www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Наука и религия» № 10, октябрь 2019 г.

Мудрость народная

Историческая наука описывает в основном два класса действующих в обществе: тех, кто дергает за ниточки (элита) и тех, в ком жив дух авантюризма (изгои). Народ, в историческом смысле, "безмолвствует", он обезличен, превращен в некую серую массу. Так кажется нам через века... На самом деле это не совсем так, народ всегда в действии, всегда в борьбе, да и с яркими личностями у народа всё не так уж плохо. Особую роль народ играет на разломе фаз, подавляя изгоев. Ну и, конечно же, в так называемых "народных" третьих периодах народ, безусловно, выходит на первый план, участвуя в дискредитации старой элиты и создавая питательную среду для элиты грядущей.

Но главная роль народа в том, что именно он, а не застывшая в самодовольстве элита или чрезмерно суетливые авантюристы-изгои, осуществляет прогресс человечества. Это очень важно понять всем нам! Нас оглушили разговорами о том, что народ тёмен, сер, что это обычная биомасса, а прогресс двигают избранники судьбы, гениальные единицы. Это не так. Из массы имеющихся доказательств упомяну одно. Если бы прогресс измерялся по элите, то ось времени выглядела бы так: идеология-политика-коммерция. То есть от высшего полета духа к низменному и примитивному стяжательству. Если же признать носителем прогресса народ, то ось начинает выглядеть намного прогляднее: коммерция- идеология-политика. Как трактовать полученную шкалу прогресса?

Говоря о политике, мы в первую очередь говорим об устройстве власти, о государстве. Таким образом, главной целью и главным смыслом истории является построение некой государственности, как устройства жизни. Не воспарение к звездам, не царство какой-то особенной духовности, а надежная и крепкая государственность, в рамках которой мы наконец-то перестанем забрасывать друг друга бомбами, резать и рвать на куски.

Понять эту - для многих странную и неожиданную - цель прогресса поможет рассмотрение роли народа на трех стадиях существования человечества, идущего от глобального Востока к глобальному Западу (через сегодняшнее состояние, при котором главенствующая роль принадлежит Империи). От слепого религиозного поклонения Востока, через пламенные умственные постижения Империи - к обыденному и домашнему восприятию порядка народом на стадии Запада.

1.

Восток, надо полагать, возник на пустом месте, в том смысле, что до него вообще никакого государственного устройства не было. Возник словно некая система, которую никто поначалу особенно и не замечал. Да, есть там какие-то центры власти, ну и что? И зачем народу государство, если это народ-коммерсант? Экономическая его самодостаточность полнейшая, живи и радуйся. Как в сказке: "... сеяли пшеницу, да возили в град-столицу". Единственная проблема - не поссориться с соседями.

Очевидно, что в подавляющем большинстве государств Востока власть, порядок - это что-то далекое, некая столичная абстракция, практически божественная сила. И не случайно что народом-коммерсантом управляют именно идеологи, по большей части служители культа. Жизнь крестьян (а это большая часть народа на Востоке) сплошь мистична, они заложники природных стихий: урагана, дождя, града, засухи, наводнений... И государственная власть также воспринимается как явление природы: нечто внезапное, невнятное непредсказуемое. Народ-коммерсант, признавая великую силу власти, готов от неё откупиться, поэтому все эти налоги, подати для него никакое в общем-то не наказание.

В этом смысле в целом для народа вполне приемлемы были два цикла Востока на Руси (1061-1205 и 1205-1349), на первый из которых пришлось широкое распространение полюдья (ненормированной системы налогообложения, фактически - сбора дани с подвластных племён князем и дружиной), а на второй - так называемое ордынское иго. И лишь имперский цикл Второй России (1353-1497) означал прекращение этого трёхвекового кошмара. Но для этого нужно было вырасти новому народу, который более не готов был слепо повиноваться чужеродной власти, хотел бы разобраться: какая власть законная, а какая нет.

