www.xsp.ru/sh/ Публикации

Г. Кваша
«Советский цирк» 21 февраля 1991 г.

Гибель армии

Гибель армии это всемирно- исторический процесс ведущий к прекращению воин на земле. Великое новаторство России, ее мировое лидерство в том что она первой ступила на этот путь, преодолевая свои богатые военные традиции. Гибель российской армии произойдет в 1991 году. В 1993 году армия возродится, но это будет совсем другая армия. Таков прогноз структур- ного гороскопа.

Российская империя

Что случилось с русской армией? Афганистан, Тбилиси, Вильнюс... - неужели это все, на что она способна? Из любимой дочери армия превращается в золушку, призванную делать самую черную, неблагодарную работу. Произойдет ли ее превращение в принцессу? Заглянем в зеркало истории.

Изначально русские, по всей видимости, не были "военным" народом, воевали неохотно и не слишком умело. Спасали от захватчиков не столько войны, сколько необъятные и мало кому нужные, кроме русских территории.

Возможно, решающую роль в поднятии боевого духа народа сыграло длительное татаро-монгольское иго. С игом было покончено при Иване III, при нем же сложилось единое Российское государство, с которым уже были вынуждены считаться все соседи. Но противоречия с соседними государствами от этого. не исчезли, а лишь усилились. В любом случае, ко времени правления Алексея Тишайшего Россия была буквально опутана клубком многочисленных военных задач. Воевать, чтобы выжить. Но как? Именно при Алексее Тишайшем Россия оставила демократический путь развития и вступила в 1653 году (последний земский сбор) на магистраль государственного интереса. Начался 144-летний рывок, ломающий старый и создающий новый. Смысл этого 144-летия был в создании военной державы, одним словом - империи. Такие же рывки делали до России и другие государства, тут все дело в своевременности рывка.

В 1797 году указом Павла I о престолонаследии рывок закончился. Военное государство было создано. У власти находился мощный военный класс - дворянство, а размеры государства разительно отличались от государства допетровского, да и называлось оно теперь Российской Империей. Шведский, польский и турецкие вопросы были решены кардинально и даже с перехлестом.

Вся история упомянутого 144-летия - это история почти непрекращающихся военных побед, территориальных приращений, присоединений все новых неассимилированных народов. Воистину, история Империи. Ну и, соответственно, главные успехи 144-летия пришлись на четвертую его фазу (1761-1797 гг.), фактически на правление Екатерины II.

В 1801 году общественное устройство стало стабильным, прогресс прекратился. Но у власти по-прежнему находился военный класс, и состояние армии сильно не ухудшилось. Приращения и победы продолжались. Отступление в 1812 году и сдача Москвы объясняются не слабостью армии, а численным превосходством противника (в начале войны почти трехкратным). Как бы там ни было, но в конечном счете "непобедимый" Наполеон был разбит, а его гигантская по тем временам армия рассеяна.

Индустриальный гигант

Военное 144-летие решило территориальные проблемы, империя от океана до океана, поражала мир своими размерами. Фактически мировой раздел территорий был завершен. Но времени на передышку, на спокойное эволюционное развитие у России уже не было, на Западе шла индустриализация. И в 1881 году Россия была вынуждена вступить в новый 144-летний волевой рывок, загоняя на полтора века народ в тиски государственного интереса. На этот раз 144-летие было посвящено созданию индустриальной сверхдержавы.

Разумеется, военная мощь страны, боеготовность ее армии стали катастрофически падать, хотя дворянство еще оставалось, но лидирующим классом, конечно, уже не было. Собственно говоря, оно уже не было и военным классом.

Русско-японская война 1904 года и 1914 год показали, что и армия уже не та, да и войны уже другие, индустриальные.

Вторая фаза индустриального рывка прошла с 1917 по 1953 год и носила, как и положено второй фазе, военно-террористический характер. Индустриализация проходила под контролем репрессивных и военных органов, а отнюдь не ВКП (б). Таким образом, на 36 лет вновь к России вернулась сила. Именно в этот период прошли гражданская и Великая Отечественная войны.

И все же надо помнить, что выиграли вторую мировую войну не столько военные, сколько индустрия и технократы. Самолеты, танки, снаряды и полководцы технической ориентации решали исход сражений. Разумеется, опорой был народ, и в первую очередь рабочий класс, собственно и позволивший технократам работать на всю катушку.

Наша индустрия оказалась сильнее индустрии всей Европы, мы победили, а ведь индустриализация в Европе началась намного раньше. Увы, победила лишь держава, народ как всегда остался в проигрыше. С 1953 года Россия окончательно сошла с "тропы войны". Карибский кризис - целиком политический. Военные акции в годы Обезьяны - Венгрия-56, Чехословакия-68, Афганистан-80 - имели также чисто политическое значение и, в конечном счете, ничего не дали державе, народу, ну а армии нанесли смертельные раны.

