www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Наука и религия» № 9 2001г.
Если вы ПетухПереход от года Обезьяны к году Петуха происходит около 13 января (речь о 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1991-м и т.д. плюс 12 годах). Артисты Георгий Тараторкин (11.1.1945) и Валентина Теличкина (10.1.1945) — несомненно, Обезьяны, что подробно и тщательно доказано. А вот режиссер Вадим Абдрашитов (19.1.1945) и композитор Максим Дунаевский (15.1.1945) — это уже Петухи, что опять же очень подробно доказано, в частности, с помощью их векторных пар. Таким образом, под вопросом лишь даты 12,13 и 14 января. С последним днем поможет разобраться революционер Моисей Урицкий, родившийся 14 января 1873 года. Заканчивается год Петуха в самом конце календарного года, уступая место в пространстве-времени Собаке. В декабре интересы Петуха очень уверенно защищает маршал Конев (28.12.1897). Но вот уже Сергей Эйзенштейн (22.1.1898) — несомненно, Собака, ибо он великий новатор, а среди Петухов таковых не найдется. Два уверенных доказательства, что Петухи «кончаются» в начале января (следующего года), — это Собаки-Козероги — неподражаемый Андрей Бол-тнев (5.1.1946) и незабываемый скульптор Зураб Церетели (4.1.1934). На холодных и расчетливых Петухов-Козерогов они никак не тянут. Таким образом, никакой речи о конце года Петуха в феврале, о первом новолунии Водолея. Все переходы по календарю и все — в январе, а то и в конце декабря. Теперь об имени знака. Оно достаточно точное. Многих родившихся в год Петуха можно было бы сравнивать с этой благородной домашней птицей, боевой, красивой, гордой. В повороте головы, в стати, во взгляде людей-Петухов, несомненно, есть что-то петушиное. И все же правильнее было бы называть знак Птицей, ибо есть среди Петухов орлы, коршуны, соловьи, индюки, вороны и даже попугаи. Петухи — великие полководцы, замечательные певцы, изумительные пародисты. И во всех этих качествах можно было бы найти, при желании, птичьи черты. Особенно поражают в Петухах их просто какие-то нечеловеческие возможности. Ни один другой знак не показывает таких странных качеств. Кто-то из Петухов исключительно жароустойчив, кто-то невосприимчив к холоду. Есть Петухи, не испытывающие жажды, есть такие, кто легко обходится без сна. И так далее. Причем все эти уникальные свойства, как правило, не следствие долгой тренировки, а некий врожденный казус. Ну как тут не вспомнить об экстремальных достижениях птичьего мира, известных всем из школьного курса зоологии? ЧИСТЕЙШАЯ ЛОГИКАВ мужском варианте Петух — знак логики. Причем в отличие от двух других представителей логической тройки — Быка и Змеи — логики чистейшей, не разбавленной другими стихиями, не отягощенной надуманными принципами. Именно формальная логика — единственное качество, рождающее великих полководцев. Полководец должен свести воедино время и пространство, должен уметь быстро и точно формализовать и классифицировать море информации. Змеи для этого излишне чувствительны, Быки — слишком политизированы. К тому же по скорости мышления они значительно уступают Петуху. Поэтому Петух был и остается, безусловно, единственным истинным гением военного искусства. Складывается величие полководца из трех главных направлений. Первое — реальная непобедимость на поле боя. Второе — крупный вклад в военную теорию, открытие новейших способов побеждать. Третье — строительство армии. Разумеется, все эти три направления поддерживают друг друга и их сочетание обеспечивает истинное военное величие. Нет нужды доказывать, что первым номером в военной мировой истории был Александр Васильевич Суворов. Он не проиграл ни одного сражения. Многие победы одержал при огромном численном превосходстве противника. Воевал с 18 лет до 70-ти. Величайший военный теоретик. Строитель уникальнейшей по боеспособности армии во всей истории человечества. Увы, путаница возникла в другом. Рассматривались две даты его рождения — 1729-й и 1730 годы. Историки уже окончательно было склонились к 1729 году. Но тут пришло время праздновать 250-летие Суворова, и оно совпало с празднованием 100-летия Сталина. Два юбилея решили развести довольно варварским