www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
Теоретическая история, 22 мая 2020 г.

Школьник Нашел То, Что Проспала Большая Наука!

Большая наука стала настолько сложной, что простому человеку и помечтать нельзя о том, чтобы вмешаться в её ход, хотя бы и случайно. Среднее образование, дальше - университет, потом какой-нибудь мудрёный семинар... И всё равно никаких гарантий, что путь в науку открыт. Нужен случай! Но как раз таки случай более благосклонен к тем, кто не перегружен информацией, сохранил детское любопытство ко всему, энтузиазм и дерзость профана.


Вот почему героем предполагаемого научного открытия будет именно школьник. Некий абстрактный школьник, который учился в школе в советские времена, перетёк в современного школьника, но по-прежнему относится к урокам истории спустя рукава, может даже на уроке истории играет с соседом по парте в морской бой. Эдакий вечный школьник, может даже хорошист, но скорее всё же троечник.

Приступая к изложению этого грандиозного открытия стоит всё же понять: отчего наш условный школьник-первооткрыватель так долго не проявлялся? Дело не в том, что школьника перегрузили уроками и замучили экзаменами, проблема в ином, его открытие застряло в щели между двумя огромными массивами знаний. Гуманитарный массив всё больше про слова, к числам там отношение прохладное, воспринимать числа, как нечто осмысленное у гуманитариев не принято. В техническом массиве, напротив, исповедуется культ чисел, на некоторые из них даже можно молиться. Но вот беда, к исторической науке технари относятся с усмешкой, почитая её изложение неточным и даже надуманным.

Наладить регулярное сообщение между двумя массивами знаний никак не удаётся, более того, между ними вполне ощутимо рождается жуткая щель, и в этой самой щели вполне могла затеряться главная идея мироздания. Такая идея и там и там кажется периферийной и малозначительной. Выковыривать идею из щели очень трудно, но надо пробовать.


Речь пойдёт о датах в мировой истории, о числах «четыре эн плюс один», то есть о событиях поствысокосных лет. Даты эти вбивали в сознание нашего школьника буквально молотком, в независимости от того в гуманитарии он решил податься или в технари.

1917 год. Эту дату знали все. От мала до велика. Она везде: где в бронзе, где в золоте... Сейчас шуму вокруг неё чуть поменьше. Но все равно её уже никогда не забудут. В истории России трудно найти более значимый год.

1905 год. Кровавое воскресенье, революция... За школьников всей страны не поручусь, а московские эту дату точно помнят. Редкий случай, она зафиксирована в названии станции метро.

1789 год. Раз уж начали говорить о великих революциях, то конечно надо упомянуть и эту. Франция в конце XVIII века была на Земле в большом авторитете, и главная её дата тоже. И вновь, можно любить или не любить Великую революцию, но не заметить эту дату трудно. Впрочем, теперь Франция выглядит второстепенной державой, куда солиднее смотрится Китай.

1949 год. Это главная китайская дата! Оспорьте это, если сможете. Каждый год 1 октября китайцы с большой помпой отмечают события именно этого года. Пафоса не меньше, чем у нас на 7 ноября при советской власти. Кстати, мы в этот же год взорвали атомную бомбу и очевидным образом спасли мир от ядерной войны.

Какие даты может вспомнить ещё наш условно-безусловный школьник? Может быть год прихода к власти Гитлера? Это дата реально перевернула мир.

Победа НСДАП на выборах на выборах в Рейхстаг

1933 год. Вроде ничего особенного — обыкновенные выборы. А по факту родилось самое чудовищное в мировой истории государство - фашистский монстр. Жуткая революция, гораздо более жуткая, чем Великая Французская. В США в этот же год случились знаменательные «100 дней Рузвельта», вытащившие государство из Депрессии.

Для совсем новых школьников история заготовила свои даты:

1985 год. Перестройка, Ускорение, Гласность, Горбачёв, Новое мЫшление... Вполне себе революция.

1989 год. Крушение Берлинской стены. В тот же год жуткая бойня на площади Тяньаньмэнь в Пекине. 1993 год. Расстрел Белого дома, вполне себе контрреволюция...

Крушение Берлинской стены

Ладно, бог с ними, революциями. А что ещё помнит наш условно-безусловный школьник?

Само собой даты Великой Отечественной войны (1941-1945). Эти две даты выгравированы буквально везде. В мраморе, в граните, в бронзе. Тем более на бумаге. Великий ужас 1941 года и великий восторг 1945 года.

