www.xsp.ru/sh/ ПубликацииАнна Маргулис
www.xsp.ru 10 мая 2019г.
Жизнь в иллюзии (романтические браки поэтов)Пока жив человек мечта о чуде будет будоражить его мысли… Во все времена, во всех частях света, в больших городах и в неприметных поселениях люди верили в волшебство, молились, призывали неведомые силы, надеялись на чудесные исцеления и сказочные превращения. Великие мыслители, ученые посвящали трактаты и исследования познанию чуда, а писатели и поэты и по сей день дарят нам диковинный мир, наполненный невероятными приключениями, погружают нас в своеобразный "воображариум", где все возможно. Кто из нас в детстве не мечтал попасть в Волшебную страну? Я вместе с Элли и Тотошкой шла по Изумрудной дороге на встречу с Гудвином - уж он то точно решил бы мои проблемы! Не раз мы с сестрой пытались поймать Золотую рыбку в подмосковном пруду, да и мечта о Синей птице не покидала меня… Я не знаю ни одного мальчишки, который не мечтал бы отправиться вслед за Гулливером или Синдбадом-мореходом за тридевять земель в страну, где исполняются несбыточные мечты, встречаются необыкновенные существа и происходит са-мое настоящее Волшебство! Одни люди предпочитают верить в диковинные явления - так им легче справляться с повседневными невзгодами, другие задаются вопросом: "А что такое чудо?" И в самом деле, можно ли научно описать чудо? Что это за феномен? Нечто необъяснимое, несогласующееся с законами мироздания, сверхъестественное, мистическое, возникающее из ниоткуда? Или это просто события, разбудившие чей-то интерес? Рождение шедевра - это ли не сверхъестественное? И впрямь, как рождается музыка ?… Чайковский, Рахманинов, Моцарт… Что за процесс происходит в голове гения? Да Винчи, Рафаэль, Модильяни… - вот они, кисти, палитра, краски, но…. Лишь единицы остаются в истории, те, кто заставляет нас не пройти мимо, задуматься, удивиться красоте. Это осмыслить невозможно - только восторгаться, изумляться, восхищаться! Вот оно - Чудо таланта и красоты! Ребенок, начинающий прощупывать новый мир - для него все впервые, все невероятно, интересно, любопытно, маняще! А сама наша жизнь? Она чудесна от начала до конца. Рождение каждого человека на Земле - это один шанс из миллионов и выпал он именно нам, живущим здесь и сейчас. И, конечно, любовь. Невозможно обойти стороной волшебное безумие под названием любовь. "Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…" Как? Почему? Какая случайность заставляет двух взрослых людей, иногда весьма серьезных и не склонных к компромиссам, предаться чувству, меняю-щему привычки, приоритеты, представления о жизни, да и саму жизнь….. Меня всегда интересовало почему отношения между людьми выстраиваются и развиваются по разному в, казалось бы, идентичных конфигурациях? Почему с одними людьми мы рассудительны, а в отношениях с другими не можем совладать со своими эмоциями? С кем-то хочется быть рядом каждую секунду, мечтать, геройствовать, с кем-то спорить до хрипоты, а с иными непреодолимо тянет придумывать сюжеты новых игр, детских забав, а может быть и театральных представлений. Отчего одни семьи спокойны, а в других, как в итальянских фильмах, скандалы, постоянное выяснение отношений, которое супруги считают нормой и легко презентуют окружающим? Почему так происходит? Отчего зависит? Я нашла ответы! В Структурном гороскопе Григория Кваши - в Брачной теории. Он вывел ряд закономерностей, перевернувших все представления о том, что такое семья, каковы законы взаимодействия, паттерны поведения и схемы выхода из кризисных ситуаций. Автор Брачной теории обнаружил, что люди определенных знаков, взаимодействуя друг с другом, попадают в разные типы брачных союзов и описал их с академической точностью. Именно различия в мышлении мужчины и женщины лежат в основе попадания в любовные, брачные отношения и моделируют типы поведения. Итак: - Патриархальный - совпадение мышления по атрибутике, это союз классического понимания - мама, папа , я - отличная семья! Идентичность интересов и мировоззрения помогает понимать друг друга с полуслова; - Равный - совпадение по типу мышления, Это бойкая результативная команда, строящая общую карьеру, зарабатывающая деньги, спорящая, планирующая все вместе, ради общего дела; - Духовный - соединение партнеров с противоположным типом мышле-ния, союз надтреснутых душ, которым , чтобы не взорваться от недопонимания происходящего , следует с головой уходить в творчество; - Романтический - в этом союзе сходятся люди с различным типом атри-бутики, их задача - транслировать миру, что любовь и красота существуют; - Векторный - непредсказуемый союз, существующий по неясным, не-прописанным законам. Именно Романтический союз является предметом моего интереса. Что же это за союз такой, Романтический, чем он отличается от иных союзов, что это за разность атрибутики, необходимая для этого брака? В Брачной теории СГ очень четко прописано, что попадают в него люди рожденные с разницей в 2,6,10,14 и т.