www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Наука и религия» № 8, 1992 г.

Исторический гороскоп

Начинался исторический гороскоп с очень простой мысли. В любой момент человек реализуется в трех знаках. Пожизненный знак определяется годом его рождения и оказывает самое сильное влияние, поскольку всегда с ним. Возрастной знак действует слабее: только привыкнешь, скажем, к особенностям возраста Собаки, как подоспел возраст Змеи. Ну и почти незаметно влияние знака текущего года. Однако именно третье влияние обладает удивительным свойством: оно едино для всего человечества. В каком бы году ни родился человек, в каком бы возрасте ни находился, он качается на единой волне со всем человечеством, и длина этой волны — 12 лет.

Таким образом, существует уникальный механизм синхронизации населения всего земного шара. Нет сомнений, что в своем начале человечество было и в своем конце будет единым. Почему и как разошлись дороги народов в середине пути, пытается объяснить исторический гороскоп.

СВЕРХГОД

Существование 12-летнего ритма очевидно, но у двенадцатилетки, вопреки восточной легенде, не было начального года, таким образом сама двенадцатилетка не может быть квантом истории, ее мельчайшим кирпичиком.

Очень быстро были накоплены доказательства того, что историческое двенадцатилетие делится на три четырехлетия, причем и каждая четырехлетка — это законченный отрезок времени, имеющий точку перехода: начало нового четырехлетия и конец старого. Таким образом, можно говорить о четырехлетке как о некоем реально существующем сверхгоде.

Как определять начало дня, начало месяца, начало года? Начало года мы научились определять сами, смысл этого определения достаточно ясен — необходимо научиться отличать один год от другого и по этому отличию искать границу между годами. 12 границ между двенадцатью парами годов были исследованы достаточно тщательно и дали хоть и приблизительный, но уверенный ответ — все четные года начинаются в первых числах января, все нечетные года — в середине января. Если это действительно так, то четный год длится около 380 дней, а нечетный — около 350 дней (месяц — 29,2 дня — почти точно синодический период обращения Луны).

Что касается начала дня, то есть серьезные основания предполагать, что начало дня (смена одного влияния суточной длины на другое) происходит примерно в 4-5 часов ночи.

Итак, год начинается зимой, день — ночью. Когда же начинается четырехлетний сверхгод?

Все великие революции, переломные решения, поворотные даты приходятся на годы Змеи, Петуха и Быка (именно этот факт в первую очередь показал существование исторических четырехлетий). Названная великой революция 1917 года — год Змеи; названная великой французская революция началась в 1789 году — год Петуха; Великая Отечественная война продолжалась от года Змеи до года Петуха (1941 — 1945); Великая ремонстрация (слово-то какое!) в Англии произошла в 1641 году— год Змеи.

Переломные события российской истории практически всегда падали на указанные годы. Не называя этих событий, можно представить ряд дат — они известны любому человеку, знакомому с историей: 1797—1801 — 1825-1861-1881-1905 и т.д. Все те же года.

В американской истории вообще все сведено к четырехлеткам. Например, четырехлетняя периодичность выборов президента — автоматически каждое правление начиналось опять с тех же годов — Петуха, Быка, Змеи.

Наш гороскоп установил: все мужчины, родившиеся в годы Петуха, Быка и Змеи,— это источники мысли, а стало быть, все мы в эти годы становимся неким синхронным источником мысли. Резонанс может происходить в рамках семьи, коллектива, города, страны. Разумеется, чем больше людей будет принимать единое решение, тем в более мощной форме оно может проявиться. И революции в больших странах, как правило, мощнее, нежели в малых. Особенно же мощны революции в империях, поскольку энергия гигантской страны концентрируется в столице.

