www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Зазеркалье» № 144
Векторное киноДля Структурного гороскопа сто сорок четвертый номер куда более юбилейный, чем скажем шестидесятый или сотый, как никак двенадцать в квадрате. Называется такое число почему-то по-немецки – гросс. Смысл юбилея в том, что прошло двенадцать лет, то есть полный цикл публикаций в «Зазеркалье». Что касается подарков к юбилею, то тут все как всегда – очередная порция Векторных анекдотов. На этот раз про кино. Когда Владимиру Меньшову (Кот) дали «Оскара» за «Москву слезам не верящую», Никита Михалков (Петух) с горя запил. И сквозь пьяные слезы всем объяснял, что это вредительский шаг Америки с целью подорвать наше кино. Никите Сергеевичу еще дадут «Оскара». Правда время будет уже другим, и Америка от планов подрыва нашего кино перейдет к прямым действиям. Замечательный актер Александр Михайлов (Обезьяна) сыграл заглавную роль в фильме «Змеелов». Михайлову приходилось работать с очень ядовитой змеюгой на расстоянии пятидесяти сантиметров. Они даже полюбили друг друга (по словам Михайлова) и «расстались со слезами на глазах». Замечательный мультипликатор Ефим Гамбург (Бык) души в собаках не чаял, ну просто обожал их. Безмерность своего обожания он всегда пытался выразить в искусстве. Сначала он сделал мультфильм «Голубой щенок», но там победа собак как-то была не слишком очевидна, и тогда Ефим Абрамович собрал все силы в кучу и породил мировой шедевр под названием «Пес в сапогах». В этом мультфильме собачизм самого разнузданного и великолепного рода воспет и возвеличен. Собаки самые разные – Атос, Портос, Арамис, ну и, конечно же, Д’Артаньян. К ним примыкает болонка Буанасье. Все прихвостни кардинала разумеется трусливые и подлые коты. Победа собак полная и безоговорочная, юные щенки маршируют по улицам и поют гимн собачьей дружбе и преданности. Абсолютная вершина нашего кино «Белое солнце пустыни» рождался в сложнейшем противостоянии-слиянии Петуха и Кота. Для начала объединили свои силы сценарист-лауреат Валентин Ежов (Петух) и просто сценарист Рустам Ибрагимбеков (Кот), тогда еще совсем молоденький. Потом появился режиссер, еще не маститый, но уже бывалый («Женя, Женечка и Катюша») – Владимир Мотыль (опять же Кот). Он «выбил» у сценаристов право снимать кино по своему усмотрению, тут же придумав Катерину Матвеевну и поручив написать ей письма от красноармейца Сухова Марку Захарову (опять же Петуху). На этом цепь не оборвалась – появился еще Павел Луспекаев (Кот) поднявший роль таможенника Верещагина на недосягаемую пафосную высоту. Все вместе они сотворили тот кристалл неугасимый, что питает сердце русского народа уже много лет. Разумеется, стечение столь мощных Векторных энергий кроме нечаянного шедевра породило много чего еще. Например, в самый разгар съемок, когда чиновники решали – закрыть фильм или просто сменить режиссера, Валентин Ежов (Петух) самый старший среди всех и самый лауреат, накатил на Мотыля (Кот) по полной, за то, что тот так сильно отступал от сценария, но особенно за то, что взял на роль Верещагина «никудышного артиста с бабьими руками», имеется в виду Луспекаева (Кот). Атака Петуха на двух Котов была, с огромным трудом, отбита, и будущий шедевр продолжил кристаллизоваться. Однажды Игорь Владимирович Кваша (Петух) и Михаил Михайлович Козаков (Собака) решили прокатиться на колесе обозрения. Однако при сгорании их защитных оболочек выделилось такое безумное количество энергии, что колесо элементарно сломалось. Причем произошло это в тот момент, когда Козаков с Квашой были на самой верхней точке. Это метров 50, этажей 17… Ну застряли и застряли, сиди да жди. Но у Козакова видимо