Таким образом, российская военная история упирается в 1953 год, год прихода к власти КПСС. Ну а история российской армии упирается в другую дату: 1989 год - год прихода к власти информационных систем, начало освобождения технократии от контроля, в том числе от контроля военных.

Управляемая боевитость

Как уже было сказано в предыдущих работах по структурному гороскопу, 12 мужских знаков делятся на шесть волевых и шесть боевых знаков. Волевые знаки прекрасно чувствуют себя у власти, причем если знаки управляемой воли (Лошадь, Тигр, Собака) сильнее чувствуют себя в создании политической власти, то Крысе, Дракону, Обезьяне лучше удается управление экономикой, власть экономическая.

Боевые знаки для политики не годятся. Их удел - сферы военные и сыскные. Конечно, править военным государством они могли бы, но закономерно все иные сферы, кроме боевых, приходили бы в упадок. Управляемая боевитость представлена тремя мужскими знаками - Петух, Бык, Змея.

Что такое боевитость в животном мире, догадаться нетрудно: петушиные бои, бой быков, нескрываемая боевитость змеи - все это хорошо нам знакомо. Ну а как боевитость проявляется у людей? "Наполеон (Бык) по мере возрастания опасностей становился все энергичней", - писал исследователь Наполеона Тарле (Собака). Конде (Петух), который "любил пытаться совершить невозможные предприятия", знаменит тем, что только "в присутствии противника находил такие чудесные мысли, что в конце концов ему все уступало". О своем одногодке и маршале своих войск Наполеон сказал: "Ней (Бык) имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны".

Как управляемая воля тем сильнее, чем гибельнее политическая ситуация (президентами США люди, родившиеся под волевыми знаками, становились в критические моменты, например, Франклин Рузвельт (Лошадь), так и управляемая боевитость тем сильнее, чем гуще запах пороха. Из сказанного вытекает очень важное положение: боевитые знаки насыщают армию лишь в военные годы и в военных государствах, в чем еще предстоит убедиться.

Когда боевые времена кончаются, боевые знаки срывают погоны (фигурально выражаясь) и разбегаются врассыпную - в оперу, мультипликацию, поэзию, свою боевитость применяя в мирных целях. В 1962 году Евгений Евтушенко (Петух) разразился такой формулой поэзии: "Поэзия - не мирная молельня. Поэзия - жестокая война. В ней есть свои обманные маневры. Война - она войною быть должна". Став на тридцать лет взрослее, он продолжал писать: "Я выбрал сложную позиционную войну, где не раз отступал, уступал территорию, сдавал города, прятал зенитки под маскировочной сетью..." Так что боевитость не исчезает в гражданском мире - это стиль мышления, способность решать вопросы в коротких стычках, а не в длительном перетягивании каната.

Б. М. Теплов писал о сути интеллектуальной работы полководца: "Вначале - анализ сложнейшего материала, в итоге - синтез сложнейшего материала, в итоге - синтез, дающий простые и определенные положения".

Тёплов, да и не он один, доказывает: все, что связано с армией: боевые действия, строительство армии, армейская жизнь - все относится к полностью формализуемым объектам. Формализуемые, значит записываемые в форме знаков, формул.

Полководец, как и мультипликатор, занят единственной вещью - сведением воедино пространства и времени. Все, что ему нужно знать - это расположение войск, боеготовность, огневая мощь - чисто арифметическо-геометрическая информация. Таким образом, самый гениальный полководец подобен сверхмощному компьютеру. Армейский устав, дисциплина, воинский мундир - все абсолютно формализуемо. Форма военнослужащего в идеале должна говорить о нем все - где воевал, кем был, чего стоит как военный... Это ли не символ военного формализма!

Русский военный гений

Управляемая боевитость потому и управляема, что базируется на жестком логическом формализующем мышлении.

Гениальные полководцы - гениальные аналитики, жесткие логики и беззаветные храбрецы - родились в годы Быка, Змеи и Петуха. Бык слабейший логик из трех логических знаков. Но и он дал великих полководцев в избытке. Александр Македонский, Наполеон Бонапарт - по их биографиям видно, что для военной гениальности не нужен ни опыт, ни умудренность (Македонский в 33 года уже умер, Наполеон в 35 лет был императором). В России Быки представлены скромнее, но достаточно гениально - генералиссимус Александр Меньшиков, Михаил Кутузов, Алексей Брусилов. Логическая слабость Быка - в его регулярных попытках перенести свои военные дарования в политическую сферу. Необоснованную политически империю создал Македонский, спутав Россию с Европой перешел Неман в 1812 году Наполеон. Продолжил их дело Гитлер, также родившийся в год Быка. Ну, а теперь и Саддам Хуссейн. Но Боже сохрани за политической бездарностью Хуссейна не разглядеть его военных талантов, боевого хладнокровия и способности сражаться до конца (конец, если вспомнить Наполеона и Гитлера, у него однозначный).