способом, вычеркнув из всех энциклопедий верную дату. А Суворов, как мы выяснили, несомненный Петух, и дата его рождения — безусловно, 1729 год. За Суворовым следует Михаил Васильевич Фрунзе, обладавший теми же качествами полководца. Однако жил и воевал он все же меньше. Чуть больше Фрунзе прожил другой Петух — военный гений Петр Иванович Багратион. Недооценен историей Алексей Петрович Ермолов, который, быть может, не одержал нужного числа побед, но был великим строителем армии. Среди полководцев-победителей самой великой войны четверо из первых десяти — Петухи: Иван Степанович Конев, Кирилл Афанасьевич Мерецков, Иван Христофорович Баграмян, Василий Данилович Соколовский. На зарубежных полководцах подробно останавливаться не буду. Укажу лишь на фигуру Скандербега: этот великий албанский полководец также не проиграл ни одного сражения за 25 лет непрерывных войн. Возможно, этот список не всех убедит в гениальности военного Петуха. Иногда более яркими выглядят полководцы Быки, Обезьяны или Тигры. Однако Петух хорош тем, что дал больше других полководцев, не знавших провалов, а также тем, что практически не знает полководцев слабых. Среди же Обезьян-полководцев, например, если и есть гении, то столько же и бездарей в военном деле. В таких сферах чистой логики, как архитектура и мультипликация, Петухи прославились меньше. А вот среди фантастов две титанические фигуры — Станислав Лем и Борис Стругацкий. Они разрабатывали жанр логически безупречной фантастики, свободной от безалаберного фантазирования или примитивного бытового прогнозирования. Присущее Петухам логическое мышление, так благотворно влияющее на военных, фантастов, мультипликаторов и журналистов, не всегда, однако, стыкуется с реальностью. А потому, в системе власти, например, Петухи часто теряются, ведут себя неадекватно. Совсем другое дело — женщины данного знака. ЖЕНСКАЯ ВЛАСТЬЖенщины-Петухи вместе со Змеей — это два безоговорочных лидера мировой власти. (И то, что Петухам-женщинам чуть не хватает душевности, глубины натуры, тут им не помешало.) Первой строкой, разумеется, Екатерина II. Вначале — совсем немного везения, а потом гигантская и тон чайшая работа по продвижению к российской короне — и вот она императрица. В ее правление произошел невиданный взлет России на вершину мирового влияния. Столь высокого военного и политического положения, какое было при Екатерине II, Россия уже не займет никогда. Успех Екатерины II не был случайностью, он объясняется именно годовым ее знаком. Это подтверждается целым списком других женщин-Петухов. Царевна Софья открыла эпоху женской власти в России. Создала, как говорится, прецедент. Анна Иоанновна — 10 лет власти в послепетровской России. И пусть она правила не слишком талантливо, но твердо и стабильно. Мария Терезия — 40 лет блестящего правления, поднявшего Австрию с колен. В современной политике Петух — это Корасон Аки-но, президент и главнокомандующий Филиппин в 1986 —1992 годах, решительно вывела страну из кризиса; это Аун Сан Су Чжи — генсек партии, лидер оппозиции в Мьянме, лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. У нас в России, в парламенте и правительстве, женщины-Петухи не прославились. Однако в другой, контролирующей, власти — на телевидении — позиция среди женских знаков явно лидирующая. Татьяна Мит-кова возглавляет канал, Светлана Сорокина и Кира Прошутинская — чрезвычайно влиятельные фигуры, причем не только в телевизионном смысле, но и в политическом. Воля знака выглядит, как и всякая воля, очень тихой и неспешной, однако не стоит питать иллюзий по поводу ее жесткости. Сконструировав свою власть, волевой знак никогда ее не упускает, сохраняя полнейший контроль в первую очередь за подчиненными людьми. Королеву играет свита... Чем лучше свита, тем значительнее королева. КОСМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМПопав в векторную цепь между Котом и Собакой, Петух несколько сдвинут к меланхолическому темпераменту, скептицизму. Однако космический оптимизм, с его философствованием и надмирностью, остается флагом знака. «Председатель земного шара» Велемир Хлебников создавал «звездный язык». Александр Чижевский попытался