д. лет - кратно 2, но не кратно 4. За исключением трёх Векторных пар: (Кз-Зм), (Лш-Кр), (Кт-Пт). Барышня и Хулиган, Принц и Золушка, Красавица и Чудовище, Пат и Паташон ( задумчивый меланхолик и шустрый толстяк) в гендерном исполнении, Мастер и Студентка, Лед и Пламень… Пугачева и Киркоров… Именно так : мужественность и женственность, нахальство и смущение… Явный мезальянс как образовательный, социальный, так и поведенческий; различный цвет кожи, национальность, возраст, рост, незнание языка друг друга, - ничто не мешает безумству любви, пока она жива, обоюдна и не уныла в быту. Даже долгие расставания не помеха любви в Романтическом союзе, ведь за расставаниями приходят яркие сладостные встречи, о которых можно вспоминать в следующей разлуке, делясь подробностями с друзьями… Г.С.Кваша обозначил заповеди Романтического союза: "влюбляйтесь быстро, живите красиво, не прячьте любовь от людей, не экономьте на внешних эффектах, любите разлуку - причину радостных свиданий, будьте сентиментальны, умильны и глуповато-восторженны, не выпячивайте интеллект, не грубите никогда, будьте нежны и заботливы, будьте разными, будьте молодыми, путешествуйте по миру, оставайтесь всегда как жених и невеста". Романтика, романтика… А поэты… Вступают ли они в Романтические браки, союзы? Если не они, казалось бы рожденные для воспевания любовных страстей, романтизации существующего мира, то кто? Как справляются с бытовыми проблемами? Кого выбирают в спутницы? В процессе изысканий родился список из 40 пар. Для удобства дальней-шего анализа, разделила список на 4 группы: 1."Любовь против энергии": Александр Блок (28.11.1880) - Наталья Волохова (1878) (Др - Тг) Александр Блок - Любовь Менделеева (10.01.1882*) (Др - Лш) Андрей Белый (26.10.1880) - Любовь Менделеева (Др - Лш) Александр Грин (23.08.1880) - Вера Абрамова (1882) (Др - Лш) Александр Грин - Нина Грин (23.10.1894) (Др - Лш) Иосиф Бродский (24. 05.1940) - Марина Басманова (20.07.1938) (Др - Тг) Генрих Сапгир (20.11.1928) - Римма Заневская (16.12. 1930) (Др - Лш) Евгений Евтушенко (18.07.1932) - Мария Новикова (1962) (Об - Тг) Павел Антокольский (01.07.1896) - Зоя Бажанова (08.02.1902) (Об - Тг) Булат Окуджава (09.05.1924) - Ольга Арцимович (10.07.1938) (Об - Тг) Томас С. Эллиот (26.01.1888) - Валери Флетчер (17.08.1926) (Кр - Тг) Михаил Исаковский (19.01.1900) - Лидия Исаковская (1902) (Кр - Тг) Петр Вяземский (23.07.1792) - Вера Гагарина (06.09.1766) (Кр - Сб)
2."Сила против нежности": Александр Твардовский (21.06.1910) - Мария Горелова (28.12.1908) (Сб- Об) Леонид Филатов (24.12.1946) - Нина Шацкая (16.03.1940) (Сб - Др) Николай Карамзин (12.12.1766) - Екатерина Колыванова (27.11.1780) (Сб - Кр) Александр Грибоедов (15.01.1790) Нино Чавчавадзе (04.11.1812) (Сб - Об) Адам Мицкевич (24.12.1798) - Целина Мицкевич (16.07.1812) (Сб - Об) Джеймс Джойс (02.02.1882) - Нора Бернакл (21.03.1884) (Лш - Об) Семен Кирсанов(18.09.1906) - Клавдия Бесхлебных (01.01.1908) (Лш -Об) Борис Заходер (09.09.1918) - Нина Зозуля (1916) (Лш - Др) Борис Пастернак (09.02.1890) - Ольга Ивинская (16.06.1912) (Тг - Кр)
3."Красота против уверенности": Сергей Есенин (21.09.1895) - Галина Бениславская (16.12.1897) (Кз - Пт) Генри Лонгфелло (27.02.1807) - Фанни Лонгфелло (1817) (Кт - Бк) Алексей Фатьянов (05.03.1919) - Галина Фатьянова (1925) (Кз - Бк) Михаил Танич (12.04.1923) - Лидия Козлова (19.11.1937) (Кб - Бк) Василий Жуковский(09.02.1783) - Мария Протасова(01.04.1793) (Кт- Бк) Николай Доризо (22.10.1923) - Вера Вольская (11.12.1925) (Кб - Бк) Александр Межиров (26.09.1923) - Елена Афанасьева (1921) (Кб - Пт) Дмитрий Быков (20.12.1967) - Ирина Лукьянова (30.07.1969) (Кз - Пт) Константин Симонов (28.11.1915) - Валентина Серова (23.12.1917) (Кт - Зм) Михаил Матусовский (23.07.1915) - Евгения Матусовская (1917) (Кт - Зм)
