www.xsp.ru/sh/ Публикации

Елена Савельева
www.xsp.ru 10 мая 2019г.

Духовный брак в творческих союзах

Жила-была девочка. Она росла, училась в школе - обычной и музыкальной - читала разные книги. Пожалуй, последнее она любила больше всего, потому что это было, как распахнутое окно во взрослый мир, который интригует, озадачивает, пугает… Но уже тогда больше всего в этом мире ее интересовали люди. Помните, как у Пастернака "Но кто мы и откуда ?". И еще, почему мы такие разные, почему у одних жизнь интересная и насыщенная, а у других всё так мрачно и тоскливо, при том, что начиналось так многообещающе? Что необходимо понять и сделать для того, чтобы развиваться, жить в гармонии с собой, с другими людьми, с этим миром? Что нужно для любви и счастья в будущей семье?

А потом захватил и понёс поток жизни: учеба в институте, муж, сын, работа, друзья... Все как у всех. Но когда пришла эпоха перемен и рухнуло всё и сразу, то охватило смятение, порой и "разлом мозга", и "разрыв души". Нужно было понять и принять новые правила и строить свою жизнь в гармонии с новыми временами. Жизнь всё время ставила вопросы, на которые надо было искать ответы. Найти своё место в жизни, помочь мужу, помочь ребенку вырасти гармоничным человеком?

В то время появилось появилось много новых книг о смысле жизни, о том, как правильно жить. Свияш, Лазарев, Синельников… Читать было интересно, но в остатке мало что оставалось. Появились многочисленные гороскопы в газетах, журналах, на радио и телевидении, согласно которым характеры людей различались, потому что родились они в разные годы и месяцы. Это был принципиально новый подход к миру людей. Однако характеристики знаков в этих гороскопах были какими-то размытыми, обтекаемыми и доверия не вызывали. Возникло даже какое-то соревнование между гороскопами - какой гороскоп важнее - восточный или зодиакальный? Глоба, Зараев, Вронский… У Вронского было даже вроде о двух гороскопах и их совмещении и влиянии на брак. Но, "продраться" к сути сквозь асценденты, угловые поля, восходящие градусы и прочие высокомудрые слова, было делом совсем безнадежным.

И тут вдруг в руки попала книга "Структурный гороскоп" Григория Кваши. В ней сразу же увидела систему и понятную логику, да и написано было не на птичьем (высокомудром) языке. Из трех разделов книги в то время привлек раздел по Брачной теории. Многое стало понятным и в своем браке и браках друзей, родственников, коллег. Примеры союзов известных людей очень органично дополняли картину. Стала следить за новыми книгами по СГ, а затем и за сайтом Григория Кваши. Читала, размышляла, находила подтверждение положениям теории в своей жизни, жизни знакомых, друзей, коллег. Поразила точность и ясность характеристик знаков и чрезвычайная эффективность рекомендаций.

Само собой, что по-настоящему оценить теорию можно только в самый трудный момент, когда жизнь заходит в тупик по всем пунктам. Смысл жизни однажды ускользнул, казалось бы навсегда, накопившиеся проблемы казались неразрешимыми. А главное не было сил что-то поменять… Совсем! В какой- то момент поняла, что тьма была вокруг беспросветная. Работа - "ни уму, ни сердцу", сын вырос и живет своей жизнью, любимый муж в депрессии... Пожилые родственники требуют все больше заботы и участия. А сил нет. Энергия даже не на нуле, а в минусе. А тут ещё государство с его разговорами о "возрасте дожития". Одним словом жизнь кончилась, одно "дожитие".

И тогда пришло понимание, что бессистемного чтения книг по СГ недостаточно. Нужно было войти в систему всерьёз. А когда узнала, что у меня начинается год Перемены судьбы (2017), то всё встало на свои места. Надо консультироваться! Встреча с консультантом МКССГ оказалась решающим событием, воздействие сравнимое со спасительной "скорой помощью". Открылись новые перспективы, нашелся яркий смысл в моем возрасте, стало ясно как действовать в год Перемены судьбы, где найти источник для пополнения энергии. А главное, дальнейшая жизнь уже не пугала и все стало налаживаться. В жизни появился надежный навигатор - всемогущий СГ.