связать мировую историю с влиянием Солнца. Можно вспомнить философию Кьеркегора, поэзию Навои, прозу Фолкнера, кинематограф Григория Чухрая, но лучше всего о космосе Петуха говорит музыка знака. В некоторой степени — Джузеппе Верди, но в большей степени — Рихарда Вагнера, который осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»... Величественные музыкальные драмы на мифологических сюжетах — это именно то, что более всего соответствует космическому масштабу Петуха. Два других космических оптимиста — Тигр и Дракон — вытаскивают свою космичность из собственной же взлетности. От этого и философов и поэтов у Тигра и Дракона намного больше. Петуху же свой космический настрой приходится сочетать с приземленной психологией. На обыденном уровне космический оптимизм проявляется как отстраненность от людских страстей, уверенность в том, что все будет благополучно, а потому нет причин для переживаний. ПИОНЕР ИЗ ПИОНЕРОВПионерских знаков три: Петух, Коза, Кабан. При этом Коза и Кабан своих идей не имеют и внедряют в жизнь новое, но не свое. Истинным пионером, который все начинает с абсолютного нуля, является лишь Петух. Если как следует покопаться в истории науки и техники, то в каждой области обязательно найдется какой-нибудь Петух, подававший самые большие надежды, но по чьей-то злой воле не доделавший дело до конца. Юрий Кондратюк был пионером ракетной техники, написал основополагающие труды по космонавтике, в частности «Завоевание межпланетных пространств». Увы, погиб в расцвете сил. В Космос выводили человечество совсем другие знаки, более земные и конкретные. Таких историй множество. Например, Роберт Бар-тини. Был одним из самых талантливых авиаконструкторов. Да и прожил долго. Однако стать ведущим конструктором не удалось. А сколько еще таких было гениев, которые не смогли доработаться до строки в энциклопедии. Хрестоматийный пример: Владимир Татлин, признанный гениальным за проект памятника-башни Третьему интернационалу. Построить башню ему не удалось» так же как не удалось Кондратюку покорить Космос... И так далее. В любом списке великих изобретателей в первых строках Козы и Кабаны. Петухов почти нет. Потому что изобретателем считается не тот, кто придумал, а тот, кто довел изобретение до действующей модели. Петуху это трудно. Так же плохо с Петухами в литературе, живописи, экономике, психологии. При очевидном изобилии свежих идей очень слабая реализация. В обыденной жизни все то же самое — куча идей и никакой надежды на их реализацию. Впрочем, не все так безнадежно: мать, жена, государство, а иногда и само время (об этом — дальше) помогает Петуху занять свое место в истории человечества. ПРИЗЕМЛЕННОСТЬУдивительное рядом — мечтательный и звездный Петух не так уж оторван от грешной нашей жизни, ибо очень даже приспособлен к механическому труду, замечательно рукаст и чрезвычайно активен. В одной психологической тройке приземленности с Петухом еще Обезьяна и Собака. Обычно для иллюстрации их психологии упоминается кинематограф. Именно эти три знака создают эталонные образцы фильмов, в которых киноязык чист от влияния иных искусств — театра, литературы, фотографии. Приземленные знаки в предметности, точности монтажа, выверенности текста не знают себе равных. Причем речь идет не только о режиссерах, но и о литературной основе для экранизаций. Увы, и тут Петух отстает от своих соседей (Собака, Обезьяна). Григорий Чухрай снимал фильмы очень редко, но каждый раз попадал в десятку: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо». Не чаще него брался за дело Александр Митта. Но в том, как снимать кино, он всегда знал толк. Его «Экипаж» стал одним из любимых народных фильмов. Очень много снял Никита Михалков. Увы, некоторые из его последних фильмов не так точны, как более ранние работы. За рубежом гениальный Марсель Карне — «Набережная туманов», «Дети райка». А в общем-то, и вспомнить некого. Петух даже в своем деле остается знаком нереализованных возможностей. Тем Петухам, которые не стремятся попасть в стан великих мира сего, приземленность наиболее выгодна. С таким качеством можно браться за любое ремесло. Бенвенуто Челлини, может, и не получится, а вот плотник, слесарь, стеклодув может вырасти гениальный. ОТКРЫТОСТЬСоциальная ориентация Петуха наиболее точно видна в имперском мире (сейчас это — Россия). Тут Петух — знак открытый, стремящийся к всенародной любви, способный угодить всем. Несть числа поющим Петухам. Самый знаменитый — Шаляпин. Эстрадный любимец — Юрий Антонов, рок-певец Юрий Шевчук, поп-звезда Игорь Сорин, новый герой — Витас. И т.