www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Наука и религия» № 1 2002г.

Если вы Коза

К этому знаку принадлежат те, кто родился в годах 1883,1895,1907,1919, 1931, 1943, 1955, 1967-м и так далее — плюс 12 лет, но после 15 января, так как год Козы начинается в середине января. Первые несколько дней января остаются в распоряжении Лошади — хозяина предшествующего Козе года. Так, писатель Алексей Толстой, родившийся 10 января 1883 года, по всем свойствам своей личности — несомненно, Лошадь. Так же, как конструктор Сергей Королев (11.1.1907), детективщик Аркадий Вайнер (13.1.1931)...

Заканчивается год Козы в последних днях декабря, то есть еще до 1 января Коза уступает власть знаку Обезьяны.

Есть ли хоть что-нибудь общее между парнокопытными — козами, баранами, антилопами и божественными созданиями — людьми, рожденными в годы Козы? Есть. Но разумеется, речь не о рогах, копытах и форме зрачка. А всего лишь о чрезвычайной чувствительности, невероятном упрямстве, вздорности характера и необъяснимой тяге к высокогорью. Появилась даже юмористическая классификация всех, кто родился в год Козы, на горных, подгорных и еще каких-то окологорных. Кстати и вспомним, что этот нежный и трепетный знак дал первого покорителя Эвереста Эдмунда Хиллари, первого покорителя пика Коммунизма Евгения Абалакова и очень многих других славных альпинистов. Более того, немало ученых и писателей знака Козы увлекались альпинизмом, как, например, Нобелевский лауреат физик-теоретик Евгений Тамм.

Народная молва, а вслед за ней и наука утверждают, что бараны тупые животные, козлы же и козы всего-навсего капризные. Поэтому лучше все же сравнивать людей года Козы именно с козами, ибо, как правило, это люди очень резкие, остромыслящие, хотя, как уже говорилось, довольно-таки вздорные. Козий характер, с его перепадами от благостного покоя к совершенно немыслимому взбрыкиванию, одинаково присущ как животным, так и людям-Козам.

КРАСОТА, РЕАЛИЗМ, ЗАВЕРШИТЕЛЬСТВО

При всех странностях козьего характера невозможно не признать, что мужчины этого знака чрезвычайно красивы. Не всем эта красота по душе — уж больно она тонкая, нежная, почти женская. Однако факт остается фактом. Взгляните на наших певцов— Киркорова, Кузьмина, Наджиева, обратите внимание на звезд кино Рудольфо Валентино, Брюса Уиллиса. Не меркнет в веках легенда о красоте Сергея Есенина; идеальна для демонстрации свойств знака внешность француза Марселя Пруста (1871 —1922) — литературной знаменитости начала XX века. Дело, разумеется, не в чертах лица, точнее, не только в них. Ведь красота — это отражение некоего внутреннего равновесия, покоя, расслабленности. Именно внутренняя гармония разглаживает черты лица, делает походку ровной, фигуру статной. Вряд ли был красавцем Пушкин, его черты лица не отвечали представлениям об идеале, но он был красив, и даже весьма, что, кстати, увидели и запечатлели большинство его портретистов.

Красота и гармония неразрывно связаны с главной особенностью творчества тройки реалистов (к ним, кроме Козы, принадлежат Кот и Кабан) — стилистическим совершенством. Все, что выходит из-под пера (кисти, резца) Козы, красиво, а точнее сказать, стильно. Для нас вершина стилистического совершенства — поэзия и проза Пушкина, для испанцев — «Дон Кихот» Сервантеса, для французов — литературный модерн Пруста или эпопея Бальзака, для англичан — изумительный Джонатан Свифт. В том же ряду безупречная проза Франца Кафки или филигранная проза Саши Соколова. В современной России поднялся талант молодого еще Сорокина.

Однако при том, что у Коз стиль превыше всего, стилистические эксперименты у них никогда не заслоняют главного — психологической достоверности, тщательной прорисовки нюансов человеческой психики. У Пушкина, при всей фантастичности декораций, вы не найдете ни гоголевских типажей, ни монстров Достоевского. Все персонажи абсолютно достоверны, реалистичны и даже обыденны. Именно поэтому знак Козы причислен к реалистам. И если у Кафки главный герой рассказа превращается в гигантского жука, то реальность его психологии от этого не убывает, в то время как у других писателей за внешне реальными обстоятельствами прячутся совершеннейшие уроды. Фантастичны персонажи свифтовского «Гулливера», но психология их скорее обыденна и заурядна.