И уже с новыми силами захотелось войти в этот всё ещё загадочный мир СГ и, как у моего любимого Пастернака, "во всём дойти до самой сути" и уж точно найти ответы на свои давние вопросы.

Погружение в мир СГ состоялось. И это позволяет мне с уверенностью сказать, что СГ это уникальная система, которая является универсальным путеводителем по жизни каждого человека. Вы словно получаете ее расписание с указанием путей-дорог и времени прохождения ее отдельных участков. Причем дороги освещены и с указателями сложных участков, крутых поворотов, знаками "Стоп", "Сужение дороги", "Дети" и т.д. Это пока молодая наука и ее, безусловно, ждут новые открытия, но и то, что уже есть сейчас, поражает своей объемностью, системностью, логичностью и, главное, постоянным подтверждением ее положений и верности рекомендаций в жизни. Помните, как нас учили: практика - есть критерий истины.

Главное, что вы должны знать, чтобы получить эти указатели по жизни - это дата вашего рождения. Она неизменна на протяжении всей вашей жизни. В терминологии СГ это называется "сломанным хронометром" в отличии от двух действующих и постоянно идущих: хронометра вашей жизни - "возрастного хронометра" и "общечеловеческого хронометра", который для всех людей тикает синхронно и показывает одно и тоже время. Дата рождения является ключом к пониманию того, что будет отличать вас от других людей, кроме понятных всем вещей: места рождения, семьи, родильного дома, в котором вы родились и т.д. Важно также уяснить, что эти характеристики зависят только от самой даты, а не от положения планет, звезд, градусов и пр.

Итак, допустим, вы родились в год Собаки. Что, значит вы - Собака? Это некая абстракция. Глядя на себя в зеркало никакой Собаки вы не видите и внутри вас Собаки нет. Просто вам как носителю знака Собаки присущи определенные характеристики, которые отличны от других годовых знаков. Их всего пять для: первая определяет тип мышления, вторая характеризует особенности психологии, третья определяет способ пополнения энергии, четвертая - ваше отношение к социуму и наконец пятая - взаимоотношение с судьбой.

Удивительно, что четыре характеристики каждого знака одинаковы у мужчин и женщин и лишь тип мышления у них отличается. Четыре типа мышления образуют идеологическую структуру, где есть две пары с противоположными типами мышления: Воля - Мистика и Логика - Реализм. Но, женщины - существа загадочные и усложнили картину жизни тем, что внешне (манера поведения, голос, взгляд и другие атрибуты) соответствуют мужскому типу мышления своего знака, а само мышление у них другое. Разница только в одной этой характеристике и ее "замаскированности"... А главное именно в этом различии - ключ к пониманию взаимодействия мужчины и женщины в любви и браке.

Союз, где совпадают типы мышления партнеров называется Равным; союз, где партнеры совпадают по мышлению лишь атрибутивно- Патриархальным. Романтическим браком называется брак, где встречаются мужчина и женщина с противоположными типами атрибутики, а Духовным- тот брак, где соединились партнеры с противоположными типами мышления. Есть еще брак Векторный, но это исключение из правил.

Патриархальный брак приносит оптимизм и жизненный позитив, Романтический брак - красоту, Равный - успешную карьеру, а Духовный - творчество. Причем в Духовном союзе (в отличие от Равного) развиваются сразу две карьеры, и обе могут быть очень успешными. Возможности партнеров словно расширяются за счет дополнения своего типа мышления типом мышления партнера. Самый загадочный и сложный тип брака. Этим он привлек к себе мое внимание и появилось огромное желание разгадать хотя бы некоторые его загадки. В этом браке путь мужчины и женщины друг другу самый сложный, ведь у знаков партнеров ни в чем нет равенства - ни в образе жизни, ни в типе мышления.

