www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Наука и религия» № 3, 2002г.
Жажда продвижения вперёд (от 7 до 12 лет)Детство начинается возрастом Петуха и заканчивается возрастом Лошади (от 7 до 12 лет). К семи годам ребенка все окружающие, по сути дела, только начинают открывать его для себя. Как невозможно узнать, чего стоит мужчина, пока он не дожил до 31 года, так нельзя и понять, что за человек растет в семье, пока ему не исполнилось семь. Так что возраст Лошади в детстве — центральный. Родители! Будьте внимательны: все истинные способности человека вскрываются в возрасте Лошади. Познакомимся с ним подробнее. Прежде всего нельзя прозевать начало этого возраста. Признак того, что возраст Козы кончился, в общем-то трудно не заметить: застой и безделье резко сменяются жаждой деятельности, жаждой продвижения вперед. Пессимизм и занудство Козы сменяются оптимизмом и простотой в общении. Несмотря на кажущуюся глубину изменений, происходящих с человеком, этот переход нельзя назвать глубоким кризисом —ребенок с радостью вступает в новый возраст. Обычно эту радость объясняют благотворным влиянием школы, но дело тут в самом ребенке, который и творит особую, приподнятую атмосферу начальных классов. Итак, тяжелый третий возраст закончился и впереди замечательный четвертый, к тому же подключается школа, и родителям кажется, что наконец-то можно отдохнуть. Глубокое заблуждение! Конечно, ребенок становится во многом удобнее и приятнее, но именно теперь он требует максимальной сосредоточенности на себе. И дело не только в том, что это последний возраст, когда родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Главное в другом: именно в периоде от 7 до 12 лет приобретаются навыки на всю жизнь, причем приобретаются каждую минуту. А потому — чем больше ребенок предоставлен сам себе, тем в меньшей степени он будет наследником в ваших делах и планах. Этот возраст должен быть максимально нашпигован делами, ни одна минута не должна пропасть впустую. И роль родителей здесь очень велика. Но вот указания, команды и нравоучительные проповеди следует исключить. Не пытайтесь делать из мальчика солдата — все должно быть мотивированным и объясненным, все должно делаться сознательно. Отриньте страхи перед использованием детского труда. Недопустимо лишь на-сильное вовлечение ребенка в работу. Если же он сам готов работать, то пусть трудится сколько душе угодно. Пусть он не только себя обслужит, но и поможет по хозяйству, вымоет пол, сходит в магазин, забьет гвоздь, зашьет одежду. Как подвести ребенка к этим делам? Доказать ему, что, кроме него, это сделать некому. И что бы он ни делал, не пытайтесь ему помочь, пусть все сам. Наблюдайте и не ограничивайте инициативу. Кончилось у вашего чада время созерцания, пришла пора действовать. И конечно, основное дело возраста Лошади — учеба. Читать, писать, считать, решать задачки, поднимать и понимать вопросы, уметь находить ответы. Главное же умение, которым надо овладеть, — это умение учиться. Как и всякий четный возраст, этот требует больших физических нагрузок — бег, плавание, гимнастика. В следующем возрасте накачивать мышцы будет несвоевременно, организм станет ломким и хрупким. В возрасте Лошади надо набирать также выносливость и закалку. Как видим, самое краткое перечисление задач возраста ставит под сомнение их исполнимость. Однако недобрать тут страшнее, чем перебрать. Да и риск невелик — у детей в этом возрасте замечательный противоперегрузочный механизм: если устанет, то просто заснет. Итак, секции, кружки, школа, помощь по хозяйству — жизнь кипит, каждый день, каждый месяц — новые умения, новые навыки. Кажется, что мальчик — идеальный ученик. Это не совсем так. В этом возрасте с трудом воспринимаются чужие идеи, чужие слова, чужие указания. Знак Лошади можно считать самообучающейся системой. Потому-то и надо избегать чрезмерной опеки, дозволена только проверка результатов