www.xsp.ru/sh/ ПубликацииГригорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») 1.11.2012г.
Что такое Империя?Разговоры о противостоянии Востока и Запада не утихают. Иногда эти разговоры перетекают на обновленную версию о противостоянии Севера и Юга. Впрочем, периодически в эти тупиковые обсуждения, как свежий ветер, влетает слово "империя". Не Восток и не Запад, а нечто совершенно уникальное... Видимо, именно в такой атмосфере и родилась в 1990-е годы новая научная дисциплина - Теоретическая история, в основе которой лежит учение о трех ритмах, выбравших один из трех приоритетов: идеология, политика, экономика... Экономическому ритму было присвоено имя Запада, идеологический ритм был назван Востоком, ну а политическому ритму досталось имя Империи. Так что же такое Империя в рамках представлений Теоретической истории? Оказалось, что это действительно нечто разительно отличающееся от Востока или Запада! В самом деле, и восточный ритм, и западный могут идти практически без заминок, накручивая круг за кругом, отсчитывая одно 144-летие за другим. Наиболее удобен для поиска сквозной восточной ритмики - Китай. Для сквозной западной ритмики идеальный пример - Франция. А вот с Империей такого фокуса не сделаешь. А всё потому, что не может идти имперский ритм сплошной лентой, ибо он подобен взрыву, мгновенному (в исторических масштабах) преображению государства. Итак, имперский ритм - это мозаика из отдельных 144-летий различных государств, разбросанных тут и там. Уследить за таким краткосрочным, по историческим меркам, мельканием не просто. Впрочем, с другой стороны, эта координатная (по времени и месту) свистопляска для историков даже выгодна, ибо вносит интригу, окрашивает историю в яркие цвета. В унылой блеклости и монотонности западных или восточных повторов Империя всегда луч света или даже вспышка новизны и прорыва в новое историческое пространство. Разумеется, в реальном поиске имперских циклов всё несколько сложнее. Часто первым делом разыскивается не сама Империя, а ее двойники, обыденные государства Запада или Востока, которые пытаются действовать в имперском стиле, не имея на это ритмических прав. Так, например, империя Карла Великого или империя Габсбургов и даже империя Наполеона не были истинными Империями, а были как раз Тоталитарными двойниками. Другая сложность состоит в том, что многие истинные Империи вовсе не выглядят по-имперски, а кажутся небольшими и слабыми... Ну, кому, к примеру, придет в голову называть империей державу Василия I или Василия II. Да и при Иване III Русь мало кто стал бы называть империей. Куда больше на империю была похожа соседняя Литва, могучая и амбициозная, которая как раз и была Тоталитарным двойником. Но даже в тех случаях, когда теоретический и обывательский взгляды на Империю совпадают, всё не так уж и однозначно. Ибо Османская империя на самом деле шла имперским ритмом всего лишь с 1413 по 1557 год . А далее это пост-имперский Восток, всё более и более слабый с каждым новым восточным витком. Аналогичная ситуация с Римской империей или с Византией, которые прошли всего лишь по два имперских цикла. Единственным исключением в череде вечно гибнущих империй являются те государства, которые прошли по четыре имперских цикла. Примеров всего три, и это во всей-то мировой истории. При этом один пример из очень глубокого прошлого, а два из слишком близкого настоящего и частично даже будущего, а стало быть, трудно обсуждаемы в рамках исторической науки, привыкшей апеллировать к "отстоявшемуся" прошлому. Главным критерием в поиске Империй остается их сказочная, будто бы ниоткуда возникающая государственная сила. Связана эта сила с качеством народа. В западном государстве у власти коммерческая элита, народ же - это т. н. политики, то есть люди, свято охраняющие и отстаивающие свои политические и экономические права. В восточном государстве у власти великие идеологи ("учителя"), народ же - коммерсанты, мелкие, но коммерсанты... А вот Империя, имея наверху истинных политиков (ничем не ограниченная власть), в качестве народного тела получает идеологов, людей, живущих не ради своих прав или выгоды, а исключительно ради правды, в том числе исторической. Целый народ, готовый ради правды пожертвовать и правами, и имуществом, - это великая сила! Великая сила - это и военная мощь, и хитрость, и терпение, а главное - способность ради достижения политического эффекта пожертвовать сиюминутной выгодой, точностью и строгостью соблюдения надуманных религиозных или бытовых правил. Самым поразительным в истории истинных Империй является их новаторство и прогрессивность. Тоталитарные двойники как восточные, так и западные, всегда основываются на достижениях прошлого, пытаясь всего лишь накопить в максимальном объеме устаревшие ценности, как будто бы не замечая новейших достижений. Испанский флот был во многие разы мощнее английского, но он был громоздким, неповоротливым... В результате "Непобедимая армада" разбита и Англия становится владычицей морей. Аналогичным образом арабы били всех подряд во времена зарождения Халифата, а османы доминировали в Европе, покорив Константинополь. А ещё ярко выраженная столица, сконцентрировавшая в себе всё самое лучшее, что есть в государстве. В Империи столица подчас значит больше, чем вся остальная страна со всеми ее ресурсами. Кто владеет столицей, тот рано или поздно овладеет государством. Ярче всего это было видно в Римской империи (Рим), Византии (Константинополь), Англии (Лондон). Там, где нет мощного центра и ярко выражена многоцентричность, Империю искать бессмысленно. В Империи, особенно во второй ее фазе (36 лет), всегда наблюдается уникальный по сравнению с восточными соседями интернационализм. Римлянин - это звание выше веры или национальности. Константинополь и в Византии, и при Османах - средоточие всех народов мира. А, скажем, правящая сила Османской империи, янычары - вообще не были турками и по преимуществу генетические славяне. Россия-Русь в своих имперских эпизодах мало обращала внимания на чистоту крови, обращаясь при создании властной элиты то к варягам, то к татарам, то к немцам, то к евреям... Ну, и наконец, пожалуй, главное качество имперского цикла - это его последствия, главным из которых является т. н. Идеологическое чудо. Третий российский имперский цикл породил Пушкина и Гоголя, Третья Англия - Шекспира, грузинский имперский цикл - "Витязя в барсовой шкуре", и так далее и тому подобное. Если же одно и то же государство проходит четвертый по счету имперский цикл, то последствия преодолевают национальную сферу, изменения наступают во всем человечестве, рождается новый мир. Так в начале нашей эры родился Еврейский мир, по законам которого человечество жило более 1000 лет. Английский мир родился в конце XIX века, и наконец вскоре мы станем свидетелями рождения Русского мира. Собственно говоря, Русский мир по форме останется похож на мир Английский (спорт, туризм, медицина, автоматизация, механизация), но суть мира изменится кардинально, и к максимальному влиянию над миром придут совсем другие корпорации. Не юристы, не финансисты и не журналисты... Кто? Узнаем очень скоро! |