Что говорить о временах Владимиро-Суздальской Руси, если даже в России столетней давности доля сельского населения в районе 85 процентов (в Англии в те же годы - 22). Народ, давным-давно распрощавшийся с ритмом Востока (крайняя дата - 1649 год) по-прежнему, как в стародавние времена, в массе своей пас скот или сеял зерно. Для такого народа государство - это абстракция, далёкая и малопонятная сила. Разве что те, кто был призван в армию и повоевал "за Царя и Отечество", имели частично государственное сознание. Император - помазанник Божий, сельский поп - единственная связь с цивилизацией.

Индустриального разделения труда не было, каждый человек был сам себе и агроном, и зоотехник, и плотник и столяр. Народ сам в себе носил универсальность жизни, был горд и силен. Он почти не зависел от государства. И вполне мог полагать себя кормильцем всякой власти, как светской, так и духовной (вспомним сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил" и прочее в том же духе).

Сегодня, когда все мы, от рождения и до смерти, непредставимы без паспортов, дипломов, свидетельств, справок, чинов, рангов - всех этих бюрократических костылей, трудно представить, что в не очень уважаемом нами ритме Востоке автономность народа была столь высока. Эволюция навязала вольному народу Востока прелести цивилизации, забрав его дикие свободы. Главное же - забрали очевидные смыслы жизни, которые известны любому коммерсанту: конкурируй, побеждай, обгоняй ближнего, пока он не обогнал тебя. "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"... Эта библейская заповедь была так логична во времена низкой плотности населения. И совсем иначе воспринимается в новые времена, когда во многих частях Земли плотность населения стала устрашающей.

Что касается долгоживущего мифа о нищенском состоянии народов Востока, то думается он несколько преувеличен. Да, народ-коммерсант, который не гонится за престижем и не станет одеваться не по средствам или брать ипотеку на жильё, возможно выглядит не слишком презентабельно, но прибыль от убытка точно отличит. Бич современной эпохи - перекредитованность населения - вряд ли мог грозить народу-коммерсанту, который скорее скрывал свои богатства, держал большие средства в кубышке, не надеясь на поддержку государства в случае чрезвычайных обстоятельств.

Сохранение в современном мире государств Востока (Китай, Япония) - одна из главных проблем ближайшего будущего. А что, собственно, делать в плотном мире с народом-коммерсантом? Куда им плодиться и размножаться, какие земли наполнять? Плодородные земли заканчиваются, а в городах восточным людям неуютно и тревожно. В Японии решающий прыжок народа в город случился в 1950-е годы, в Китае ещё позже. И результаты этого прыжка ещё неясны. Такое впечатление, что адаптация по сути дела ещё и не началась. По крайней мере, в Японии традиционный сельский уклад, с женой-домохозяйкой и мужем-кормильцем и повелителем, вполне сохранился. По мировому рейтингу гендерного равенства Япония находится на 104-м месте. И это третья экономика мира. С пресловутой открытостью общества у Японии огромные проблемы - как и положено классическому Востоку, нация живёт за высоким и глухим забором, понять японскую жизнь тысячекратно сложнее, чем пресловутую загадочную русскую душу, которая давным-давно уже нараспашку.

2.

Явление Имперского народа-идеолога, пожалуй, самое потрясающее в мировом историческом процессе. (Именно этому была посвящена книга "Поиски Империи", написанная автором 30 лет назад). Как так, с чего вдруг простой, малообразованный, а то и совершенно необразованный народ вдруг поднимается до последних высот человеческого духа? Какие обстоятельства способны сделать из простых людей борцов за абстрактную идею, за принцип, а вовсе не за свой интерес, своих детей, свою фамилию? Обнаружение народов-идеологов, по сути дела, должно было бы стать главной целью любого исторического исследования. Каждое явление такого народа - это как вспышка молнии в кромешной тьме примитивных мелкособственнических интересов народов Востока. Просто удивительно, как историки упустили эту тему.