4. "Мужество против магии": Борис Гребенщиков (27.11.1953) - Ирина Гребенщикова (06.03.1959) (Зм - Кб) Боб Дилан (24.05.1941) - Сара Лоудс (25.10.1939) (Зм - Кт) Владимир Маяковский (19.07.1893) - Лиля Брик (30.10.1891) (Зм - Кт) Генрих Гейне (13.12.1797) - Матильда (1815) (Зм - Кб) Шарль Бодлер (09.04.1821) - Жанна Дюваль (1819) (Зм - Кт) Александр Вертинский (21.03.1889) - Лидия Вертинская (14.04.1923) (Бк - Кб) Наум Коржавин (14.10.1925) - Валентина Голек (1923) (Бк - Кб) Александр Яшин (27.03.1913) - Вероника Тушнова (27.03.1911) (Бк - Кб) Александр Фадеев (24.12.1901) - Маргарита Алигер (07.10.1915) (Бк - Кт)
Иосиф Бродский обошел всех собратьев по перу, посвятив более 1000 стихотворений одной единственной женщине - загадочной М.Б. - Марине Басмановой. Питерская художница с глазами изумрудами была представлена Бродскому на вечеринке в начале 1962 года ."Они очень скоро начали встречаться, всегда были вместе. Казалось, что эти люди совершенно не созданы друг для друга: она молчалива, он шумный, говорливый. Но вместе выглядели очень органично… Она была тоненькой, высокой и стройной. Знаете, у нее был такой шелестящий голос, без особых интонаций. Иногда Бродский, сидевший рядом, услышав что-то, поворачивался к ней и умиленно спрашивал : "Что это мы тут шелестим?" - вспоминает Е.Рейн. Одна из подруг поэта пишет, что "Марина казалась застенчивой. Не блистала остроумием и не участвовала в словесных пикировках. Бывало, за целый вечер и слова не молвит, и рта не раскроет". Кто знает, возможно, как раз умение слушать и подкупило Бродского? Но точнее всех о юной художнице Марине Басмановой как-то задумчиво сказала Анна Ахматова : "Тоненькая, умная и как несет свою красоту! И никакой косметики. Одна холодная вода!" И действительно, в этой девушке всегда было что-то та-инственное и величавое, также она отличалась от сверстниц еще одной чертой - любовью ко всему таинственному и загадочному. Иосиф самозабвенно читал ей новые стихи, она водила его по музеям и выставкам, рассказывала о живописи. Окружающие единодушно сходились во мнении, что они на редкость дополняют друг друга: порывистый, страстный он и спокойная рассудительная она. Но не все так было гладко - юноша мечтал быть рядом с ней денно и нощно, а Марина не хотела расставаться со свободой, выходить замуж. Влюбленные ссорились, "расставаясь навсегда", после чего Бродский впадал в жесточайшую депрессию. Нередко он заходил к своим друзьям со свежими окровавленными бинтами на запястьях и молча курил сигарету за сигаретой. Друзья боялись, как бы впечатлительный поэт и вправду не наложил на себя руки… А домработница Штернов однажды не выдержав, сказала : " Ох, ведьма, окрутит нашего Оську, до могилы доведет!" Дальнейшие события развивались стремительно: неверность Марины с другом, психологический срыв... три года ссылки в Архангельскую область, лишения, утраты… Но Марина приезжала и жила с ним , несмотря на очень скромные условия. И именно здесь, в ссылке, Бродский напишет свои лучшие стихи. Он был готов простить ей все, только бы сказка не кончалась. Только бы они были вместе. Но… приехал "друг" и Марина уехала с ним. А потом вернулась. И так несколько раз. Бродский страдал, метался по пустому дому, ничего не мог изменить - Марина была его наваждением, его безумием. Так в череде встреч и расставаний в 1968 году появился на свет их сын Андрей. Иосифу уже недвусмысленно советовали уехать на Запад и он надеялся до последнего, что эмигрируют они вместе, втроем, но Марина так и не смогла определиться с выбором….Бродский уехал один. Но еще много лет он продолжал посвящать стихи Марине. А незадолго до смерти, будучи в счастливом браке с прекрасной итальянкой, он почему-то перепосвятил Басмановой стихи, посвященные за всю жизнь разным женщинам, собрав их в книгу "Новые стансы к Августе". И написал об этом просто и лаконично: "Это сборник стихов за двадцать лет с одним, более или менее, адресатом. До известной степени это главное дело моей жизни". Генрих Гейне в Париже, в кругу крупнейших французских писателей, свой человек в литературных и великосветских салонах... Но ему уже 37, и ему не везет в любви. В конце 1834 года Генрих познакомился с прекрасной простушкой Кресценией Евгенией Мира, которая под именем Матильда вошла в историю как спутница жизни поэта. Матильда по-детски весела, наивно-страстна, болтлива и даже по-своему остроумна. Гейне, случайно столкнувшись с ней на улице, был очарован ее жизнерадостностью, непосредственностью, пленен природной красотой.