Согласно Брачной теории энергия Духовного союза - драматическая. Обмен эмоциями во время общения - вот неиссякаемый источник творческого и духовного развития партнеров. Но, для того, чтобы много общаться супруги должны быть друг другу интересны. Всегда.

Вот 15 сочетаний знаков, дающие Духовные союзы: Крыса - Бык, Крыса - Змея, Крыса - Петух, Бык - Дракон, Бык - Обезьяна, Тигр - Кот, Тигр - Кабан, Кот - Лошадь, Кот - Собака, Дракон - Змея, Дракон - Петух, Лошадь - Коза, Коза - Собака, Обезьяна - Петух, Собака - Кабан.

Список, найденных Духовных пар грандиозен. Разобьем его на четыре группы.

Сергей Герасимов (Лш) и Тамара Макарова (Кз), Муслим Магомаев (Лш) и Тамара Синявская (Кз), Николай Рыбников (Лш) и Алла Ларионова (Кз), Роберто Росселинни (Лш) и Ингрид Бергман (Кт), Анатолий Мукасей (Тг) и Светлана Дружинина (Кб), Константин Райкин (Тг) и Елена Бутенко (Кб), Глеб Панфилов (Сб) и Инна Чурикова (Кз), Николай Рерих (Сб) и Елена Рерих ( Кт), Сергей Урсуляк (Сб) и Лика Нифонтова ( Кт), Диего Ривера (Сб) и Фрида Кало (Кз), Роберт Шуман (Лш) и Клара Вик (Кт).

Федерико Феллини (Об) и Джульетта Мазина (Пт), Родион Щедрин (Об) и Майя Плисецкая (Бк), Леонид Агутин (Об) и Анжелика Варум (Пт), Николай Добронравов (Др) и Александра Пахмутова (Зм), Вячеслав Тихонов (Др) и Нонна Мордюкова (Бк), Джон Леннон (Др) и Йоко Оно (Пт), Георгий Менглет (Кр) и Нина Архипова (Пт), Эдвард Радзинский ( Кр) и Татьяна Доронина (Пт), Игорь Николаев (Кр) и Наталья Королева (Бк), Максим Галкин (Др) и Алла Пугачева (Бк).

Иван Пырьев (Бк) и Марина Ладынина (Об), Ричард Бартон (Бк) и Элизабет Тейлор (Об), Анатолий Кремер (Пт) и Татьяна Шмыга (Др), Луи Арагон (Пт) и Эльза Триоле (Об), Никита Михалков (Пт) и Анастасия Вертинская (Об), Марк Захаров (Пт) и Нина Лапшинова (Об), Александр Стриженов (Пт) и Екатерина Стриженова (Об), Евгений Жариков (Зм) и Наталья Гвоздикова (Кр), Владислав Пьявко (Зм) и Ирина Архипова (Кр), Игорь Бобрин (Зм) и Наталья Бестемьянова (Кр).

Григорий Александров (Кт) и Любовь Орлова (Тг), Владимир Меньшов (Кт) и Вера Алентова (Тг), Мстислав Ростропович (Кт) и Галина Вишневская (Тг), Стас Намин (Кт) и Людмила Сенчина (Тг), Валентин Юдашкин (Кт) и Марина Юдашкина (Сб), Артур Миллер (Кт) и Мэрилин Монро (Тг), Александр Родченко (Кт) и Варвара Степанова ( Лш), Сергей Есенин (Кз) и Зинаида Райх (Сб), Ален Делон (Кб) и Роми Шнайдер (Тг), Владимир Басов (Кб) и Наталья Фатеева (Сб), Сонни Бано (Кб) и Шер (Сб)

Подробно рассмотрим четыре случая. Это очень яркие Духовные союзы с успешными карьерами у обоих, причём из тех видов творчества, которые ещё не рассматривались в литературе по СГ. Первые две пары - семьи художников.