Строение сверхгода становилось достаточно очевидным и было полностью аналогичным строению обычного года (весна—лето— осень—зима) или дня (утро-день—вечер—ночь). Весна — это посев, определение плана на весь год, так же и утро — время планов, взведения пружины на весь день. Годы Петуха, Змеи, Быка — это принятие решений на все четырехлетие. Иногда приходится в течение года пересевать, взойдет то, что посеяно последним (февральская и октябрьская революции 1917 года).

Следующие годы — годы воли (Собака, Лошадь, Тигр), реализации принятых решений. Очень часто эти годы входят в историю как начальные даты войн и иных событий именно потому, что первотолчок, происшедший за год до того, остался незамеченным. Пример: первая мировая война, начавшаяся в 1914 году и окончившаяся почти ровно через четыре года. Гражданская война началась в 1918 году, но стоит ли говорить, что истоки ее — в революции 1917 года? Таково лето сверхгода, его день — год воли осуществляет все, что намечено в году предыдущем. Следующие затем годы трех «К» — Кота, Козы, Кабана — это осень сверхгода, его вечер — время собирать урожай, подводить итоги. Но именно в эти годы людям бывает трудно удержаться от новых решений, ведь тройка Кот-—Коза—Кабан романтизирует источник мысли, хотя сами они не способны эту мысль родить. Такие годы исторический гороскоп зовет годами псевдорешений. Как правило, псевдорешения повторяют решения, принятые ранее, или безуспешно пытаются такие решения отменить. По псевдорешениям, принятым в годы Кота, Козы, Кабана, можно писать историю исторических ошибок. Некоторые из них забываются быстро, другие остаются в памяти.

Под влиянием нашей революции 1917 года в 1919 году призошла революция в Венгрии, за несколько месяцев она была подавлена. Подобна и судьба Парижской коммуны 1871 года, также случившейся в год Козы. «100 дней» осталось Наполеону в 1815 году за то, что он пытался пересмотреть карту Европы 1813 года (год Петуха).

Самый последний и яркий пример псевдорешений — это попытка переворота 1991 года в Москве. Все тот же год Козы, но на этот раз срок, отмеренный псевдорешительным путчистам, был смехотворно мал — три дня. Однако и они вошли в историю псевдорешений.

Ну и наконец самая любопытная часть сверхгода — год Обезьяны, Крысы, Дракона, а попросту — високосный год, время олимпийских игр,— это зима сверхгода, или его ночь. Наконец-то можно проедать собранный урожай и отдохнуть от обязательств, взятых три года назад,— в год решений. Фактически это год подготовки к принятию следующего решения, расчистка места для него. Именно в високосном году начинается новый сверхгод. Возможно, что происходит это в конце года (Хрущева сместили в самом конце 1964 года, что дало возможность в 1965 году принять решение на 12 лет: началась косы-гинская реформа).

Так что один из вопросов исторического гороскопа — в какой именно момент начинается сверхгод — остается пока открытым. Может быть, нынешний год — год Обезьяны даст нам ответ.

Пока же заметим, что длящийся 1461 день сверхгод — это самая крупная всеобщая единица времени исторического гороскопа, имеющая начало и конец. Двенадцатилетие — уже не единица времени, а ритм. Разница, в частности, состоит в том, что двенадцатилетия не различаются между собой и, соответственно, у них нет названий. Четырехлетий же три вида, и каждое из них имеет имя. Таким образом, у истории есть три имени.

ТРИ ИМЕНИ ИСТОРИИ

Возможно, это еще не очень заметно, но уже идет некая всемирная, общая для нас всех история. Вероятно, одним из ее звеньев является история космонавтики. Напомню некоторые вехи этой истории: 1957-й — первый спутник; 1961-й — человек в космосе, 1965-й — выход человека в открытый космос, 1969-й — высадка человека на Луну, 1981-й — первый полет «Шаттла». Даты, красноречиво свидетельствующие о принадлежности космических исследований к большой истории. Вот только чьей? Такое впечатление, что космические исследования не принадлежат к национальным историям и существуют сами по себе. Увы, о других событиях этого не скажешь.