По крестьянски практичная Матильда удивила поэта, отказав ему в плотских утехах, что только подогрело разыгравшееся желание немецкого романтика… Он встречается с Матильдой на танцевальных вечерах, его терзают муки ревности, когда Матильда танцует с другими… Любовь преображает Гейне - он думает только о ней… Связь с продавщицей башмаков - мезальянс - Гейне уверен, что это вре-менно, что он освободится от чар. Спутанные чувства, боль, колебания, он желает быть рядом и боится… После одного из припадков ревности, летом 1835, Гейне, упаковывает чемодан, пишет воему издателю "жизнь моя очистилась от всякого шлака", даже заводит легкую интрижку с итальянской графиней, богатой, независимой и остроумной и на полгода окунается в свою привычную жизнь - он король салона, увлекательный собеседник, любящий, чтобы его слушали и ценили! Но его влечет простое "дитя природы" - Матильда, не умеющая читать даже по-французски, не говоря уже о родном языке Гейне… В декабре 1835 года возлюбленные снова вместе и теперь уже навсегда... Гейне счастлив быть с ней и несчастлив, его мучает неотесанность избранницы, он стыдится - она даже не знает, что такое поэзия! Она не могла прочитать и понять ни строчки из написанного мужем: "У нее чудесное сердце, но слабая голова". Творения Гейне так и остались для нее китайской грамотой. Приятели Гейне считали Матильду вполне добродушным, порядочным созданием, но всегда удивлялись, что может связывать эстета, интеллектуала с "этой женщиной"…Ее обаяние для Гейне заключалось в абсолютной противоположности ему - в чисто французской веселости, естественной простоте, искренности и бесконечной преданности любимому мужу. Расписались они и сыграли свадьбу через шесть лет совместной жизни. Он вполне счастливо прожил с ней до самой смерти и посвятил ей немало стихов! Джеймс Джойс и Нора Барнакл. Казалось, что их встреча была чистой случайностью… Теплым июньским днем 1904 года молодой Джойс , гуляя по Дублинским улочкам, приметил очаровательную рыжеволосую девушку, выходящую из отеля напротив. 22-летний юноша не мог оторвать глаз - девушка показалась ему особенной, она "шла как королева, выделяясь из толпы"! Джеймс в порыве кинулся за ней следом, остановил, заговорил - неслыханная непочтительность в начале XX века! Но Нора Барнакл, так представилась незнакомка, даже бровью не повела, с любопытством разглядывая худощавого голубоглазого наглеца. Отношения завязались быстро... они предпочитали в уединении предаваться страстям, а вскоре и вовсе, несмотря на несовершеннолетие Норы, покинули родину... Нора была влюблена, заинтригована и сразу согласилась на все условия… Джойс долго еще называл ее "моя бесстыдница". Менялись страны, города, неизменным оставалось одно - нищета, они еле сводили концы с концами. Нора работать и не предполагала, полностью полагаясь на мужа. А тут еще один за одним родились дети. Жизнь была тяжелой, спать приходилось валетом на узкой кровати, у Норы было всего одно платье и вечный кавардак в доме… Но она никогда не попрекала друга отсутствием денег, - она была влюблена в его стихи, которые знала наизусть и ждала… Джойс всерьез считал свою подругу музой, хоть и немного невежественной. Сны, которые Нора ему рассказывала каждое утро, писатель потом использовал в сюжетах. А ее манеру писать без знаков препинания он сделал своей изюминкой. А уж ее распутными письмами проникнуто все творчество Джойса... Джойс сделал предложение своей подруге через 27 лет совместной жизни, когда он уже был модным писателям, а вслед за этим "Улисс" вышел в США, что принесло ему невероятную популярность, а следом за ней и так желаемые обоими деньги. В "Улиссе" на протяжении более тысячи страниц речь идет об одном единственном дне - дне встречи с любовью всей своей жизни Норой. Джойс увековечил эту дату - 16 июня 1904 года., которую поклонники Джойса празднуют как Блумсдэй. Булат Окуджава и Ольга Арцимович. Поначалу у них не было ничего общего... кроме любви с первого взгляда. Невероятно красивая зеленоглазая блондинка Ольга родилась в семье ученых-физиков и продолжала династию, не интересуясь ничем кроме науки, мечтала о самостоятельных шагах в физике. Но совсем иная судьба была приготовлена Ольге... Приехав на дачу к своему дяде Льву Арцимовичу... "я увидела Булата впервые. Вошел гений, и все…..