Александр Родченко ( Кт) и Варвара Степанова ( Лш).

...Варвара Степанова - муза, жена, соратник, "мотор", как назвал он ее в одном из писем.

Они встретились в Казани в 1914 году. Ему -23 года, ей - 20. Они - ученики Художественной школы. Она уезжает учиться в Москву. Он был призван в армию. Они писали друг другу письма. В одном его писем были слова: "...У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу - действительностью... Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас..."

...Степанова, как вспоминают современники, всегда была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она была первым зрителем его работ, вела деловую переписку, переговоры, записывала в дневниках и статьях историю русского авангарда, фиксируя полемику художников, идеи мужа, описывала ключевые события художественной жизни Москвы, собирала и хранила документацию. Вела регистрационный журнал заказов. Ведь на пике их востребованности их было столько, что невозможно представить, как такое было возможно. И еще она гениально восприняла язык, им созданный, его формулы и создала свой собственный мир в искусстве. Она придумывает рисунки тканей, оформляет спектакли, которые становятся заметными событиями в театральной Москве, моделирует спортивную одежду, занимается книжной графикой и, также как и муж, преподает во ВХУТЕМАСе.

А дальше авангард из всех видов искусства начинает вытесняться социалистический реализмом. И пути Родченко и Степановой со временем начинают расходиться. Его обвиняют в формализме и заказов будет все меньше. В 1951 году его исключат из Союза Художников, а это значит, что работы не станет совсем. Благодаря хлопотам верной и любящей Варвары, его восстановят в Союзе и даже разрешат готовить персональную выставку фотографий. Но, будет уже поздно. Он умрет спустя год после восстановления в Союзе и не дожив полгода до открытия выставки.

За его произведениями будут гоняться коллекционеры. А фотография Родченко "Девушка с лейкой", будет продана на аукционе Cristies за 115 тысяч фунтов стерлингов. Его идеи будут востребованы в мировом дизайне. .Графику Родченко и Степановой до сих пор под лупой изучают студенты самых модных европейских учебных заведений.

Фрида Кало ( Кз) и Диего Ривера ( Сб).

Фрида Кало и Диего Ривера принадлежат к противоположным полюсам мексиканского искусства. Во много их жизнь и карьера были типично "женской" и типично "мужской". Фрида была самоучкой. Диего закончил самую престижную Академию, затем учился живописи в Европе. Фрида писала небольшие картины, Диего - огромные, на создание некоторых фресок, занимающих сотни квадратных метров, иногда требовались годы. Он был политиком, певцом мексиканской революции и очень вовлеченным в жизнь социума. А она писала себя и о себе. Фрида и Диего каждый создали свой собственный неповторимый мир, свою художественную вселенную. Каждый шёл свои путем, но рука об руку, без возможности разжать эти руки. Он стал известным художником и любимцем Мексики при жизни, а она по-настоящему известной после своей смерти.

Сначала Диего услышал её голос. В 1922 году художник расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико. И несколько раз девочка, прятавшаяся за колоннами, выкрикивала в его адрес язвительные комментарии. Она уже тогда влюбилась в него и сожалела, что он женат и ей не за кого теперь выходить замуж.

Семейная жизнь Диего и Фриды с самого начала носила бурный характер. Диего не терпел критики. А Фрида, обладавшая художественным чутьем, никогда не отказывала себе в удовольствии указать мастеру на его огрехи. Он в ярости бросал кисть, осыпал жену проклятьями и уходил из дома. А когда возвращался, то в знак примирения осыпал ее подарками - бусами, серьгами, подвесками. Фрида обожала украшения. Не важно, из чего они были сделаны - из драгоценных камней или дешевого стекла. Она очень хотела ему нравиться, сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки. Придумывая себе наряды, Фрида комбинировала одежду и аксессуары разных социальных групп и эпох. В конце концов её изобретательность превратила этот маскарад в отдельный вид искусства: начав одеваться для мужа, она продолжила создавать уникальные образы ради собственного удовольствия. В своём дневнике Фрида писала, что костюм - это тоже автопортрет.