Реализм в своем мужском варианте неизбежно перерождается в так называемое завершительство. Тяга к стилистическому совершенству приводит к тому, что в рамках определенной формы достигается предел возможного, тупик, из которого нет дальнейшего хода. Такими вершинными (или тупиковыми, кому как нравится) стали роман в стихах «Евгений Онегин», бесконечно утонченные «Поиски утраченного времени» Пруста, фантастический «Замок» Франца Кафки, рыцарский роман Сервантеса «Дон Кихот». Очень важно (и очень легко) искать для этих стилистов предшественников. Их много, они всюду. (По источникам пушкинского творчества можно создавать целую науку, в списке его «поставщиков» — куча мелких шотландцев, немцев, англичан, там же — Мицкевич, Байрон, множество безвестных народных авторов.) А вот у завершителя реальных последователей не бывает. Писать «в духе Пушкина» или Пруста невозможно, в их стиле нет простора для вариантов, фактически они дают один вариант написания — свой. Это все равно, что продать человеку одноместный автомобиль, единственное место в котором уже занято продавцом.

Завершительство удивительным образом навсегда оставляет людей знака Козы в прошлом. Георгий Федотов писал о Марселе Прусте: «Он весь, целиком, своими корнями и даже культурными интересами в XIX веке. Его Франция, его человечество — это Франция 90-х годов. Пруст — не зачинатель, а завершитель». Уходящее рыцарство описал Сервантес, уходящий дворянский мир воспел Пушкин. А вот Лермонтов или Салтыков-Щедрин (оба — Собаки) кажутся нам современниками.

Снижая планку высших достижений, упомяну о роли реализма в иных сфеpax, более узких и конкретных. Скажем, в сфере финансов. Тут реалисты замечательны — ведь они экономичны, прижимисты, конкретны. Упомяну вновь писателя, хорошо понимавшего финансовую сферу, — Теодора Драйзера (разумеется, он — Коза), автора романа «Финансист». Превосходно себя чувствуют реалисты в сфере сыска. И еще писатель-Коза — Артур Ко-нан-Дойл, создатель самого знаменитого сыщика Шерлока Холмса.

До сих пор шла речь об удачной «реализации реализма».

Но вот в военном деле реализм не подмога. Тут нужен очень точный логический подход, на который эмоциональная Коза не способна. Место Козы — в кавалерии, тут этот знак бесподобен: Матвей Платов со своими казаками, Семен Буденный со своей конармией. В крайнем случае Козам может удасться партизанская война. В большой войне Коза не тянет — пример тому тот же Буденный или Семен Тимошенко, отстраненные от непосредственного командования в Великой Отечественной. Аналогична ситуация с Козой в большой политике. Почти всегда их политика провальна. В уже отдаленные от нас времена это Муссолини и Лаваль, Эберт и Гинденбург. Неспособность организовать и сплотить людей, непонимание политических целей, излишняя тяга к компромиссам, эмоциональная неустойчивость — к сожалению, многие из этих недопустимых для политика свойств продемонстрировали президент СССР Горбачев и первый президент России Ельцин.

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНЩИНА

Половина женских знаков (логики — Лошадь, Собака, Тигр и волевики — Змея, Петух, Бык) могут идти по общечеловеческой линии жизненной реализации (наука, власть, творчество). Остальные шесть знаков, и Коза в том числе, предпочитают чисто женскую линию реализации, недоступную мужчинам. А потому, даже если какая-то женщина знака Козы станет ученым, писателем или политиком, то делать она будет нечто другое, подразумевая свое.

Классической для знака можно считать удивительную женщину Коко Шанель, которая не создавала общечеловеческих ценностей, но в мире специфически женском была некоронованной королевой всей планеты. На многие годы она определяла стиль, внешний вид, даже образ мысли миллионов женщин. Что уж говорить об ароматах...

В этом смысле лидирующей нацией мира может быть какая угодно, но законодательницей в женском мире всегда останется Франция. Ибо французский народ соответствует именно знаку Козы. Не случайно именно Франции принадлежат самые знаменитые актрисы знака — Анни Жирардо, Катрин Денев, Иза-бель Аджани.

Идеи знака не так легко конкретизировать. Однако на всякий случай стоит упомянуть несколько писательских имен. Во-первых, это Астрид Линдгрен, создавшая «Пеппи — длинный чулок» и «Карлсона, который живет на крыше». Далее — Гарриет Бичер-Стоу с ее «Хижиной дяди Тома». Но это, пожалуй, все, более вспомнить некого.