Я тогда понятия не имела кто он такой и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила" (О.А.) Окуджава был очарован прекрасной незнакомкой, не отрывающей от него взгляда. Ему - 38, уже многое пройдено: аресты близких, война…, семья и зарождающаяся слава А она - 24 года, юная прелестница, смущенная от его внимания. Он что-то спрашивал, она что-то отвечала, но оба понимали, что жизнь их изменилась навсегда... Выйти за него замуж Булат предложил Ольге уже на следующий день и не получил отказа - они прожили вместе 35 лет. Булат посвящал ей стихи, песни, книги, он баловал свою Олю - "пока Земля еще вертится…". Но иногда увлекался…. Так в начале 80-х Булат покинул свой дом, увлекшись совместным творчеством с молодой поэтессой. Но , все-таки, через несколько лет вернулся обратно, к Ольге, где супруги вместе провели еще не один год до самой смерти поэта. Ольга Окуджава (Арцимович) активно занимается наследием поэта - создала музей Окуджавы, устраивает фестивали, выставки. Александр Твардовский - народный поэт, и это аксиома! Но почему любовная лирика никогда не являлась темой его творчества? Как написал Евгений Евтушенко: "Твардовский был прекраснейший поэт, не написавший о любви ни слова". Познакомились Александр и Мария в 1928 году (ему - 18). Веселые, энергичные, подвижные, они были хороши собой и не могли не заметить друг друга. Александру несказанно повезло - Мария стала главным человеком его жизни, как сам он скажет через много лет -"моя надежда и опора". Маша настояла на том, чтобы ее возлюбленный поступил на филологический факультет и помогла подготовиться к экзаменам … А далее - они поженились. Студенты, четыре года без постоянной работы, живущие по съемным углам и знакомым, уже с дочерью. Жизнь шла своим чередом, семья переехала в Москву, Твардовский стал известным поэтом, удостоенным Сталинской премии. Родилась вторая дочь… казалось бы, все испытания позади, он смог вытянуть своих любимых в прекрасную новую жизнь! Но грянул 1941 год… Александр ушел корреспондентом на второй день войны. Начались страшные дни, месяцы, годы ожидания долго идущих писем, весточек с фронта. Так и жила Мария : от письма к письму, лишь бы ее Саша был жив-здоров. И была несказанно счастлива, получив заветный треугольник со словами: "Все так серьезно на свете, милая, что, я думаю, те люди, которые сберегут свою нежность и привязанность друг к другу теперь, те уж будут навеки неразлучны". Они смогли. Марию не обижало, что супруг не пишет стихи, посвященных ей - своей любимой. "То, что казалось ему личным, не выносилось наружу" - вспоминала вдова Твардовского. Но один закон Твардовский соблюдал до конца своих дней. Каждое 28 декабря (!), в день рождения своей Маши, он дарил ей охапку сирени. А где он доставал цветы так и осталось секретом. Твардовские прожили вместе 40 лет… Всякое бывало - депрессии мужа, из которых она терпеливо его выводила, отставки с постов…. Она была для него и секретарем, и курьером, редактором, и нянькой. Главное - она его любила, поддерживала, он всегда оставался ее героем. Александр Грин в начале марта 1921 года предложил Нине Коротковой , с которой познакомился в 1918 году в одной из редакций, стать его женой. Она согласилась, хоть и понимала, что Грин не пылает к ней страстью, не испытывает глубокого чувства и все еще встревожен нераздельным порывом к предыдущей пассии. "Я согласилась. Не потому, что любила его в то время, а потому что чувствовала себя безмерно усталой и одинокой, мне нужен был защитник, опора души моей. Александр Степанович - немолодой, несколько старинно-церемонный, немного суровый, как мне казалось, похожий в своем черном сюртуке на пастора, соответствовал моему представлению о защитнике. Кроме того, мне очень нравились его рассказы, и в глубине души лежали его простые и нежные стихи" - пишет в мемуарах Нина Грин. Но вскоре чудесным образом в их отношениях начала зарождаться, а потом и расцветать любовь. " Мы вскоре поженились, и с первых дней я увидела, что он завоевывает мое сердце.. Изящные нежность и тепло встречали и окружали меня". В мае 1921 года Грин писал своей избраннице : "Я счастлив, Ниночка, как только можно быть счастливым на земле…… Люблю тебя больше жизни". Но делить свою жизнь с Грином было невероятно тяжело, по