1941 год. Эта дата кроме плакатов и транспарантов многократно дублировалась через кино. Все знали, сколь грандиозно всё было. Вероломно, без объявления войны, начав бомбежки крупнейших городов, на фронте длиной 1600 километров (не какой-нибудь жалкий Наполеон). Американский школьник, безусловно был бы солидарен с нашим. Бомбардировка Пёрл-Харбора для «большой деревни» счастливого «острова» Дикого Запада стала холодным душем - «а нас-то за что?».

Атака на Перл-Харбор 1941г.

1945 год. Эта дата никак не менее грандиозна. Чудовищное напряжение, в котором жила страна, в один момент сменилось эйфорией. Успели! Сделали! Да и на бытовом уровне это был праздник — одиннадцати-миллионную армию сократили вчетверо, мужчины начали возвращаться домой. В тот же год праздник для всего человечества омрачил шок от двух бомб апокалипсиса, обрушившихся на Хиросиму и Нагасаки.

1953 год. Любимая дата нашей интеллигенции. Бесконечно пишут о ней в книгах, снимают в фильмах. «Холодное лето 1953 года», «Смерть Сталина», «Похороны Сталина», «Великое прощание»... И т.д.

А ещё школьники назубок знают великие даты освоения космоса. По крайней мере в наше время это было так. Тем более, что главных дат было не так уж много.

1957 год. Первый искусственный спутник Земли. Чудо размером во всю историю человечества.

1961 год. Первый человек в космосе. Как ни странно, но это ещё более грандиозное чудо. Слетал, вернулся живой, с развязавшимся шнурком прошёл по ковровой дорожке. За два часа полёта стал самым известным человеком на планете.

1965 год. Выход человека в открытый космос.

Выход Алексея Леонова в открытый космос 1965г.

1969 год. Первые люди на Луне

Что дальше? Дальше наш условно-безусловный школьник должен несколько напрячься. Допустим под влиянием отца, деда или даже школьного учителя. Мне, например, дедушка, в своё время все уши прожужжал про введение НЭПа. Именно эта дата относила его воспоминания к лучшим годам молодости. До революции он жил бедно, потом Гражданская с её кошмарами. А тут такое изобилие...

1921 год. Кронштадт... И одновременно введение Нэпа

1929 год. Большой перелом у нас и Великая депрессия в США.

А ещё дед почему-то помнил празднование трёхсотлетия дома Романовых. Что он там мог помнить, ему было 12 лет? Меж тем он рассказывал нам, что на каждом углу тогда наливали стопку водки и выдавали французскую булку.

1613 год. Нам, советским школьникам, эта дата была малоинтересна. Но сам факт, что 300 лет она числилась в главных у большой страны — впечатляет.

А ещё все советские школьники, особенно те, что учили экономическую географию, опять-таки до икоты часто встречалось число 1913.

1913 год. Именно это год-код назойливо повторялся во всех справочниках (по сравнению с 1913 годом производство того-то и того-то выросло во столько-то раз... Ну, и т.?д.)

1825 год. Внезапная смерть Александра I. Восстание декабристов. Эту дату знали почти все. Хотя сказать, что она отовсюду лезла в глаза — не скажешь. Но всё же кино про это было. «Звезда пленительного счастья» - весьма впечатляющий фильм.

А ещё культовый фильм «АССА», который посмотрел каждый нынешний школьник. Он про убийство Павла Первого

1801 год. Убийство Павла, «дней Александровых прекрасное начало». Врать не буду, в школе дату не знал, история не была моим любимым предметом. Но в памяти русской дата приметная. Не случайно герои «Бега», спустя сто лет, пьяными слезами оплакивают это событие.

1861 год. Освобождение крестьян. В школе вроде учил, но забыл. Как-то дата не в особой чести, хотя звучит громко.

Отмена крепостного права 1861г.

1881 год. Убийство царя-Освободителя. Смерть Фёдора Достоевского. Пожалуй тоже не помнил. Но незнание даты не освобождает от ответственности. В моей будущей (послешкольной) жизни эта дата сыграла грандиозную роль. Впрочем, к ней надо было добавить ещё две:

1689 год. Пётр, маленький мальчик, игрушка в чужих руках, вдруг становится самодержцем.

1725 год. Тот же Пётр, но уже Великий, внезапно умирает, будучи совсем не старым человеком.

Ещё чуть-чуть напрячься и всплывают:

1741 год. Дворцовый переворот. Воцарение Елизаветы Петровны.

1773 год. Восстание Пугачева.

1853 год. Крымская война.