какие-то пространственные фобии (я его хорошо понимаю, у меня тоже нечто похожее) и он перепугался не на шутку, отчего непрерывно повторял как заклинание: «какая нелепая смерть, какая нелепая смерть», чем совершенно достал Квашу. Кольцо, колесо, тема смерти… Как-то Сергей Параджанов (Крыса) позвонил Георгию Данелия (Лошадь) и спросил где можно посмотреть его фильм «Не горюй!». Тот, предвкушая море восторгов, радостно заказал маленький кинозал, в котором они были единственными зрителями. Фильм закончился, Параджанов долго молчал, а потом сочувственно произнес: «Не расстраивайся. Каждый художник имеет право на неудачу». Когда режиссер Юлий Райзман (Кот) снял фильм «А если это любовь?», другой режиссер Сергей Юткевич (Дракон) тут же написал статью «А если это не любовь?». Артист Донатас Банионис (Крыса) не понимал как играть в «Солярисе» и буквально выполнял указания «повернись сюда, посмотри туда». Был уверен, что получится какая-то галиматья. Но на первом просмотре буквально прослезился и встал перед Андреем Тарковским (Обезьяна) на колени. Хотелось бы напомнить, что в самом фильме Банионис (Крыса) вставал на колени перед Николаем Гринько (Обезьяна), по фильму его отцом. Режиссер всегда хозяин, артист всегда слуга, но в тех случаях когда добавляется Векторная власть, рождается поистине анекдотическая ситуация. Никто не унизил бы так могучего Никиту Михалкова (Петух) как Эльдар Рязанов (Кот) давший ему роль позера, пижона и пустозвона в «Жестоком романсе». Крутой и могучий мачо Владимир Машков (Кот) в фильме Карена Шахназарова (Дракон) «Американская дочь» превращается в робкого суслика, тряпку и дурачка. Аналогично Фетин (Бык) буквально измывается над тиграми в фильме «Полосатый рейс». За одно полными идиотами представлены персонажи Грибова и Леонова (оба – Тигры). Капитан в исполнении Грибоедова путает свое лицо с обезьяньим, проваливается в люк, дрессировщик в исполнении Леонова что-то лепечет про вымя, бегает голым. Никто бы не посмел так обращаться с могучими Собаками как Александр Митта (Петух). Великого Леонида Филатова (Собака) искупал в куче неловкостей в «Экипаже». И по морде его бьют, и смеются над ним и подставляют. Алексей Баталов (Дракон) снял безупречного Луспекаева (Кот) в роли не просто гада, а какой-то слизи, гадины абсолютно подлой и мерзкой в «Трех толстяках». Он лжет, предает, отдает мерзкий приказ и тут же убивает исполнителя этого своего приказа. И это при том, что фильм детский и особенно плохих персонажей там нет. Все как бы в шутку. Кроме Луспекаева! А Станислав Говорухин (Крыса) уговорил своего друга Всеволода Абдулова (Лошадь) сыграть самого мерзкого и трусливого милиционера, у которого дача в Жаворонках. Отлилось ему в «Ассе», где Сергей Соловьев (Обезьяна) снял его в роли тупого и наглого бандита и убийцы, да к тому же неудачника в любви. И вновь Карен Шахназаров (Дракон). Не кого-то там, а величайшего режиссера Владимира Меньшова (Кот) в «Городе «Зеро» заставил играть какого-то жалкого и ничтожного неврастеника, не способного даже на самоубийство. Жутковатую оплеуху в фильме «А если это любовь?», совсем еще юной Жанне Прохоренко (Дракон) отвешивает Надежда Федосова (Кабан), которая по фильму ее мама. Особенно важно, что плюха не была случайной и проходной. Это центральный эпизод фильма, главное дело родителя по отношению к дитю. В «Неуловимых мстителях» Сидор Лютый в исполнении Владимира Трещалова (Бык) отходил нагайкой по спине Даньку – Виктора Косых (Тигр). Тот, естественно побоев не забыл и отомстил (как он говорит: «вернул должок») отстегав опять же по спине, но уже самого Сидора. Причем, что важно, ноги Трещалову держал другой Тигр – Вася Васильев