воспоминаниям Нины Грин, в нем преобладали крайности и никогда - середина. Жизнь рядом с ним сродни жизни рядом на вулкане - тепло, хорошо, все бурлит, но когда наступит час Помпеи неизвестно. Хрупкой Нине Грин на долю выпала непростая судьба музы-спасительницы - пьянство, тяжелая болезнь, приковавшая ее Сашу к постели, да и иные испытания эпохи, но… именно ей посвящена романтическая повесть о всепобеждающей мечте о любви, которая способна сотворить чудо. Именно Нина стала Ассолью его жизни, мечтой, которую он стремился увезти из страшной реальности в сказку на белом корабле под алыми парусами. Шарль Бодлер был настолько не похож на других представителей своей эпохи, что слухи о его странных выходках долгие годы будоражили литературные салоны. В 20 лет Бодлер стал обладателем огромного наследства, которое с легкостью, не задумываясь о завтрашнем дне, тратил. В это же время он решил всерьез заняться литературной критикой и поэзией. Молодой поэт пребывал в созданном из снов и фантазий мире, окружал себя замысловатыми вещами, броско и вычурно одевался, предпочитал все непонятное, странное, загадочное. Мысль о браке, о совместной жизни с женщиной, внушала ему ужас. Однако в 1844 году он познакомился с Жанной Дюваль, ставшей его любовницей на долгих 20 лет . Именно она вдохновила поэта на шедевр поэзии - сборник стихотворений "Цветы зла". Жанна - невысокая мулатка, кареглазая, с роскошными чуть вьющимися черными волосами, не являлась красавицей. Более того, она была ограниченной, невоспитанной и не в меру меркантильной. Однако именно она вызывала в Шарле романтические чувства. Она была живой, веселой, в чем-то бесшабашной, вела непристойный образ жизни и не отличалась верностью к влюбленному поэту, иногда была груба и презрительна с ним, что впрочем, его вполне устраивало - боялся он лишь привязанности, ответной любви. Когда в 1859 году мадемуазель Дюваль парализовало, поэт нашел ей лучших докторов и навещал каждый день . И после выздоровления жадная и корыстная Жанна не оставляла любовника в покое….пока уже Бодлера не разбил паралич… В последний день лета 1867 года одинокий старый поэт наконец ушел в тот мир, о котором грезил с мальчишеских лет. Николай Доризо - наш знаменитый поэт-песенник. "Пускай любовь сто раз обманет, пускай не стоит ею дорожить, пускай она печалью станет, но как на свете без любви прожить?" Кто не помнит этих строк? Уже в зрелом возрасте, Доризо женился на примадонне Московского театра оперетты Вере Вольской. Интрига их отношений заключалась в том, что впервые молодой поэт увидел уже признанную солистку театра за двадцать лет до их свадьбы. Но….испугался завязать знакомство - слишком недосягаемой казалась ему эта красавица. Чем мог поразить малоизвестный поэт, без рубля в кармане столичную звезду? Но, как мы знаем - чудеса случаются… Судьба снова столкнула их вместе и уже навсегда. Она была также известна и прекрасна, как и в первую их встречу, но и он был отнюдь не мальчик - успешный литературный деятель, располагающий немалыми гонорарами. Вера Вольская обладала той редкой красотой, которая не тускнеет с годами - высокая, гибкая, с темными глазами, фарфоровой кожей и легкой молодой поступью. И завораживающий голос…. Николай Константинович очень красиво ухаживал за прекрасной Верой, водил в театры, рестораны, дарил подарки… Но однажды она сказала ему: "Коля, у меня нет времени. Лучше женись на мне…" Николай Доризо и Вера Вольская прожили в любви и согласии более сорока лет. Их дом был открыт для друзей - композиторы, поэты и артисты... Генри Лонгфелло был успешен в творчестве, но не очень удачлив в личной жизни… В 1836 году Лонгфелло уехал сначала в Германию, а затем в горы Швейцарии, где он познакомился с очаровательной молоденькой Фанни Эплтон, дочерью богатейшего бостонского купца. Впоследствии, уже в США, Генри почувствовал, что влюбился и окрыленный, сделал ей предложение… Но семья Фанни отвергла вдовца - девушке было лишь 17 лет, а претендент, подумать только, сочиняет стихи… Жизнь показалась пустой и никчемной, но Лонгфелло полностью отдается поэзии , издает сборники стихов, которые сделали его знаменитым - сорок три тысячи экземпляров разошлись за неделю! Жизнь вернулась к поэту, а в 1843 году и желанная Фанни, ради которой он был готов преодолевать любые трудности, стала его женой. Хотелось бы отметить, что Лонгфелло на тот момент был