Змей - знак куда более склонный к теории, но от этого еще более гениальный. Чего стоят такие гении, как Петр Румянцев-Задунайский и Михаил Барклай де Толли. Рядом с ними Иван Дибич-Забалканский. Джулио Дуэ создал теорию ведущей роли бомбардировочной авиации, Альфред фон Шлиффен - теоретик молниеносной войны.

Ну а наш победитель Колчака Михаил Тухачевский создал по сути теорию второй мировой войны.

Кстати, гражданская война выпестовала немало Змей. Пока Константин Мамонтов организовывал рейды по тылам, в Красной Армии зрели командармы I ранга Иван Белов и Сергей Каменев, второго ранга Михаил Великанов, Иннокентий Халепский, Александр Седякин. Если бы II мировая война началась до 1937 года, они заняли бы место в галерее величайших полководцев мировой истории.

Ну и, разумеется, самый гениальный военный знак - Петух. За него два величайших полководца всех времен и народов - Александр Васильевич Суворов и Михаил Васильевич Фрунзе. Петр Багратион, которого Наполеон назвал лучшим генералом русской армии, Алексей Ермолов - выдающийся строитель армии.

В гражданскую выдвинулись командармы Яков Алкснис, Иоаким Вацетис, Иван Федько. Но особенно мощно был затребован военный гений Петуха в Великую Отечественную - Леонид Говоров, Иван Конев, Кирилл Мерецков, Василий Соколовский, Иван Баграмян (можно вспомнить и безвинно расстрелянного Дмитрия Павлова).

Вторая мировая война как бы подвела итог всем человеческим войнам, подтвердив абсолютное превосходство полководцев года Петуха. Превосходство этого знака над Змеей и Быком с тем, что Петух обладает самой высокой скоростью мышления из всех 12 знаков, а также принадлежит к тройке действия (Петух, Обезьяна, Собака). Вторым по скорости мышления является знак Обезьяны, который также принадлежит к тройке действия, и этого достаточно, чтобы дать таких полководцев, как Иероним Уборевич, Иона Якир, Иван Дубовой, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский.

Но Обезьяна, не имеющая логических гарантий, дает как великих полководцев, так и бездарных. Не все военные решения Обезьяны безупречны, в то время как Петух не дал ни одного слабого полководца. Фактически, полководцы-Петухи сражений не проигрывают.

Партизанщина

Неуправляемой боевитостью обладают сыщицкие знаки - Кот, Коза и Кабан. Они романтизируют войну. Уверены, что в войне главное - смелость, напор, неожиданность. Они ничего не организовывают, не считают, не теоретизируют. Из них получаются бездарные полководцы, но хорошие кавалеристы и партизаны.

Боевитость их неуправляема, а потому они лезут в армию и в военное время, и в мирное. Причем в мирное, не встречая конкуренции со стороны. настоящих военных. они заполоняют в армии все и вся. Безумные храбрецы и рубаки Михаил Милорадович (Кот) или Михаил Скобелев. Знаменитые кавалеристы Матвей Платов (Коза) или Семен Буденнный (Коза), легендарный Василий Чапаев (Кабан) и не менее легендарный Сидор Ковпак (Кабан).

Самый бездарный военный знак - Кот - дал таких гениев партизанщины, как Симон Боливар и Джузеппе Гарибальди. Армию же этот знак разваливает: вспомним таких опозорившихся полководцев, как Максим Вейган, Владимир Май-Маевский, Фок, Перовский.

Как видим, то, что полезно в партизанском отряде, вредно в регулярной армии. И ничего удливительного в этом нет. Партизанский отряд, живший по уставу и соблюдавший дисциплину, был бы мгновенно обнаружен и уничтожен. Попытка же расчета своих действий привела бы к скованности. Экспромт и действия по обстоятельствам - вот девиз партизан.

В реальной же войне даже лучшие из них бессильны. Буденный (Коза), Александр Егоров (Коза) и Иосиф Сталин (Кот), забыв дисциплину, провалили наступление на Варшаву Тухачевского. Тот же Семен Буденный и Семен Тимошенко в первые же дни Отечественной войны были отстранены от реального командования войсками из-за полной неспособности. К трем знакам-партизанам примыкает еще и Дракон, прочно удерживающий четвертое место от хвоста.