Воля женщин-мистиков весьма сильна. Можно сказать, что по абсолютной величине их воля не уступает высшей силе женщин знаков Петуха, Змеи и Быка, однако для власти их воля мало пригодна, ибо лишена главного — способности выстроить прошлое и будущее в один ряд. У женщин-Коз, как и у других мистиков, большие проблемы с причинно-следственной связью. У власти женщина-Коза практически не была. Удивительная фигура Марии Эстелы де Перон, два года возглавлявшей Аргентину, скорее принадлежит не к миру политики, а все к тому же женскому миру любви.

Коза — один из центральных знаков любви, может быть, самый главный.

ДРАМАТИЗИРУЕТСЯ ВСЕ

В тройке драматических знаков (тут еще Змея и Крыса) именно Коза доводит до апогея особенности драматического мировосприятия: если гулять и веселиться, то так, что весь мир зальется смехом, а если горевать, то так, чтобы мир утонул в слезах.

Этот разброс удивительным образом проявился в известном парадоксе рождения в одном году (1883) и в одном городе (Прага) двух писателей противоположного (якобы) темперамента. Ярослав Гашек пишет легко, светло, радостно, а главное — смешно. Франц Кафка пишет мрачно, страшно, его мир полон трагического бессилия, в нем «маленький человек» обречен. Так большинство Коз, где бы и когда бы они ни родились, пытаются найти свое место на черной или на белой половине бытия. Середины они не знают, просто не хотят ее знать.

Впрочем, истинно великая Коза пробует найти себя в обоих крайних сочетаниях. К примеру, Пушкин быстро переходил от развеселых сказок к мрачным трагедиям. Так было в центральных для него 1830 и 1831 годах. Тогда же Пушкин написал «Пир во время чумы», где продемонстрировал, как жуть трагедии идет об руку с безудержным весельем.

Можно исследовать не произведения, а факты биографии великих Коз, но от этого мало что изменится. Тот же Пушкин или, скажем, более близкий к нам по времени Сергей Есенин в своей жизни самым невероятным образом чередовали чрезмерное веселье и безудержную хандру, беззаботный смех и горькие слёзы.

В наше время Козы помельче, и в основном идет их специализация. Анатолий Приставкин вечно плачет, Филипп Киркоров все поет да смеется. Ну и так далее.

ЛУЧШИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

По структуре судьбы Коза идентична Петуху и Кабану. Эти трое — пионеры. Ими вечно владеет «беспокойство и охота к перемене мест». Психологически пионерство проявляется в любви ко всему новому и необычному и быстром пресыщении всем привычным.

Само по себе это качество не является ни плохим, ни хорошим. Для политика такое свойство помеха, трудно держать линию, а для изобретателя просто клад, ведь с такой любовью к новизне не застрянешь в старом хламе.

Внимательный взгляд легко увидит противоречие между пионерством Кабана и Козы и их же реализмом и завершительством. Действительно, у Козы нет своих идей, все приходится заимствовать у других, выискивать, подглядывать, даже воровать. Спрашивается, как с таким бедствием можно что-то изобрести? Оказывается, можно. Главное в изобретательстве желание, а недостатка идей в мире никогда не было. Собрать же идеи вместе, проверить их на реальность, сделать действующий прибор, аппарат, машину — вот что действительно ценно. Тут реализм Козы неоценим.

Допустим, идея проволочной связи давно существует. Однако что от того человечеству? Ему нужна не идея, а реально работающий аппарат. Сэмюэл Морзе (Кабан) изобрел достаточно неудобную машинку, а вот Алек-сандер Белл, родившийся в год Козы, изобрел для той же цели удивительно удобную штуку — телефон.

В создании фотографии первое слово сказал Джозеф Ньепс (Петух), но реальный прорыв к реальной фотографии сделал все же Луи Дагер, который, конечно же, был Козой.

Аналогичная история с радио, по крайней мере в русской версии, ведь Александр Попов — тоже Коза. Дальше уже без остановок: лампочку изобрел Павел Яблочков, самолет — братья Райт (Кот и Коза), ну а Томас Эдисон изобрел все, что до него не успели изобрести другие.

Один из самых знаменитых изобретателей в мировой истории Михаил Калашников (конечно, Коза). При этом слава его не в том, что он изобрел что-то новое, а в том, что автомат его имени совершенен и безупречен. В определенном смысле это мировой шедевр, при этом не на время, а навсегда.

В современном мире пределов совершенства в сплаве изобретательности и реализма добился Билл Гейтс, внедривший свой программный продукт буквально в каждую квартиру.

ТОНКАЯ КОЖА

Есть знаки пониженной чувствительности (Бык, Крыса, Кабан), а есть чувствительности высочайшей — это Коза, Лошадь, Змея. «Грубые» знаки ведут к возмужанию, чувствительные вводят в детское состояние, ослабляют иммунитет, истончают нервную систему. В чем смысл такого ослабления? Смысл прост: через тонкую оболочку легче пробраться в тонкий мир. Знакам одушевления, и Козе в том числе, легче углублять свою душу, страдать самим, легче сострадать другим.