единственным в мировой литературе поэтом, который смог обеспеченно жить на авторские гонорары. Фанни обладала легким нравом, была улыбчива, быстра, находчива и домовита, помогала ему, переписывая его произведения и, главное - родила пятерых детей. Жизнь ее оборвалась трагически. В июле 1861 года Фанни случайно уронила горящую спичку на шелковое платье, Генри не удалось спасти охваченную пламенем жену… Отпевание совпало с восемнадцатой годовщиной их свадьбы. Долгие годы после этого он не мог писать стихи, занимался переводами…Лучшие строфы из наследия Лонгфелло были посвящены ей, незабвенной Фанни Эплтон Лонгфелло. Алексей Фатьянов. "Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною, С тихим утром, с майским садом, с гибкою рябиною, С вишнею, с черемухой, даль мою туманную, Самую далекую, самую желанную. Как все это случи-лось?В какие вечера? Три года ты мне снилась, а встретилась вчера" Это случилось в мае 1946 года….Двадцатилетняя студентка Галя со своим приятелем, мечтающим показать свои стихи мастеру, отправились в гости к поэту Николаю Асееву. Там они столкнулись с высоким, богатырского телосложения красавцем, который, увидев девушку, взял ее за руку и сказал молодому человеку, стоявшему рядом: "За этой девушкой не ухаживайте, это - моя девушка". А затем представился: "Алексей Фатьянов". Галина и понятия не имела, что перед ней стоит и даже уже почти ухаживает известный поэт-фронтовик. Ему было всего 27 лет, он вырос в семье старообрядцев, прошел войну, прекрасно играл на разных музыкальных инструментах, обладал проникновенным голосом и его песни пела вся страна…. Всего через пару суток новый знакомый стоял перед будущей тещей, женой генерала Калашникова, и просил руки ее дочери. На резонный вопрос: "согласна ли Галина?", Алексей честно ответил: "А я и не спрашивал". Впоследствии Галина вспоминала, что поэт был уверен - это любовь с первого взгляда, зачем же медлить? И впрямь, уже через две недели молодые люди стали мужем и женой. Песни на стихи Фатьянова уже были невероятно популярны: "Где же вы теперь, друзья однополчане"; "Соловьи, соловьи , не тревожьте солдат", уже были сняты и "Небесный тихоход" и "Весна на Заречной улице", в которых звучали песни с его стихами, и потихоньку росли дети, а супруги ютились в коммуналке. Это не мешало юной Галине устраивать застолья, приглашать друзей в дом. А когда они, наконец-то, обзавелись небольшой уютной квартиркой, молодая хозяйка осуществила фатьяновскую мечту - сумела создать один из самых уютных, хлебосольных и открытых домов в Москве. Галя воплощала все мечты мужа - "стена, за которой не страшны никакие житейские бури" - говорил он, но она еще и постоянно чему-то училась - иностранным языкам, водила автомобиль, виртуозно вязала, а однажды сама сшила ему костюм! К сожалению, счастье длилось недолго… Жизнь поэта оборвалась в 40 лет - разрыв аорты, отягощенный пристрастием к спиртному…..Галина оста-лась вдовой в 34 года… Она больше не вышла замуж : "Лучше уже было, а хуже я не хочу" - просто обронила она. Петр Вяземский в августе 1811 года, в селе Мещерское, в поместье Гагариных-Кологривовых, прыгнул в пруд (одна из барышень, играя, закинула туда свой башмачок), но не рассчитал свои силы, начал тонуть - его вытянули на берег, но он так ослаб, что не в силах был вернуться домой - слег с горячкой в Мещерском. Сестры наперебой ухаживали за юношей, а старшая, Вера проявляла особое рвение. Пошли слухи… И отчим сестер Гагариных объявил князю, что тот обязан жениться на княжне Вере, чтобы не компрометировать честное семейство. Они обвенчались уже 18 октября, причем ослабевший Петр Андреевич венчался, сидя в кресле, а Вера Федоровна радостно держала его за руку. Петру было только 19 лет, он был одним из самых талантливых молодых поэтов России, единственным наследником огромного состояния и уже занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Но широкую известность приобрел только в 1818-1819 годах, будучи женатым на княжне Гагариной. Этот брак, так странно и поспешно заключенный, оказался на удивление долгим и счастливым. Молодая княгиня, истинная дочь своей матери, полностью взяла бразды правления в свои руки, что вполне устраивало немного ленивого, несобранного поэта. Они очень дружно проживали свою жизнь - дом был открыт, друзья, беседы, политические споры. Вера Федоровна подарила Вяземскому восьмерых детей!