В социологической структуре нашего гороскопа три группы знаков, три векторные характеристики, три имени. Благодаря этой структуре наши главные исторические даты приобретают свои имена. Год Быка — год ортодоксальных решений, год Петуха — год открытых решений и год Змеи — год закрытых решений. Можно и так: год Быка — идеологические решения; Петуха — экономические; Змеи — политические решения. Почему? Объясним.

Очевидно, ортодоксальное решение непременно идеологично, ведь ортодоксальные знаки — знаки идейные и глубоко моральные, близкие к религии, регламентации, догматизму.

Экономические решения требуют открытости, без которой невозможна сильная экономика. Она не создается на жульничестве и обмане, главное в ее создании — честная игра и соблюдение правил. Иногда открытые решения называют легитимными.

Политические решения закрыты, ведь сильная политика исключает игру в открытую, с преданностью закону написанному. Политика руководствуется законом силы.

Имена решений дают имя и всему сверхгоду, человечество идет по кругу трех сверхгодов. Политический сверхгод, затем экономический, следом — идеологический и снова политический. Так что после 1993 года всемирная воинственность сильно упадет и вероятность войн на четыре года будет минимальна.

Впрочем, главное в другом. Три сверхгода в мировой истории не имеют никаких преимуществ и идут по кругу. Но разные культуры, народы, страны имеют право выбрать из трех решений главнейшее и жить лишь по его законам, остальные два так или иначе игнорируя.

Таким образом, изучение истории любой страны сводится к выяснению главенства на каждом ее этапе политических, экономических или идеологических решений.

Задача эта непростая. Во-первых, не всегда главное решение легко отличить от второстепенного, а во-вторых, страны периодически меняют направление своей истории.

Между двух 144-летних периодов, в которых Россия шла по политическим решениям, 1653— 1689 - 1725 - 1761 - 1797 (годы Змеи) и 1881-1917-1953-1989—2025 (годы Змеи) легко увидеть 72-летие, в котором решения года Петуха были куда важнее. Вспомним хотя бы убийство Павла I в 1801 году, восстание декабристов в 1825-м, освобождение крестьян в 1861 году.

Поэтому метод поиска главенствующего ритма должен сочетаться с косвенными методами, отличающими три исторических алгоритма по внешним признакам.

Здесь исторический гороскоп не начинает с нуля. Ортодоксальный, идеологический тип общества достаточно уверенно описан историками, в частности Л. Н. Гумилев называет такой тип общества перси-стентным. Два других типа, как правило, смешаны в один (у Гумилева — династический тип развития). Самый яркий, с точки зрения исторического гороскопа,— политический, имперский путь оказался наиболее затуманенным для историков.

Как правило, описание всех типов развития производится без особой системы, по чисто эмпирической схеме. Чаще всего замечается стремление ортодоксальных систем к стабильности и неизменности, иерархичность ортодоксального общества, власть обычаев, институт старейшин, неизменность многовекового уклада. Динамические системы берут все, что не влезает в стереотип ортодоксального общества.

Упомянем главный признак политического, закрытого пути. Такой путь есть путь империи. Империю легко узнать по особым свойствам имперского языка, по существованию ярко выраженной центростремительности, с гипертрофированной столицей и несколькими градациями провинции, по яркой двухклассовости общества.

Империй было не так уж много, их легко перечислить, но часто в ряд империй страны зачисляют случайно. Например, США. Страна, не имеющая мощного центра, не знающая, по сути, провинциальности (все штаты равны), никогда не станет империей. И самая поверхностная прикидка показывает, что именно годы Петуха определяют путь этой страны. Образованы США в 1776 году (тот самый год Обезьяны, с которого начинается экономический сверхгод). Первый президент — 1789 год, гражданская война — 1861 год, конец Великой депрессии и начало длительного подъема — 1933 год. Все это годы Петуха.