Диего изменял ей практически с начала их семейной жизни. Она терпела, изливая боль от измен в картинах... Но, хотя друг с другом им жить было сложно, порознь оказалось невозможно. ...Он был солнцем ее вселенной, Божьим даром и наказанием Господним, она сделала из него культ и исступленно писала его портреты. И все это под недоуменные взгляды окружающих. "Никому никогда не понять, как я люблю Диего. Я хочу одного: чтобы никто не ранил его и не беспокоил, не лишал энергии, которая необходима ему, чтобы жить. Жить так, как ему нравится, - писать, глядеть, любить, есть, спать, уединяться, встречаться с друзьями, но только не падать духом".

И еще из дневника: "Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что слово это по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и никогда не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о моем любовнике, потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне в конце концов придется написать картину о собственных эмоциях."

Фрида, при жизни не имевшая и десятой доли популярности мужа, неожиданно стала всемирно известной художницей. А вместе они - символами искусства Мексики XX века.

Роберт Шуман (Лш ) и Клара Вик (Кт).

Сегодня каждый знает имя композитора Роберта Шумана А вот о его жене Кларе Вик у нас известно гораздо меньше. А ведь во время их жизни все было наоборот. "К нам приехала "несравненная" Клара … с мужем" - так писали во время ее концертных турне.

И ведь не полюби Шуман девочку-пианистку, музыка могла оказаться для него таким же очередным увлечением, как философия или право, или он вполне мог бы остаться лишь известным музыкальным критиком. Его слава, его популярность - в самом буквальном смысле во многом - дело рук Клары. Как написал один автор, что он начал писать очерк о Шумане, а в конце работы понял, что история Роберта Шумана -это фрагмент жизни "несравненной Клары", именно так её называли современники с легкой руки Мендельсона.

...В вынужденной пятилетней разлуке Шуман сочиняет много чудесной музыки, наполненной любовью к Кларе. "Ах, Клара, эта музыка, которая теперь постоянно звучит во мне, и какие прекрасные мелодии. Подумай только, со времени моего последнего письма у меня опять готова целая тетрадь новых вещей. Я хочу назвать ее "Крейслериана". Ты и мысли о тебе играют в ней главную роль, и я хочу посвятить ее тебе".

Когда они поженятся, то творчески для Шумана первые годы жизни в браке также станут невероятно плодотворными: цикл из 138 песен, симфонии, сочинения для квартетов и квинтетов… Произведение следует за произведением, закончив одно, у него тут же возникает другая идея. Он едва успевает их записывать. Третье десятилетие жизни Шумана и первое десятилетие его творческой биографии композитора - настоящее чудо.

Они действительно играли и сочиняли музыку вместе. А еще Клара за шестнадцать лет брака с Шуманом родила восьмерых детей. Но, много внимания уделяя им и Роберту, она страдает от того, что не может концертировать. Роберт противится этому. Хотя вскоре вынужден будет уступить, так как за два месяца концертов Клара зарабатывает больше, чем он за год. Он часто ездит с ней и его считают просто мужем Клары. Его музыкальные произведения так и не признаны. Его это очень травмирует. С годами нервы не выдерживают напряжения и еще сказывается плохая наследственность. Болезнь с годами будет прогрессировать и последние два года жизни он проведет в лечебнице.

Наталья Бестемьянова (Кр) и Игорь Бобрин (Зм)

Она влюбилась в него, в его талант, сначала безответно. Если судить по воспоминаниям, это был 1978 год, год Лихой удачи для нее. А взаимность пришла, и встречаться они начали в 1980. Это год Лихой удачи у него и год Перемены судьбы у нее. В то время он уже был известным фигуристом.

Бобрин и Бестемьянова вместе уже больше 35 лет. Их детищу - "Театру ледовых миниатюр" уже больше 30 лет. Он -главный творец и художественный руководитель театра. Это практически репертуарный театр на льду, что явление уникальное. За эти годы спектакли театра посмотрели миллионы человек. Она - главная звезда театра, и как она говорит "вынужденно", еще и директор театра.