Романтический союз поэтов - классика Брачной теории. Сам факт, что они пишут стихи (занятие не слишком присущее людям) крайне важен. Жена - муза! Красивая и не очень, верная и не всегда, иногда необразованная, из социальных низов, но всё равно богиня, загадка, тайна, вдохновляющая поэта. Обязательная романтизация первой встречи. За редким исключением первой встрече посвящаются оды, вирши, эссе, песни. Первая встреча - знаковая, запускающая мощное чувство - любовь с первого взгляда и, следом, творческий процесс, иногда растягивающийся на годы. Первая встреча превращается в легенду, обрастая яркими подробностями. Осознание неслучайности встречи, особенно у Фатальных знаков (Тг, Сб и Кр). Поэтам свойственно лелеять свои страдания, ведь из них рождается поэзия... Не отсюда ли эти странности: Маяковский под дверьми Лилиной спальни; Бродский в вечном ожидании возвращения к нему Марины; Бодлер, содержащий любовников Жанны; Блок с отвержением плотских утех от обеих возлюбленных... Подтверждается идея с благотворностью многолетнего ожидания. Доризо ждал 20 лет, Лонгфелло - 7 лет, Гейне женился на Матильде через 6 лет совместной жизни, а Джойс, при молниеносном развитии романа, сделал предложение Норе только через 27 лет! Фатьянову "три года снилась.." Галина до их встречи и это не речевой оборот, фронтовой роман Матусовского, с невозможностью встреч. Мезальянс - реальность Романтического союза. А вот разница в возрасте присутствует не меньше и не больше, чем в других браках. Поэты-мужчины знака Петуха не вступают в Романтический союз даже на короткий срок... Браки мужчин-Реалистов наиболее прочные (Танич, Доризо, Лонгфелло, Фатьянов, Матусовский, Быков, Межиров). Мужчины-Мистики предпочитают вступать в брак с Тг и Лш, но долгие отношения только со знаком Тигр (Евтушенко, Окуджава, Исаковский, Антокольский). А ведь это Энергетические союзы. Мужчины-Волевики предпочитают Обезьян (Джойс, Твардовский, Мицкевич). Мужчины-Логики предпочитают Кб и Кт, не нашлось ни одного брака со знаком Козы. Длительные отношения только со знаком Кб (Вертинский, Гребенщиков, Гейне). Женщина в Романтическом союзе сочетает в себе навыки героини и хо-зяйки, ей нужны крепкие нервы, устойчивая психика или синдромом спаси-тельницы. Самые долгие браки у женщин знаков Бк, Тг, Об и Кб. Часто в Романтических союзах с поэтами женщина берет на себя муж-скую функцию - ответственность за происходящее (Зоя Бажанова, обе жены Грина, Валери Флетчер, Фатьянова, Фанни Лонгфелло, Твардовская). Вопрос денег, столь важный в Романтическом союзе… Многие пары (Твардовские, Джойс и Нора, Грин и Нина, Блок..) переживали очень тяжелые времена безденежья, правда многие вместе со страной, что тоже своего рода "романтика"… Практически не упоминаются дети…. Ни в воспоминаниях самих романтиков, ни в воспоминаниях их друзей. Исключение - Лонгфелло, Вяземский... Подтверждается идея о том, что после смерти одного из супругов Романтический союз не умирает. Мужья умирают, вдовы выходят замуж, они продолжают жить воспоминаниями, переживая снова и снова всю предыдущую жизнь с избранником, опуская неприглядные моменты. Мария Твардовская, Лидия Вертинская, Галина Фатьянова, Ольга Окуджава, Нина Грин, Валери Эллиот, Лидия Козлова(Танич) и даже Лиля Брик делали и делают все возможное, чтобы имя их мужей и возлюбленных продолжало звучать в полную силу: издательское дело, организация музеев, фестивалей, установка памятников - все подвластно любящим вдовам. Короли не представлены среди поэтов в Романтическом союзе. Рыцари (3 из 40); Аристократы - 5... Более других Профессоры (9), Векторы (8), Вожди (7) и Шуты (7). Если бы не отставание Аристократов и лидерство Шутов, можно было бы говорить о преимуществе "общительных" Имиджей 10:21 вместо ожидаемого 10:13 |