1237 год. Самый страшный год в истории Руси

2001 год. Поворотная дата в истории США

Атака на башни-близнецы 11 сентября 2001

Тридцать дат мировой истории, способные влезть в сознание школьника. Если это действительно так, если это действительно главные даты истории, то вероятность случайного совпадения равна одной четверти в 30 степени, то есть практически нулю. Стало быть, вероятность того, что за этим рядом дат стоит некий великий закон, равна единице. Не все поймут грандиозность момента, - история, которая почему-то считается неким следствием то ли человеческой воли, то ли каких-то экономических правил, на самом деле подвержена чёткому ритмическому порядку. Какому ещё не ясно, но главное, что он есть! И эта великая истина, недоступная т.?н. большой науке, с лёгкостью открывается простому школьнику.

Теперь хорошо бы приступить к разоблачению, ибо как говорил товарищ Семплеяров: «Разоблачение совершенно необходимо. Без этого все эти блестящие числа оставят тягостное впечатление»

Григорий Кваша

«Пардон! Я извиняюсь, здесь разоблачать нечего, все ясно».

Во-первых. При желании поствисокосных дат можно набрать впятеро, вдесятеро больше. В моих книгах, а я уже давно не школьник, я накопил множество таких дат, как в новом времени, в средние века, так и в античности...

Или вот к примеру, история США, там выборы всегда в високосные годы, а реформы всякие всегда в поствисокосные годы, есть что вспомнить: 1789, 1861, 1865 — такие даты мог бы и туповатый американский школьник помнить. Англичане до сих пор празднуют Ночь Гая Фокса в честь событий 1605 года. Но я за иностранных школьников не отвечаю. Ну, и т.д.

Теперь дальше. Что мог бы наш школьник (почти троечник) вспомнить из остальных трёх секторов.

Високосные годы. 1916 — убийство Распутина. 1924 - смерть Ленина. 1812 - война с Наполеоном, с оговоркой, что дата несколько вытянута из контекста. А что ещё? Про 1940 год нам ничего не говорили. Про катастрофу 1960 года — тоже умолчали. Давка на Ходынке в 1896 году также не была популярной датой. Все эти даты какие-то неприятные и ненужные. Японская война, начавшаяся в 1904 году, также не была широко известна. Куликовская битва (1380) — не помнил. Стояние на Угре (1480) — тоже не помнил. Можно, конечно, накидать каких-нибудь Олимпийских игр, но это как-то неспортивно.

Предвисокосные годы. 1939 — надуманная дата, притянутая за уши для начала Второй мировой войны. Польский школьник, конечно, будет чтить эту дату всегда. А кто ещё? Для Австрии и Чехословакии 1938 год, для Испании — 1936. А что ещё? 1709 — Полтавская битва. 1911 - что-то там в Китае. Но этой даты я, как школьник, точно не знал. Остаётся 1991 год. Странное, до сих пор непонятное событие. Как-то мелковато всё...

Противовисокосные даты. Возможно, во времена школы я не знал ни одной даты из этого ряда. Первая мировая война у нас называлась Империалистической и упорно затиралась. Ну, допустим нынешний школьник знает 1914 год назубок. А что ещё? С некоторой натяжкой можно прицепить начало Гражданской войны в 1918 году. Чернобыль — 1986. И это всё?

Допускаю, что среди школьников-эрудитов начнётся грандиозная работа и выстроятся гигантские ряды дат, опровергающих открытие. Но я ведь про троечников, только они способны заметить то, что отличнику в жизнь не увидать.

Д.И. Менделеев

«Всё это ерунда» — скажут взрослые дяди. Для них всё ерунда, за что сегодня же не заплатят деньги. Однако от имени так и не повзрослевших школьников (настоящих учёных) я заявляю: никогда не пренебрегайте никакой ерундой, а иначе вам науки не видать. Менделеев зацепился за удельный вес простого вещества. Химик, за удельный вес — смеху подобно. Где химия и где удельный вес? Над ним все взрослые дяди смеялись, издевательски смеялись, как только умеют солидные взрослые дяди, академики и даже член-корры. Слава богу, нервная система у Дмитрия Ивановича была крепкая, щелочами, да кислотами травленная. И теперь каждый школьник рядом с пустой классной доской видит Периодическую систему имени Менделеева (своего в доску парня).

Кто-то, я надеюсь всё же признает, что что-то в этом есть. Но потом тяжело вздохнёт и добавит: но толку-то от этого никакого нет! Что ж, я и такому выводу буду рад. Я увидел всю эту чертовщину с датами очень давно, работать с этим начал только 30 лет назад. И раскрутил такое... Но об этом в следующий раз...