"Нам повезло друг с другом. Что бы ни происходило в театре, какие бы разногласия там ни случались, когда мы открываем дверь дома, всё уходит. Особенно сейчас, когда я стала сама ставить программы, то есть еще больше приблизилась к Игорю в творческом плане. Спорим по-прежнему много. И ссоримся - в кровь. Но при этом оба понимаем, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на выяснение отношений. Больше всего радует, что у нашего театра сейчас очень много работы. Завал. И получается, что работаем, как велосипедисты в гонке. Игорь выдохся - я выхожу вперед, я устала - он подхватил".

И еще: "Самое главное в нашем союзе то, что Игорь продолжает меня удивлять. Например, я по-прежнему хохочу над его шутками, восхищаюсь номерами, им поставленными, стихами, им написанными, поражаюсь тому, как он смотрит на мир. Иногда даст какую-то точную характеристику человека или события - и мои глаза снова широко распахиваются: это мой муж?! Нам никогда не бывает вместе скучно, всегда находятся темы для разговоров".

Если люди, стремящиеся к творческой реализации, вступают в Духовный союз, то они получают дополнительную энергию этого брака. И еще во всех этих союзах: мужчина - творец, а женщина, идя за ним и воспринимая его идеи, тоже становится творцом.

Слишком различны мужчина и женщина в этом союзе. Поэтому, безусловно, важно, чтобы оба были готовы "пожертвовать" своей индивидуальностью. Этого, например, не случилось в браке Эдварда Радзинского и Татьяны Дорониной. Она и сама говорит о себе: "Я всегда кошка без хозяина". И друг другу они должны быть интересны. Никита Михалков в своей книге с грустью пишет о том, что их отношения в браке с Анастасией Вертинской надломились из-за отсутствия ее интереса к нему, его устремлениям, творчеству. Изначальное полное "душевное раскрытие" тоже не способствует долгому браку. Отчасти поэтому не сложилось у Артура Миллера и Мерлин Монро. Он писал в своей автобиографии о ней: "Абсолютная правдивость, прозрачная, как свет, - на меньшее она была не согласна". Она, вспоминая о своем браке с Миллером, писала "Артур, напиши для меня сценарий. Обо мне. Он написал, но лучше бы этого не делал!".

Непознанное пространство души должно сохраняться. Тогда не гаснет интерес друг другу, сохраняется загадочность партнера. Ведь именно этим он когда-то вас заворожил. Помните слова Фриды Кало о вечно загадочной для нее душе мужа, Натальи Бестемьяновой о способности до сих пор ее удивлять Игоря Бобрина. Владимир Меньшов говорил: "Каждый раз я поражаюсь, что не могу предугадать поведение жены, ее реакцию, ее мнение, ее понимание жизни".

Анжелика Варум и Леонид Агутин долго скрывали свой роман ото всех, даже от близких и родителей. Ростропович, чтобы не расставаться с Галиной Вишневской предложил ей свои услуги аккомпаниатора на время ее поездки в Таллин. Когда в самом начале отношений с Муслимом Магомаевым Тамара Синявская уехала на длительную стажировку в Ла Скала, он, несмотря на огромные счета за переговоры, звонил ей каждый день. Они подолгу разговаривали. Владимир Меньшов, работая в Ставрополе, писал длинные письма Вере Алентовой. Кстати, когда у них случился временный разрыв, он попросил ее вернуть письма, в которых были его мысли о Михаиле Ромме, его руководителе на режиссерских курсах. А он должен был писать статью о нем. Вера, перед тем как вернуть письма, перечитала их. И они оживили воспоминания об их любви, такой яркой и наполненой, несравнимой с другими отношениями.. Это стало одним из поворотных моментов в решении о возобновлении их отношений с Владимиром Меньшовым.