д. По чистоте голоса с Петухом мало кто сравнится. На Западе самый знаменитый, конечно же, Энрико Карузо. В рок-вокале прославился Ян Гилан, спевший главную партию в опере «Иисус Христос — Суперзвезда». В музыке, кроме упомянутых Верди и Вагнера, прославились такие титаны, как Сергей Рахманинов и «король вальсов» Иоганн Штраус. Тут Петух мало кому уступит, разве что другим открытым знакам — Лошади и Крысе. Опера и оперетта целиком и полностью отданы на откуп открытым знакам. Если оставить в стороне музыку и пение, то открытость Петуха на Западе превращается в эстетскую закрытость, а на Востоке — в твердолобую ортодоксальность. Поэтому не стоит считать открытыми идеи американца Уильяма Фолкнера или индийца Ра-биндраната Тагора. Если у нас юмор Юрия Никулина, Геннадия Хазано-ва, Евгения Петросяна, Михаила Евдокимова (все — Петухи) считается подлинно народным, то на Западе в сфере смеха скорее лидирует Бык, смешных Петухов там нет. Удивительно, но смешат нас не только мужчины этого знака, но и женщины-Петухи: Лидия Сухаревская, Зоя Федорова, Екатерина Васильева, Татьяна Доги-лева, Нина Русланова. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗНАКВ общемировом масштабе Петух, конечно же, неудачник: у него в активе только полководцы и композиторы. Но в отдельно взятой стране в отдельно взятый период знак может стать лидером. Хотите верьте, хотите нет, но этот момент как раз наступил в современной России. С 1989 года это центральный знак в политике, с 1993 года — в экономике, с 1997 года — в идеологии. Но даже в такой ситуации Петух часто «просит замену», и вместо него у власти близкие ему знаки (Коза, Бык или Собака). И все же они пришли. После академика Сахарова в политике были Бурбулис, Шумейко, Кокошин, Юмашев. В правительстве работают премьер Касьянов, его заместитель Христенко, министр иностранных дел Иванов (все — Петухи). Невероятное количество талантов и даже гениев в спорте. Фигурное катание, бег, хоккей, баскетбол — везде гениальные Петухи. В футбольной сборной одно время половина команды состояла из Петухов. Радоваться лидерству столь ненадежного знака трудно. Очень часто Петух выступает как знак, лишенный памяти. Те же спортсмены, добившись успеха, предпочитают уезжать за границу. КАРЬЕРА ЗНАКАКармическим, переломным годом для Петуха является год Кота. Именно годами Кота разделяются 12-летние периоды его жизни. Нынешний наш премьер Михаил Касьянов самый мощный перелом в своей жизни испытал именно в год Кота (1999), когда стал министром финансов. Уже на следующий год он стал премьер-министром. Крупнейший перелом в судьбе академика Сахарова произошел в 1975 году (год Кота), когда ему была присуждена Нобелевская премия мира. Такой подарок в кармический год обернулся для него долгими годами ссылки. Другой перелом — вновь накануне года Кота, в 1986 году — его возвращение из ссылки. Впрочем, главным властным примером знака являются женщины. Екатерина II выходит замуж за наследника российского престола Петра Федоровича в 1745 году (год Быка). Перелом происходит через два года, когда она теряет надежды обрести семейное счастье. Следующий кармический год (1759) был одним из самых страшных в ее жизни. Умирает дочь Анна, смертельно больна мать, отношения с мужем становятся откровенно враждебными, а главное — арестован Бестужев (тоже Петух), после чего было разогнано все ее окружение. В какой-то момент Екатерина даже собиралась покинуть Россию, но взяла себя в руки, смогла смягчить гнев Елизаветы против себя и осталась. Следующий кармический год (1771) Екатерина II встречала великими военными триумфами. Но уже 1772 год положил начало мирным переговорам. Раздел Польши, мир с турками и... расставание с Орловым. Перелом 1795—1796 годов стал для Екатерины смертельным. |