Можно вообразить несколько демографическо-технологических вариантов создания такого народа: резкое омоложение (в молодости легче верится в могущество абстрактных идей), резкое увеличение мужской доли населения (женщины более практичны) либо тотальное вытеснение народа из хозяйственной деятельности, без возможности к ней вернуться.

Именно с этим механизмом обычно связывают появление первого народа-идеолога в мировой истории - евреев, которые были в египетском плену, а потом сорок лет ходили по пустыне и т. д. По сути дела, это и был способ превращения обычного народа Востока в народ идеологический, народ Книги. Есть, правда, нестыковка по срокам: Моисей умер за два века до первого в истории человечества Имперского цикла. Но, видимо, не всё так однозначно и технологично в истории, речь всё же идёт о первом во вселенной появлении народа-идеолога, и, наверное, это было непросто.

Понять историю, понять её Обратную логику, очень и очень трудно. Народ-идеолог визуально заметен только во второй фазе Империи. Именно во вторых имперских фазах идёт процесс массового обнищания и массового исхода людей со своей земли. Но ведь вторая фаза Империи - это всего лишь ответ на 36 лет накопления политических проблем, 36 лет оскорбительного нежелания государства заниматься своим политическим переустройством. Так может быть, не в обнищании дело, а в государственной лжи, столь характерной для первых фаз Империи?

Говоря о Четвёртой России (1881-2025), мы легко обнаружим народ-идеолог во второй фазе, после раскулачивания, после грандиозного перемещения крестьян в город, после установления тотальной зависимости народа от государства - материальной и даже физической (заповедь "от тюрьмы и от сумы не зарекайся" относилась буквально к каждому в стране). Но ведь фокус в том, что родился народ-идеолог ещё в первой фазе, родился до большевистской власти, при царе-батюшке, и родился от возмущения своей жизнью, от неприятия старого политического устройства.

В этих сложных и витиеватых трансформациях народа скрыт, пожалуй, центральный элемент всемирного исторического процесса. Весь народ, от мала до велика, всем своим составом, всей своей массой, отвернувшись от своих обыденных забот, обращается к устройству власти, ему разрешено думать о власти, говорить о власти и самое поразительное - экспериментировать с властью. 144 года на то, чтобы народ беспокоился не о погоде и видах на урожай, а о неправедной власти, засевшей в центре. В определенном смысле революция длится не год и не два и даже не одну фазу, революция - это весь Имперский цикл, от начала и до конца, от Алексея Тишайшего и до последних лет Екатерины Великой, от Александра III до наших дней. Все 144 года власть реформируется и делает это не по собственной прихоти, а находясь под постоянным и пристальным требовательным вниманем народа. Имперский народ можно обвинить в чём угодно, но только не в равнодушии к власти. Её обожают, её ненавидят, восхваляют сверх меры и сверх меры оскорбляют. О власти говорят в кухонных спорах, о власти слушают вражеские радиостанции, власть становится народной страстью. Это - Империя.

И в этом плане смешно читать различные версии о "немецких деньгах", "пломбированном вагоне", английском заговоре против Распутина, соросовских НКО, разваливших СССР... Всё это комариные укусы по сравнению с энергией имперского народа-идеолога.

Может быть, немного прояснилось бы в головах у любителей теории внешнего заговора, если бы они обратились к истории военной мощи Империи. Народ-идеолог воюет совершенно по-особому: ему действительно нечего терять, а приобретёт он весь мир. Это доказала наша всенародная армия с 1941-го по 1945-й год. Но также это доказали непобедимые армии времен Имперских циклов Халифата (573-717) или Османов (1413-1557). Имперская армия непобедима принципиально. Можно сколько угодно рассуждать про самобытных полководцев, но творит победу всё же народ-идеолог. Как бы ни был уникален гений Александра Суворова, чудо-богатырей его армии мог породить только народ-идеолог. Это же можно сказать о Георгии Жукове или Иване Коневе. Идеологи-изгои Запада тоже воюют неплохо. Но, во-первых, изгоев всегда ограниченное количество. На какой-нибудь крестовый поход, может, и хватит, но для большой войны маловато. Кроме того, изгои ограничены во времени и быстро превращаются в "мышей", когда бьют часы Идеологического периода.