труда... Из-за самостоятельности ребенка могут возникнуть многочисленные конфликты — как с учителями, так и с родителями. Однако Лошадь — знак сильнейшей мужской воли, а потому пытаться давить на ребенка в этом возрасте очень вредно и опасно. Дайте окрепнуть его воле — самостоятельность и ответственность ее компоненты. Но что же делать, если нужно переубедить ребенка? В возрасте Козы надо было воздерживаться от призывов к совести, тут же все наоборот. Лошадь — ум, честь и совесть детства. Другое дело, что все это не возникает на пустом месте — необходим ваш пример. Много неприятностей и незаслуженных обвинений терпит ребенок в этом возрасте из-за неукротимой экспериментаторской деятельности и неспособности проникнуться хозяйственной бережливостью к мебели, посуде, собственной одежде. Родители! Не верьте тому внешнему, что видят глаза, ваш сын не хулиган, у него ранимая душа, беззаветная преданность вам, он не желает зла. Не наказывайте его, если не уверены в его безусловной вине. Не пытайтесь также гасить темперамент ребенка. Если же темперамент становится разрушительным, направьте его в полезное русло, нагрузите работой. Зная специфику мышления людей, родившихся в год Лошади, можно разобраться с тем, какое обучение должно быть в начальной школе. Становится совершенно ясно, что центральная задача начальной школы — это не определенная сумма знаний, а умение мыслить, а также преподавание некой общемировоззренческой картины. Лошадь — открытый знак, знания этого знака не должны быть глубоки и детализированы, они должны быть широки и всеобщи. Новаторство и воля требуют структурности усваиваемых наук. А потому — чем структурнее знания, полученные ребенком в этом возрасте, тем они основательнее, прочнее. Открытость Лошади делает ее достаточно чувствительной к оценке окружающих. Помните, как надо было восторгаться новорожденными? Без меры. Правда, Лошадь знак адекватный, а потому не надо увлекаться, грубая лесть не пройдет, хвалить необходимо, но справедливо, по совести... Совесть должна стать воздухом семьи, в которой проживает маленький правдолюб. Если в возрасте Козы мелкий обман был палочкой-выручалочкой, то теперь надо выкинуть эту выручалочку подальше. Никакой лжи и фальши. Тем более что любой обман будет разоблачен. Младший школьник в высшей степени проницателен. Теперь о любви и дружбе. Мальчики довольно влюбчивы в этом возрасте, однако это романтическое чувство, как правило, не требует никакого разрешения и реализации. Оно придет и уйдет, доставив мальчику много переживаний, но никто, кроме него, о том чувстве может и не узнать. Такой вариант наилучший, ибо любовь самостоятельного значения в этом возрасте не имеет. Дружба мальчишек в 7—12 лет кажется очень сильной, на самом же деле довольно поверхностна. Коллектив, конечно, нужен, но настоящими друзьями остаются отец, мать и, может быть, другие члены семьи, среди которых могут оказаться кот и пес. Если не упустить это время и вместе бегать, плавать, ходить в походы, то дружба отца и сына сохранится на всю жизнь. Что касается девочек, то они, во всем напоминая мальчиков, все же отличаются тем, что вместо волевого мышления обладают логическим и вместо воли — боевитостью. Они несравненно лучшие ученицы, ибо действительно учатся у учителей, а не пытаются до всего дойти самостоятельно. Они более управляемы, легче усваивают родительские догмы, не пытаясь все истины перепроверять. Внешне они обгоняют сверстников, ибо отличаются даже большим умом и сообразительностью, и не сразу становится заметно, что мальчики, эти маленькие мыслители, хуже отвечая на уроках, смогли постичь какие-то очень серьезные и большие вещи. Если вы родились в год Лошади, то главные, замечательные черты, присущие ребенку от 7 до 12 лет, останутся с вами на всю жизнь. Именно из-за этих черт роль людей знака Лошади чрезвычайно велика в истории человечества и особенно велика в истории России XX века. |