www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») № 283 май 2016г.

Бытовая логика

Не стоит думать, что ученые от рождения обладают каким-то особым абстрактным складом мышления. Это не так, бытовое мышление, бытовая логика изначально присущи абсолютно всем людям. Однако шаг за шагом истинный ученый благодаря своей безупречной честности и последовательности отказывается от бытовой логики и переходит к тем чудесным открытиям, благодаря которым наш мир так удивительно изменился.

Для бытового мышления невозможно представление, что Земля крутится вокруг Солнца... Немыслимо, что Луна ничем не привязана к Земле... Смехотворно предположение, что белый свет состоит из суммы цветных... Невозможно представить, что у каждого химического элемента есть свой порядковый номер и это никакая не условность, а объективная реальность.

Но в нашу обыденную и такую привычную жизнь приходит наука, полностью разрушая банальные, но ложные представления, заменяя их на парадоксальные, но истинные. При этом у науки нет цели шокировать человечество или чрезмерно усложнить его мировосприятие, наука вообще не слишком ориентирована на бытового потребителя научной информации, наука ориентирована на ученых и следующих за ними техников, она всего лишь ищет правду. Не больше, но и не меньше.

Теоретическая история не стала исключением, она полна очень странных, невозможных с точки зрения бытовой логики положений. И в этом смысле ее ждет стандартная для науки судьба массового недоумения и неприятия. Почему? Потому что нелогично! С бытовой точки зрения.

Вот, к примеру, теоретическая трактовка первой фазы - 36 лет идет накопление проблем. То есть по одной из трех основополагающих стихий не делается ровным счетом ничего. В быту такое действие не имеет смысла, всякое хозяйство нуждается в регулярности: коров надо доить, сорняки пропалывать, крышу латать, если прохудится... В конце концов надо есть, пить, спать... Как объяснить себе и людям 36-летнее топтание на месте, бессмысленное хождение по кругу?

Для такого 36-летнего «стояния» нужно придумать какой-то особый приз, какую-то особую награду. И каково же будет удивление любого носителя бытового сознания, если выяснится, что наградой за 36-летний застой будет революция, почти наверняка кровавая, с полной сменой властной элиты, невзирая на былые заслуги.

Или знаменитая Политическая лакуна (2001 - 2053), идущая ныне в России. Людям, привыкшим к тому, что за зимой приходит весна, а за весною лето, очень трудно объяснить, куда пропадает Политический период в момент окончания Имперского цикла, а вместе с ним пропадает возможность поменять в России власть. Политологи и историки уверовали в то, что власть меняется каждые 36 лет и никак не могут уразуметь, почему нужно ждать вместо 24 лет (стандартный промежуток между одноименных периодов) целых 52 года.

Ладно, Политическая лакуна — это особый случай. Но как в принципе осознать тот факт, что в истории действует не прямая логика (посев - сбор урожая), а обратная, когда нужно не сеять, а разрушать и на выжженной земле строить то, что на самом деле окажется ненужным, но в процессе строительства образуются навыки, которые пригодятся для восстановления разрушенного до этого. Абсурд, абстракция и абсолютная невнятица... Меж тем это правда, на основе которой в будущем будет создана Практическая история.

Или, к примеру, теория войн (вершина теоретической истории), ее структура насквозь парадоксальна. Самый главный парадокс состоит в идеологической первооснове войн. Всю жизнь мы считали, что люди конфликтуют из-за власти или из-за денег, а тут вдруг выясняется, что к войнам государств ни экономика, ни политика никакого касательства не имеют и все дело именно в идеологии. Бытовая логика в очередной раз оказалась бесполезной в научных разработках.

А сроки войн? Войны по Касательной или войны на пересечении идеологических периодов - это еще как-то можно объяснить. Но как, к примеру, объяснить возникновение войн на Рубеже? Это все равно что драться с кем-то через кирпичную стену. Бытовая логика такие идеи не признает никогда.

Но наиболее сложное для бытового сознания - это признать сам факт существования теоретической истории, то есть допустить наличие объективных исторических законов, осознать, что между прошлым и будущим нет никакой принципиальной разницы, и там и там - одни законы и смыслы, одно и то же пренебрежение к подробностям. Ибо подробности нужны именно бытовому сознанию, а наука вынуждена верить в парадоксальность законов жизни, их жуткое противоречие с тем, что подсказывают нам собственная память, собственные глаза.