А народ-идеолог прекрасен абсолютно! И дело не только в его озабоченности вопросами власти или его военном подвиге. Прекрасен он своим порывом к истине, своим стремлением к свету знаний. Какие колоссальные народные прорывы случились при Петре I или Елизавете Петровне... Но всё меркнет по сравнению с народными достижениями при Советской власти. Какое множество блестящих карьер! Крестьянские дети, ставшие полководцами, конструкторами, учёными, дети рабочих, составившие новую интеллектуальную и художественную, военную и производственную аристократию.

Потому так смешна нашему народу нынешняя агитация против Ленина и Сталина. Смешны все эти разговоры про "антинародный коммунистический режим" и "зверства большевиков", про то, что у народа якобы что-то там отняли - собственность какую-то, какие-то права. Пусть так, но это были права и собственность народа-идеолога. А такому народу (изначально поголовно безграмотному) гораздо важнее было получить образование и дать образование своим детям. Ни один народ в истории человечества не вёл такой битвы за образование. И он эту битву выиграл. Думается, это была вполне равноценная компенсация за потерянные права и имущество.

Поразительная особенность Империи в том, что самые лучшие писатели, учёные, режиссёры, актёры - это никакая не элита, а самый что ни на есть народ. Будь это хоть сам Владимир Высоцкий или Юрий Никулин... Эти люди ходили по тем же улицам, их пытались похлопать по плечу, предлагали выпить. Идеологическая элита оказалась никакой не элитой, а народом. Анна Ахматова написала по этому поводу: "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".

Трансформация народа от 1881 до 2025 года грандиозна. Советская власть умудрилась вырастить единственный в мире политически грамотный народ. Каждый человек на улице мог бы порассуждать не только о собственной стране, но также о ситуации в Гондурасе, Мозамбике или в Камбодже... Это уникальное явление, у него нет прецедентов. От политики (вопрос о власти) никто и нигде не мог и не может укрыться. При СССР агитбригады, политинформации и т.п не давали покоя, сегодня интернет-тролли и блогеры везде найдут и полоснут какой-нибудь политической провокацией!.. Украину обсуждаем чаще, чем прогноз погоды или цены на бензин... Кухонные споры, кстати, никуда не делись, даже близкие родственники, вместо того, чтобы обменяться семейными новостями, обсуждают политическую дребедень. И это не от вынужденного безделья, как в "годы застоя". Это народ-идеолог шлифует идею праведной власти. Само собой, всё это только до 2025 года.

Кстати, если вспомнить работы классических утопистов, то они мечтали именно о народе-идеологе, ищущем, неравнодушном, озабоченном судьбами мира. Увы, будущее народа совсем другое, народ сбросит умственное напряжение. Никакой мозг не в состоянии столь долго пребывать в лихорадочной активности. Отдыхайте люди, хватит голову ломать, вычисляя политическую "квадратуру круга"!

3.

Кстати, об антиинтеллектуальных устремлениях Запада сказано и написано довольно много. Не напрягайся, выполняй инструкции, написанные умными людьми, - вот девиз западного обывателя.

Стадия Запада, согласно Теоретической истории, - это вершина эволюции человечества. Когда-то территорией Запада был маленький кусочек Европы, а ныне по ритму Запада живут три континента (Европа, Америка, Африка) и весьма существенная часть Азии (Индия и почти весь Ближний Восток). С 2029 года Россия тоже будет территорией Запада, русский народ начнёт стремительно превращаться из политически обеспокоенного в политически сформировавшегося. Стало быть, пришло время разобраться со смыслом этого процесса.

