (Змея, Дева) и Данте (Бык, Телец), Шостакович (Лошадь, Весы) и Эйзенштейн (Собака, Водолей). Те, кто уже разобрался в теории, легко поймет (или вспомнит), что речь идет о так называемом нулевом сочетании. Кроме пяти выше упомянутых сочетаний есть еще семь: Петух - Козерог, Кабан - Рыбы, Крыса - Овен, Кот - Рак, Дракон - Лев, Коза - Скорпион, Обезьяна - Стрелец. В целом можно сказать, что речь идет о самом малочисленном знаке из всех семи. Так ведь философов и королев и не должно быть много. По традиции, начнем обзор все же с наших актрис. У нас номер один, безусловно, Анастасия Вертинская (Обезьяна, Стрелец). Уникальная актриса, с широчайшим диапазоном экранной реализации. Будучи уникально красивой женщиной, никогда не была просто куклой. В ее игре есть блеск и шик, но также ирония, тонкость, подтекст.... Но главное вновь в другом, никто не может сравниться с Вертинской в ее истинно королевском величии. Она не может быть не в центре вселенной. Как и в случае с Монро любой материал кажется мелким по сравнению с ее дарованием. Впрочем, в отличие от Монро, кое-что она все же сыграла. Ассоль в "Алых парусах", Гуттьере в "Человеке-амфибии", Офелия в "Гамлете", княгиня Мэри в "Не горюй", Мона в "Безымянной звезде". И все же она столь прекрасна, что заслуживала большего. Ей нужна была роль предмета массового поклонения, она приближалась к такой роли, но так ее и не дождалась. А вот у Елены Соловей (Кабан, Рыбы) такая роль была. В фильме "Раба любви" она сыграла обожаемую всем миром Ольгу Вознесенскую, божественную и утонченную звезду немого кино. Увы, придумать второй такой сюжет для королевского гороскопа было уже невозможно. В остальных своих ролях Соловей была не столь убедительна. Третьей королевой нашего экрана (а может и первой, все эти подсчеты очень условны) стала Татьяна Васильева (Кабан, Рыбы), сыгравшая могущественную и величественную экстрасеншу в фильме "Переступить черту". Еще в нескольких фильмах ей удалось показать мощь и стать, но все это были скорее эскизы, чем полноценные роли. Очень близки были к созданию королевского величия на экране такие актрисы как Любовь Полищук (Бык, Телец) (Жаннет в "Принце Флоризеле"), Елена Проклова (Змея, Дева), Людмила Касаткина (Бык, Телец) ("Укротительница тигров"). А вот Алле Тарасовой (Собака, Водолей) удалось сыграть королевское величие в прямом смысле в фильме "Петр 1", где она играла Екатерину 1. Прелесть ситуации заключалась еще и в том, что сама Екатерина 1, она же Марта Скавронская также обладала королевским гороскопом (Крыса, Овен) и во многом именно сыграла роль императрицы, ибо по рождению была всего лишь дочерью протестантского пастора. За одно отметим, что королевой королев остается Елизавета 1 Тюдор (Змея, Дева), безусловно, номер один в истории женской власти. В остальном, королевский гороскоп по большей части не востребован. Татьяна Лаврова (Тигр, Близнецы) ("Девять дней одного года), Галина Беляева (Бык, Телец) ("Мой ласковый и нежный зверь"), Руфина Нифонтова (Коза, Скорпион) не сыграли главных своих ролей в кино. Перед тем как мы обратимся к западному кино, одна маленькая теоретическая тонкость. Каждый знак есть некое усреднение между соседями. Так Шут среднее от Чудака и Философа, Чудак среднее между Шутом и Художником, а тот усреднение между Чудаком и Занудой. Нечто подобное есть во всех гороскопах. Именно принцип усреднения позволил китайцам вычислить Дракона, как нечто среднее между Котом и Змеей. Однако специфика гороскопа совмещения состоит в том, что один из знаков, а именно Философ (Королева) зажат между двух одинаковых знаков, а именно Шутов. Таким образом, юмор неизбежная черта всех философов и всех Королев. И в самом деле Татьяна Васильева ("Дуэнья"), Касаткина ("Укрощение строптивой", да и Анастасия Вертинская, при всем своем величии и шике, прекрасные комедийные актрисы. И это предает их величию окончательно универсальный характер. Теперь закордонье, тут простор для королевских ролей шире, всегда снимается какое-нибудь кино с костюмными ролями и венценосными особами. В первых строках, как уже было сказано, Мэрилин Монро. Ей бы платье с длинным шлейфом, пажей по обе стороны в шеренгах, а она блондиночек кудрявеньких играла. На второй строке великая и недостижимая Грета Гарбо (Змея, Дева). Вот уж кто гордо нес свое королевское достоинство, никакой суеты, никаких комплексов и дешевых сенсаций. Начав еще в немом кино, она очень скоро показала невероятной широты диапазон дарования. Характерно, что большой успех пришел к ней после заглавной роли в фильме Мамуляна "Королева Христиана". Ушла из кино Гарбо также по-королевски, гордо отвергая многие годы самые заманчивые предложения. Третье место отдадим несколько простоватой Джине Лоллобриджиде (Кот,Рак).Она,безусловно, народная королева. В этом смысле показателен знаменитый "Фанфан-Тюльпан", в котором она проходит путь с самых низов до королевской спальни, где дает королю Франции приличную взбучку. Впрочем, приходилось играть и королевские роли, в "Соломоне и царице Савской", "Имперской Венере" и так далее. Ушла Лоллобриджида из кино, как и Гарбо, гордо, жестко и спокойно, в расцвете сил и на вершине славы. В этом смысле Королевы аналогичны мужчинам с гороскопом Философа. Уход для них прост, проще, чем бесплодные попытки, во что бы то ни стало удержаться на плаву. Целый сонм прекрасных актрис имеют в своем гороскопе сочетание Коза-Скорпион. Итальянка Моника Витти, француженки Анни Жирардо, Катрин Денев и американка Джулия Робертс. Моника Витти долгое время была ведущей актрисой Антониони, демонстрировала глубокую душу при почти полном отсутствии текста. В дальнейшем сделала крутой поворот и прославилась как комедийная актриса. Анни Жирардо проделала такой же поворот в карьере перейдя от драматических ролей к комедийным. Да только юмор не грубый, не примитивный, без ужимок и прыжков, а весьма тонкий, построенный на нюансах. В результате Жирардо признается одной из самых универсальных актрис мирового кино. Ей подвластны абсолютно любые роли. Катрин Денев - символ Франции, любовь всех поклонников кино мира. Воплощение вечной женственности в самых разнообразных проявлениях, будь то романтические девушки или расчетливые любовницы, наивные провинциалки или неверные жены, холодные красавицы или страстно влюбленные женщины, эмансипированные дамы, искушенные светские львицы, самоотверженные матери, злобные мужененавистницы, невинные юные существа и сексуально озабоченные маньячки. В том же духе Джулия Робертс, с каждым годом все увереннее идущая к королевскому трону лучшей актрисы США, а может и всего мира. И вновь абсолютный универсализм, и широчайший диапазон ролей. Стоит также отметить знаменитую Риту Хэйуорт (Лошадь, Весы), также длительное время занимавшую трон королевы американского экрана. Именно ее величали "богиней любви" и признали эротической королевой Голливуда 40-х годов. Английская актриса Шарлотта Ремплинг (Собака, Водолей) прославилась в фильмах итальянских режиссеров, особенно же в "Ночном портье". В фильме "Париж ночью" сыграла крупную политическую деятельницу. Возвращаясь к отечественной современности, перечислим некоторых потенциальных королев. Любимая актриса Олега Табакова Марина Зудина (Змея, Дева), юная Елена Корикова (Крыса, Овен), звезды телеэкрана Ольга Грозная (Лошадь, Весы), Ирина Зайцева (Собака, Водолей) и Светлана Сорокина (Петух, Козерог), певица Наталья Ветлицкая (Дракон, Лев). |