Хотя обычную ревность и измены Духовный союз выдерживает, творческая ревность, часто разрушает отношения. По словам Натальи Фатеевой между нею и Владимиром Басовым никогда не было обычной ревности. Басов, кажется, даже гордился тем, что рядом с ним - красивая и сильная молодая женщина. Но, Фатеева признавалась, что чувствовала со стороны Басова ревность профессиональную. Красота и заметность супруги были не только гордостью, но и предметом нетипичной мужской, точнее, режиссерской ревности. "Басов ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре". О творческой зависти во время их отношений к успехам Алена Делона пишет и Роми Шнайдер. Отношения Стаса Намина и Людмилы Сенчиной испортились после того, как мужчина начал управлять сольной карьерой артистки. Он составлял всё, начиная от репертуара, гастролей и так далее. Сенчиной это не понравилось. Шер призналась: "Я не оставила бы его, если бы с его стороны не было такого жесткого контроля. Он был гораздо больше, чем просто муж. Он был страшный муж, жесткий наставник и великий учитель". Ричард Бартон из-за зависти к ее успеху не пустил жену на вручение полученного ею "Оскара" за роль в фильме "Кто боится Вирджинии Вульф?".

А вот история Ингрид Бергман. Их брак с Росселлини выдержал много сложностей: и мучительный развод с мужем Ингрид, и осуждение ее отношений с Росселини в Голливуде и Италии, и непривычные для нее, голливудской звезды первой величины, материальные сложности. В течение шести лет Бергман снималась в фильмах своего мужа. К сожалению, только один из них был успешен. Но, Росселлини не разрешал Ингрид сниматься у других режиссёров. А ведь с Бергман хотели работать Дзеффирелли, Феллини, Висконти, Де Сика. Однажды наперекор его желанию она очень успешно сыграла роль в спектакле, который вопреки прогнозам мужа прошёл с триумфом. После спектакля Ингрид вышла на поклон и взглянула туда, где стоял Роберто: "Наши глаза встретились. Мы пристально посмотрели друг на друга. И я поняла, что наш брак подходит к концу, даже если мы останемся вместе", - вспоминает Бергман. Роберто беспокоило то, что его жена может возродиться как актриса без его участия. Так вскоре и произошло. А если мы посмотрим на союз Глеба Панфилова и Инны Чуриковой, то здесь все иначе. Панфилов понимая, что масштаб таланта его жены и музы так велик и неисчерпаем, совсем не препятствует ее работе в театре и в фильмах, снимаемых другими режиссерами. А если бы было иначе, то сколько её замечательных ролей мы бы не увидели. И их союз ведь это только укрепляет.

Ссор на начальном этапе у всех много. Об этом вспоминают Алентова, Вишневская Дружинина. Со временем, они начинают уважать "непохожести" друг друга. И хотя споры продолжаются, они у многих в основном касаются вопросов творчества.

Дочь Вишневской и Ростроповича вспоминает: "Знаете, у них обоих было потрясающее чувство юмора. Они так искромётно общались друг с другом! Я очень мало знала людей, которые могли отцу так быстро дать отпор, такими, знаете, "горячими пирожками", - потому что у него было довольно необычное чувство юмора. Он как-то все умел закручивать, и единственным человеком, который мог ему отвечать так же закручено и так же быстро, была мама. Наблюдать за тем, как они общаются, было невероятным удовольствием". Кстати, о юморе как средстве сглаживания острых углов в общении друг упоминает и Инна Чурикова.

Каждый из партнеров учит язык другого и начинает понимать и разговаривать на двух языках. Символична в этом смысле история Луи Арагона и Эльзы Триоле. Когда они стали жить вместе он за несколько месяцев выучил русский язык, чтобы понимать, о чем разговаривает Эльза со своими соотечественниками. А она довела свое знание французского до совершенства, писала романы на этом языке. И завоевала Гонкуровскую премию.