Легко увидеть главенство экономического ритма и в современной Европе — вот почему она не подчинилась централистским попыткам объединить ее, предпринятым Наполеоном и Гитлером, но легко объединяется на условиях главенства и экономического процветания.

Ортодоксальным ритмам подчинено большинство стран Азии. По имперскому ритму идет лишь наша страна. И такая ситуация позволяет нам дать трем историческим путям более краткие и емкие имена. Ортодоксальный путь — Восток, имперский путь — Центр и экономический путь — Запад.

Нельзя эти имена воспринимать буквально, ибо есть западные страны, идущие путем Востока, да и положение Центра на протяжении мировой истории многократно менялось.

И все же в целом эти имена отвечают положению в мире, причем не только в статике, но и в динамике. Прошлое человечества — в основном Восток, будущее — это Запад, настоящее его — это Центр.

Для всех трех типов исторического развития характерна внешняя экспансия. Империя осуществляет политическую экспансию, подчиняя своему влиянию все больше стран. Запад — экономическую, завоевывая рынки сбыта, причем товаром может быть не только материальный продукт, но и музыка, и кинематограф. Восток проводит идеологическую экспансию, пытаясь внедрить достижения своей идеологии (йога, ушу, иные духовные учения и т. д.).

Словом, каждый распространяет по свету то, чем силён.

Но вот оказывается, что Запад не боится политической экспансии Центра, легко вбирает в себя его политические идеи, переосмысляет их и создает некую копию сильной политики, которая отражает имперский натиск. Находя в политических идеях их правду, Запад обезвреживает эти идеи.

Центр не боится идеологической экспансии Востока; легко вбирая в себя ортодоксальные восточные идеи, правдолюбивый Центр выискивает в этих Идеях истину, тем самым лишая их завораживающей силы.

Ну и наконец Восток с удовольствием вбирает в себя идеи западной экономики, выискивает их внутреннее зерно, воспроизводя некую копию западной экономики, но, как и в двух предыдущих случаях, расчленяя цельный предмет, он лишает его жизни, идеи конкуренции, жестокого, «дикого» рынка.

Каждое из таких заимствований порождает некое чудо. Восток рождает экономические чудеса — неожиданный и резкий взлет Японии, Кореи, Тайваня. Запад всегда порождает чудеса политические. Разве не чудо политическое устройство США после гражданской войны и разве создание Европейского сообщества после кровавой войны — не политическое чудо?

Ну а нам, имперским людям, остается создавать идеологические чудеса, главное из которых, как предсказывает исторический гороскоп, впереди (1989—2025).

Суммируя отношения между тремя историческими сферами, можно увидеть неравновесность, векторность отношений. Империя всегда идет на Восток. Взглянем на нашу карту. Киев, мать русских городов,— на западе страны. Движение стран Востока на запад не зафиксируешь по географическим картам, но оно достаточно ясно по той легкости, с какой проникают любые восточные идеологии в идеологическую пустыню Запада. В самом выгодном положении находится Центр, поскольку он существует не непрерывно, а лишь 144-летними отрывками, в которых вторая и третья фазы выставляют кордон против западной экономической экспансии. Так что реальна экспансия лишь в моменты перехода власти.

Однако специфика имперского пути в том, что он не длится вечно и в любом случае в конце концов превращается в Запад.

Согласно нашей теории исторический процесс — это завоевание империями Востока и дальнейшее превращение этих империй в Запад.

Таким образом, от изначального состояния Востока человечество перетечет в окончательное цивилизованное состояние (Запад).

Остается лишь добавить, что главенство Востока над Западом, Запада над Центром и Центра над Востоком — чисто мирное главенство. В случае военного противостояния векторный треугольник крутится в другую сторону. А потому, проигрывая войны Японии или Афганистану, империя продвигается на Восток лишь мирным путем, и, напротив, побеждая Запад в войнах, продвинуться на Запад не удается, и все, что взято военным путем, всегда приходится отдавать (Финляндия, Польша, Прибалтика).

Окончание следует