Послевоенный развал армии всегда происходит под непосредственным руководством партизанских знаков. И если разваливающее действие маршала Гречко (Кот) еще удалось остановить, то с уходом из армии последних логиков - Николая Огаркова (Змея), Семена Куркоткина (Змея), Виктора Куликова (Петух) развал принял уже необратимый характер.

Сергея Соколова (Кабан) сменяет на посту министра Дмитрий Язов (Кабан). Его заместители Лушев (Кабан) и Моисеев (Кот). Сухопутными войсками командует Варенников (Кабан). Из пятнадцати заместителей - шесть Кабанов. Во что же превратилась наша армия?

Развал дисциплины, дедовщина, бессмысленный и невыполнимый закон о всеобщей воинской обязанности, полуголодная армейская жизнь и гигантский военный бюджет - все это признаки скорой гибели. Попытки офицеров пролезть в политику (Алкснис, Петру-шенко, Макашев - (Тигры), все большая вовлеченность армии в полицейские сферы - позор для Вооруженных Сил. И главенство в армии Кабана - лишь закономерный признак смерти армии. Мало того, что Кабан - знак партизанский, это еще и уходящий знак, знак с 1989 года играющий в политике России чрезвычайно отрицательную роль - возьмем хоть Полозкова.

Гибель армии

144-летний цикл неумолим. Его приговор однозначен. В последнем 36- летии цикла (1989-2025) произойдет освобождение технократии (а стало быть, и промышленности) от контроля партии, министерств и армии. И дело не только в конверсии. Технократия превращается в ведущий класс, и она неизбежно вберет в свой состав наиболее мощную часть технически грамотного офицерства. Армия перестанет существовать как самостоятельная и автономная организация, разойдется по рукам. Кто-то будет строить, кто-то спасать...

Командно-исполнительские связи будут разрушены и уступят место информационно-координационным связям. В такой структуре единой армии не найдется места. Военно-промышленный комплекс - основа армии - развалится. Что-то съест конверсия, что-то космос, авиация, атомная энергетика и т. д. Развалится и всеобщая воинская обязанность, поскольку развалятся все жесткие обязанности.

Что касается обороноспособности, то меньше, чем сейчас, она уже не станет. Но поддерживать ее будут не орды распоясавшихся юнцов, а малочисленные профессионалы, собранные в отборные части. Эпоха мировых войн заканчивается. И дело не в том, что человечество поумнело и стало гуманнее, а в том, что войны за передел мира потеряли смысл. СССР выиграл тяжелейшую войну, но не приобрел ни территорий, ни богатств, ни могущества. Проигравшие Италия, Германия и Япония, напротив, расцветают, причем помогла им победившая держава, теперь вынужденная терпеть их беззастенчивую конкуренцию.

Израиль, захвативший арабские территории, не получил от этого ничего, кроме головной боли и всеобщего осуждения. Ирак хотел прираститься Кувейтом, а потеряет на этом все. США, создавшие лучшую за свою историю армию, безусловно, победят в войне с Ираком, но за победу свою получат глубокий экономический и моральный кризис, который начнется в 1993 году и продлится до 2005 года.

Советский же Союз уже вступил в фазу подъема. В 1993 году из кризиса выйдет экономика, а в 1997 году - идеология. Держава сохранится, как минимум, до 2025 года. Причем сохранят ее не саперные лопатки и танки, а сильная новая власть, которая делается в Москве, в том числе и средствами массовой информации (пока без телевидения). В структурном гороскопе есть интересный парадокс. Мужчины годов Петуха, Змеи, Быка, став полководцами, лишаются комплексов неполноценности. Свои комплексы они как бы передают армии в целом и воюющему государству. Гибель российской армии означает гибель российских комплексов неполноценности. России для доказательства своего величия больше не потребуется никого захватывать. Армия же без захватнических, войн мертва, так же, как хищник мертв без мяса. Но, как говорится, армия мертва - да здравствует армия! Доблестным нашим офицерам не надо бояться новой власти и безработицы. Их техническая грамотность, высокая самодисциплина и ответственность воистину станут золотыми в новой эпохе. Такие люди станут нарасхват, ибо именно самостоятельность и ответственность станут главными требованиями нового времени. А потому с удовольствием поздравляю их с праздником 23 февраля.

Ну а партизанским маршалам и генералам армии можно пожелать счастливого отдыха на пенсии. Они делали свое дело, и не их вина, что в 1989 году их время истекло. Если же они не уйдут теперь, в 1991 году, в год всеармейского кризиса, то лишь возьмут грех на душу.