В семье ведь два творческих человека. Причем, они оба - главные критики и оценщики творчества друг друга. И критика эта иногда бывает очень жесткой, нелицеприятной, ужасной по форме. Это уже "внутренняя кухня" семьи. Но эта критика всегда честная и искренняя. Нещадно критиковала работы мужа Фрида Кало. А вот , что говорит Владимир Меньшов : "Мы оба с Верой бескомпромиссные .Поэтому нервов еще чертова уйма тратиться на многие вещи. Но с другой стороны, если мы друг друга хвалим, то это уже без второго плана".

Родион Щедрин сочиняет музыку к балетам для Майи Плисецкой, чем продлевает ее творческую жизнь на долгие годы. А "Кармен-сюита", написанная для танца Майи первой из этого списка стала визитной карточкой его, как композитора. Анатолий Кремер пишет музыку к четырем спектаклям для Татьяны Шмыги. Она считала, что благодаря спектаклям "Эспаньола", "Катрин", "Джулия Ламберт" и "Джейн" ее сценическая жизнь "продлилась красиво, со смыслом".

Самые блестящие пары Духовного брака, где супргуи взаимно дополняют друг друга из разных профессий. А если одна профессия? О двух успешных парах художников было рассказано выше. У певцов тоже несколько ярких пар: Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Анжелика Варум и Леонид Агутин, Ирина Архипова и Владислав Пьявко... А вот "чисто" актерские союзы самые неудачливые. Разладилось у Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. Алла Ларионова и Николай Рыбников прожили вместе много лет, но самые яркие роли сыграны до брака. Примерно так у пары Натальи Гвоздиковой и Евгения Жарикова. Может быть виной слишком большая зависимость актерской профессии. Гораздо успешнее творчески пары, где оба начинают с актерства, а затем один становится режиссером. Такой путь прошли Вера Алентова и Владимир Меньшов, Лика Нифонтова и Сергей Урсуляк, Марк Захаров и Нина Лапшинова... Даже Сергей Герасимов и Тамара Макарова встретились, будучи актерами.

Отсутствие детей в Духовном браке не является фактором, делающим этот брак несчастным и негармоничным. У тринадцати из сорока трех пар не было детей. Еще у шести не было общих детей. У оставшихся - по одному или два ребенка. И только в браке Росселинни-Бергман родилось трое, а Щуман - Вик - восемь детей. Федерико Феллини говорил жене: "Мои фильмы - наши дети. Разве они не рождаются в муках? И разве их творец не любит их, как детей?".

Молодость супругов может привести к разрыву. Не всегда удается зайти на следующий виток отношений, хотя Духовный брак позволяет исправить ошибки и попробовать все снова. Не получилось у Есенина и Райх, у Николаева и Королевой. А вот у Меньшова и Алентовой получилось... Если мужчина старше, то вероятность неудачи выше. А вот из браков, в которых женщина старше мужчины на пять и более лет (таких шесть из сорока четырех) не распался ни один. Правда, в трех из них разница в возрасте небольшая. Ирина Архипова была старше Владислава Пьявко на шестнадцать лет. Прожили вместе сорок четыре года. Алла Пугачева старше Максима Галкина на двадцать семь лет. Они вместе уже пятнадцать лет. И помощь ее в его творческой карьере неоспорима. Вот так раскрывают и пестуют таланты уже состоявшиеся в творчестве женщины.

Итак, Духовный брак действительно очень сложно устанавливается, но если этот этап пройден, то путь творца-мужчины будет озарен светом жены -музы, сотворца, помошницы , "другини" ( Николай Рерих) и "беригини" ( Михаил Ножкин). И еще об одной важной черте духовного брака. Он, же не случайно, называется Духовным. В СГ вообще очень точная и не случайная терминология. Поэтому Главное в этом браке - духовный путь развития партнеров.

И еще, если бы мне пришлось выбрать эпиграф к рассказу о творческом Духовном союзе, я бы выбрала слова - "Через тернии к звездам". По-моему, эта фраза очень точно передает суть и путь этого брака.