игравший Яшку-цыгана. В фильме «Служебный роман» смачная оплеуха Новосельцева в исполнении Мягкова (Тигр) только на первый взгляд кажется не Векторной. Дело в том, что гадкий и мерзкий Олег Басилашвили (Собака) очень обидел милашечку-Слугу Светлану Немоляеву (Бык), что никак не мог стерпеть вечно преданный ей Мягков (Тигр). Не стерпел, отдал всю мелочь, что была в кармане и вдарил. В блестящем фильме Исидора Анненского (Лошадь) «Свадьба» идет игра в фанты и героине Веры Марецкой (Лошадь) выпадает целоваться с телеграфистом Ятем в исполнении Сергея Мартинсона (Кабан) как с «самым брюнетом». Но неожиданно побеждает грек …. в исполнении Осипа Абдулова (Крыса). Следует затяжной, умопомрачительный поцелуй, который по словам Марецкой сжег ее. Спустя лет 40 сцена практически повторена в фильме Никиты Михалкова «Механическое пианино». Вновь игра в фанты, вновь поцелуй в присутствии кучи народа. Но самое поразительное, что целуются вновь те же самые знаки – Александр Калягин (Лошадь) и Антонина Шуранова (Крыса), а за бортом вновь оказался Кабан – Николай Пастухов. Остается напомнить, что оба фильма являются экранизациями произведений Антона Павловича Чехова (Обезьяна) и у нас есть все основания прицепить Палыча к Векторной цепочке Кабан-Лошадь – Крыса – Обезьяна. Остап Бендер и Паниковский – это главная фишка «Золотого теленка» в швейцеровском прочтении. А все потому, что это Сергей Юрский (Кабан) и Зиновий Гердт (Дракон) состоят в Векторной паре. Ну кто бы еще смог так правильно уважать Остапа Сулеймановича, как ни Зиновий Ефимович. Браво Михаил Абрамович, браво Сергей Юрьевич. Ну а гусекрад - Гердт это даже не на века – это на тысячелетия. В любимом фильме («Асса») всегда найдется место для векторной цепочки. Она (Друбич), конечно же, Кабан, Он (Говорухин) конечно же Крыса. Никаким Вектором и не пахнет. Но, вдруг, откуда ни возьмись появляется мальчик Бананан, в исполнении Бугаева-Африки (Лошадь). Как все становится сразу по-сумасшедшему. Как сходит с ума Говорухин, как очарована Друбич… Ей-богу кино точно как жизнь. В «Собачьем сердце» Векторная тройка: Шариков - Владимир Толоконников (Коза), Преображенский - Евгений Евстигнеев (Тигр), Борменталь - Борис Плотников (Бык). Чего только не творят, в том числе и дерутся беспрерывно. Векторный кавардак. А снял все это режиссер Владимир Бортко (Собака). В фильме «Цыган» Михай Волонтир (Собака) оказался в центре векторного треугольника. С одной стороны, разумеется, Клара Лучко (Бык), а с другой — Нина Русланова (Петух). По сценарию две женщины должны были ругаться из-за Будулая. Но просто ругаться им показалось мало, и они стали биться мокрыми простынями. Бились страшно, исступленно, в азарте позабыв о страхе и боли. Никто не хотел уступить Будулая другой. «Ландыш серебристый» - чуть ли не единственное светлое пятно в нашем новом кино. Реальный праздник реальной психологии. Одна из причин – мощнейшая Векторная цепь. Сначала два друга центровались вокруг одной женщины Юрий Стоянов (Петух) - Алена Хмельницкая (Собака) – Александр Цекало (Бык). В таком построении, конечно же Хмельницкая центральный персонаж. Но вдруг откуда не возьмись к этому паравозику прицепляется Зоя в исполнении Олеси Железняк (Тигр). И все сразу смещается. Центровым становится Цекало и вообще все так замечательно закручивается. Кстати конкурирует с Железняк за Цекало другая Олеся – Судзиловская, и представьте тоже Тигр. Год Петуха начался 12 января. В этот день упал доллар, который накануне сильно поднялся. 13 января начались неполадки в американском космическом корабле летящем к комете, а также в российско-американском военном сотрудничестве (визит Сергея Иванова в США). |