А процесс - непростой. Первое и самое главное: сам по себе Запад идеологически "голый". Западу как ритму безразличен тип политического устройства, будь то феодализм, капитализм, социализм... Западу это всё не интересно. На Кубе социализм, в Турции - исламизм, в какой-нибудь Туркмении - феодализм... Всё это не главное. А что же главное? Оказалось, как ни странно, - стаж. Запад - накопительная система. Значение имеет количество пройденных циклов. Только пройдя несколько циклов, передав на генетическом уровне, от отца к сыну, привычку подчиняться порядку, и даже не подчиняться, а как бы нести его в себе, становишься членом западного сообщества, входишь в корпорацию народа-политика.

И пусть человечество как никогда близко к глобальному Западу, но подавляющее большинство стран прошли всего-то один-два полных цикла. Индия, Пакистан, Казахстан, Украина и даже Турция - все они новички мира Запада, Турция только что прошла один цикл, остальные и этого не имеют. Народное тело толком не сформировано, нет потомственной, родовой коммерческой элиты (да и откуда ей взяться?), а вот изгоев-идеологов пруд пруди. Большинство государств Латинской Америки и даже столп Западного мира - США - проходят всего-навсего по второму циклу. По сути дела, полноценные носители Западного мира - это Франция, Испания, ещё три-четыре государства.

Но и это ещё не всё. Пока живы Империи, западному сообществу приходится выделять из своей среды некого лидера, который заболевает Тоталитарным безумием (до 1945 года это Германия, после - США). И в таком государстве Запад неправильный, в нём повышенное содержание изгоев-идеологов, которые периодически прорываются к власти. Так было в Германии после 1933 года, так стало в США после событий 1977 года (взрывной рост рынка облигаций).

В мире, в котором рулит Тоталитарный двойник, всё очень запутано искривлено, деформировано. Куча зловредных НКО, частные армии и многое в том же духе. Конечно, когда США рухнут и утвердится Русский мир многое будет выглядеть иначе. Но общий смысл останется прежним и будет только усиливаться, - народ всё больше и больше будет забирать себе стандартные государственные функции. О власти, о чиновниках можно и нужно будет думать всё меньше. Государственная идея уйдёт из головы и... перейдёт в кровь. Тот самый порядок, которым гордится какой-нибудь швейцарец или чех. Платить налоги, не идти на красный свет, даже если нет машин, беседовать с адвокатом, страховать имущество и т. д. Скучновато для гражданина Империи, но ничего не сделаешь. Такова суть прогресса.

Бесплатные клиники для бедняков, пансионаты для престарелых, столовые для бездомных, какие-нибудь кошачьи приюты... Это только начало, первое что пришло на ум политически самонастроившимся гражданам. Список инициатив, который предложит Русский мир, будет многократно шире. Сформируется, наконец, то самое "гражданское общество", которым нам столько лет кололи глаза. В русской интерпретации (после 2029 года) гражданское общество от простой благотворительности перейдёт к жесточайшей охране любых территорий, где могут явиться изгои-идеологи. Ахиллесова пята Запада - финансовые аферы (чисто идеологическая сфера). Русский мир положит этому предел. Но это тема отдельного разговора...

Проблем у нынешнего Запада (Английский мир) множество, большая часть связана с исчерпавшей себя идеей технологического прогресса. Мы на пороге грандиозного разворота, мир от бурного роста перейдёт к режиму строжайшей экономии. Это будет трудно, и все проблемы тут решать России. Но уже в ритме Запада, с народом ещё не забывшим свое имперское прошлое (с его водопадом народных талантов!), но уже готовым к более упорядоченному бытию.

Так что мудрость народная в процессе эволюции переместилась уже и продолжает перемещаться в сторону жизни упорядоченной, спокойной, лишенной авантюризма и непредсказуемости. Хватит буйствовать, пора угомониться! Никаких войн, никакой напряженности. Но - только после 2025 года...