www.xsp.ru/sh/ Публикации

Алексей Воеводин (azasello), 2008 г.
https://xsp.ru/forum/viewtopic.php?t=1761

Векторное Кольцо в кино-IV / «Собачье сердце»


Владимир Бортко (Собака-Телец / Вектор) как чудесатый и непредсказуемый Вектор, решил экранизировать обыкновенное чудо: процесс создания человека из собаки. Посмотрим, что из этого получилось.

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
Автор сценария: Владимир Бортко (7 мая 1946) Собака-Телец / Вектор
Михаил Булгаков (3 (15) мая 1891) Кот-Телец / Рыцарь
Режиссёр: Владимир Бортко (7 мая 1946) Собака-Телец / Вектор
Оператор-постановщик: Юрий Шайгарданов (29 июля 1954) Лошадь-Лев / Рыцарь
Художник-постановщик: Владимир Светозаров (23 сентября 1948) Крыса-Весы / Вектор
Композитор: Владимир Дашкевич (20 января 1934) Собака-Козерог / Вектор
Текст песен: Юлий Ким (23 декабря 1936) Крыса-Козерог / Аристократ
Песни исполняет: Владимир Толоконников (25 июня 1943) Коза-Рак / Профессор
Звукорежиссер: Гарри Беленький
Монтаж: Леда Семёнова
Художник по костюмам: Лидия Крюкова
Год съемки 1988 — Дракон

3 Вектора основного состава. Неплохая заявка на скандальность.

В РОЛЯХ
Евгений Евстигнеев — Профессор Преображенский (9 октября 1926) Тигр-Весы / Профессор
Борис Плотников — Доктор Борменталь (2 апреля 1949) Бык-Овен / Шут
Владимир Толоконников — Существо / Полиграф Полиграфович Шариков (25 июня 1943) Коза-Рак / Профессор
Нина Русланова — Дарья (5 декабря 1945) Петух-Стрелец / Шут
Роман Карцев — Швондер (20 мая 1939) Кот-Телец / Рыцарь
Анжелика Неволина — Васнецова (2 апреля 1962) Тигр-Овен / Рыцарь
Роман Ткачук — директор ветеринарно-показательного института Николай Николаевич Персиков (31 августа 1932) Лошадь-Дева / Шут
Ковель Валентина Павловна (23 января 1923) Кабан-Водолей / Шут
Сергей Филиппов — пациент (24 июня 1912) Крыса-Рак / Аристократ
Мелихова, Ольга Вильгельмовна — Зина (28 сентября 1961) Бык-Весы / Вождь
Миронов Алексей Иванович – Федор (3 января 1924) Крыса-Козерог / Аристократ
Юрий Кузнецов — Пеструхин (3 сентября 1946) Собака-Дева / Вождь
Сергей Бехтерев — следователь уголовной милиции (19 мая 1958) Собака-Телец / Вектор
Анатолий Сливников — пожарник (14 февраля 1950) — Тигр-Водолей / Профессор
Евгений Кузнецов
Ганжа Иван
Наталья Фоменко
-

ВЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО

Первая деталь: «Собачье сердце» написано в январе-марте 1925-го — год Быка.


Центральная фигура всего фильма — Профессор Преображенский, идеально воплощающий виртуальный имидж Профессора у Евгения Евстигнеева: первого говоруна, самого рассудительного и умного человека. Думаю, что в этой роли он чувствовал себя весьма естественно.


Хозяин Евстигнеева Борис Плотников, Доктор Борменталь.


Слуга Евстигнеева — Владимир Толоконников, Полиграф Полиграфович Шариков.

Как мы видим, эта векторная троица Бык-Тигр-Коза обеспечивают весь основной драйв фильма, его нервное напряжение. Не обходилось и без угроз, драк и потасовок. Но этого напряжения режиссеру оказалось мало. Режиссер сам по себе является скандальным вектором и вполне понятно, почему ему недостаточно такой простой векторной троицы. Надо усилить и усложнить нервное напряжение хотя бы присутствием еще каких-нибудь векторных фигур.


Собакой (Бортко) с любовью вводится в подмогу Борменталю еще один Бык – горничная Зина, Мелихова Ольга. Какой нежный трогательный и беззащитный образ..
Режиссерская Собака сильно дышит Быку в затылок — хозяева у Тигра оказались довольно послушными, и совершенно не быкуют.


C другой стороны между Борменталем и Шариковым вводится еще один Тигр, роковая любовь соответственно, — Васнецова, Анжелика Неволина. Любимая режиссером связка Бык-Тигр-Коза повторилась в более малой форме, но не менее конфликтной.


Бык пообещал расправиться с Козлом, если с Тигрицей что-то случится.

Коза (Шариков) – самое низкое звено векторной цепочки в фильме. Слуга всех слуг, вечно страдающий козел отпущения всего и вся. Что же мы увидим наверху? Кому на Руси жить хорошо?

Как мы поняли, векторное кольцо не оставило в покое самого режиссера и задействует его в этой цепи, символически отражаясь в собаке, как идее фильма.


Хозяин Собаки Нина Русланова — Дарья, весьма вольготно чувствует себя в фильме.


Над Петухом, по замыслу режиссера, находим Кота, даже двух: сам Булгаков и Роман Карцев, — Швондер. Оба: Кот-Телец / рыцарь. Знак открытый, общественный – собрания домкома, массовые пения. Границы территорий, ортодоксальное понятие частной собственности не признаются. Вполне рыцарское служение, как и полагается рыцарям. Вполне по-кошачьи воплощен символ кошачьего тридцатишестилетия.


Снято в год Дракона: «Вчера котов душили-душили, душили-душили..»

Связка Бык-Собака-Петух-Кот в фильме выстраивается, но почти не взаимодействует настолько искрометно и завораживающе, как основная троица фильма Бык-Тигр-Коза. Видимо, режиссер почувствовал векторные магниты, но не знал, что с ними делать. По списку актеров прослеживаются также Кабаны, Лошади и Крысы.

Но результат все же достигнут выше крыши: весь фильм напоминает шумный курятник, непрерывную грызню, возню и потасовку (сочетание приземленного знака действия и одушевления материи Собаки, к тому же еще и векторной, плюс к этому — с векторными взаимодействиями самих героев), — много криков, шума, визга, споров, экзальтированных монологов, все постоянно ломается, кидается, трясется, заливается, бьется, кусается и дерется.


Начинают векторную цепочку и заканчивают мужчины из одной троицы Кот-Коза-Кабан. Не правда ли, между ними есть что-то общее?