Беспрецедентное положение Козы в мировой литературе гуманизма объясняется именно этим качеством знака. Кто-то из Коз пишет о страданиях маленького человека, кто-то — о своих личных переживаниях, но в любом случае получается литература сострадания. Грегор Замза у Кафки, станционный смотритель у Пушкина, Сван у Пруста, Дон Кихот у Сервантеса — все это люди с ранимой и даже израненной душой. Именно такие люди — главный объект мировой литературы.

В жизни высокая чувствительность — предмет не слишком удобный: требует повышенного комфорта, бережного отношения к здоровью, тонкой пищи. Однако нежность и тонкость всегда в цене, спрос на грубую силу падает.

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

Качество, определяющее пространственную и социальную ориентацию Козы, достаточно неожиданное. Привыкая к структурности знаков, мы уже не удивляемся сочетанию несочетаемых качеств. А между тем именно в этом главное значение структурного гороскопа: элементарные качества знака не имеют видимой логической связи. В самом деле, ну почему нежная, все драматизирующая, такая эстетская и тонкая, где-то даже взбалмошная Коза должна быть еще и ортодоксом? Непостижимо. Однако факт остается фактом: капризный, во многом вздорный знак отнюдь не чужд морализаторства, догматизма, упертости и тупого упрямства.

Козы весьма набожны и религиозны, а это ортодоксальность в обыденном представлении. Ортодоксальность в творчестве — это склонность к регулярным формам, в частности, к поэзии. О Пушкине и Есенине уже было сказано, но кроме них у нас есть многие великолепные поэты. Например, предшественник и во многом двойник Пушкина — Константин Батюшков. Он и гороскоп имел тот же (Коза, Близнецы), и внешне был похож, да и стихи писал не хуже, душевная болезнь только помешала. Великолепным поэтом был Арсений Тарковский, многие очень высоко ценят поэзию Эдуарда Багрицкого.

Для точности стоит добавить, что Коза, имея в векторных соседях Змею и Тигра, слегка сдвинута от ортодоксальности к закрытости, а стало быть, подозрения насчет не слишком четкой пространственной и социальной ориентации были не напрасны.

КАРЬЕРА

Переломными годами для Козы являются годы Тигра, годами вседозволенности — годы Змеи. Это, впрочем, не означает, что у всех Коз карьера идет ровно. Есть люди торопливые (спринтеры) и более выдержанные (стайеры). Рассмотрим это положение на примере Бориса Ельцина и Михаила Горбачева. Они сверстники, родились в один и тот же год.

Горбачев тороплив, забегает вперед. Первый серьезный перелом в судьбе в 1962 году, будущий генсек переходит на партийную работу. Уже в 1970 году он первый секретарь Ставропольского крайкома. Перелом 1974-го внешне не прорисован. Однако уже на четвертом году нового цикла (1978) он становится секретарем ЦК КПСС. А к концу периода, в так называемый одиннадцатый год, он уже генеральный секретарь ЦК КПСС. Такой график очень опасен, ибо в 1986 году у Коз начинается перелом, смена судьбы — и вся карьерная спешка идет лишь во вред. Можно сказать, что именно тогда началось падение. Попытка стать первым президентом СССР (переродиться) не спасает, власть уходит, протекает сквозь пальцы и позорно исчезает. Такой поразительной карьеры мировая история не знала: принял великую державу, искупался в теплом море, приехал домой, а страны, его страны, уже и нет. Накануне нового перелома (1998) пытается вернуть власть (выборы 1996-го), но абсолютно проваливается.

Теперь о Ельцине. Перелом 1962 года виден еще плохо. Перелом 1974 года встречен уже в Свердловском обкоме. Ельцин не торопится, первым секретарем Свердловского обкома он стал на втором году цикла (1976). Отставание от Горбачева равно шести годам. Но есть и плюс — весь цикл впереди. Перелом 1986 года пройден идеально. В 1985 году (одиннадцатый год) он первый секретарь Московского горкома. В кармический год карьера ломается, и в 1987 году он получает кармическое освобождение, а также освобождение от всех партийных постов. Дальнейшая карьера подтверждает тезис о том, что чем хуже был год кармический, тем выше идет человек дальше. Особенно невероятным был взлет в антикармическом 1989 году. Перелом 1998 года был очень сложным и в конце концов подвинул президента России к мысли о подборе преемника. Ушел Ельцин, несмотря на весьма неоднозначное правление, без позора, не в пример Горбачеву.