www.xsp.ru/sh/ Публикации

Ольга Васильева
xsp.ru/sh/ 26 декабря 2022 г.

Признак лета

Большинство людей любят кино. Я не исключение. Что касается Структурного гороскопа, то он дал мне более глубокое и, одновременно, более простое объяснение многому, что я видела в фильмах. Более того, заставил меня посмотреть на уже знакомые мне фильмы под другим уг-лом, заметить что-то, что раньше не замечала или считала несуществен-ным и случайным. Но, как ни странно, объяснения, которые я нашла при помощи СГ, не лишили кино своего магического обаяния. Скорее наобо-рот, они усилили его. Кино стало превосходной иллюстрацией к Теории брачных союзов, например. А способ взаимодействия в браках стал по-нятнее и нагляднее, проиллюстрированный примерами из кинохитов.

Другой пример эффективности теории: с превосходной простотой и эффективностью СГ объяснил, почему одни актеры "выстреливают", а другие, не менее талантливые, либо остаются не до конца реализованы, либо становятся заложниками одной роли. Ответы на эти вопросы дает теория Имиджей.

В сознании зрителя давно укоренилось убеждение, что чем талант-ливее актер, тем большую универсальность в плане ролей он должен де-монстрировать. В идеальном мире это было бы, наверное, именно так, но в реальности актерам все же лучше выбирать наиболее выигрышные роли. Трудность состоит в том, что не всегда можно угадать, что это могут быть за роли.

В системе СГ существуют действенные инструменты для понимания актерского амплуа - это теория знаков Имиджей. В советском кино созда-ваемый актером образ каким-то загадочным образом соответствовал Ими-джу актера. Видимо, это был результат долгих кинопроб (на саму роль и на соответствие с партнером). Кино, таким образом, становится иллюстра-цией к Имиджам.

Аристократы - нравственные герои, красивы, гармоничны, граци-озны, пластичны… А текста можно и поменьше, они так выразительно молчат. Молчит герой Олега Янковского (23.02.1944) в "Доме, который построил Свифт". Минимум слов у генерала в исполнении Алексея Булда-кова (26.03.1951) в "Особенностях национальной охоты". Элегантно про-гуливается в роскошных костюмах Олег Даль (25.05.1941) в роли принца Флоризеля, сопровождаемый закадровым текстом Игоря Дмитриева. Кра-сиво думает в элегантной черной форме от Хьюго Босс Вячеслав Тихонов (8.02.1928) в эстетском шпионском сериале "Семнадцать мгновений вес-ны". То, что он думает, озвучивает Ефим Копелян.

Лучше всех Аристократы в роли разведчиков: они вызывают безгра-ничное доверие. Георгий Жженов (22.03.1915) в трилогии про "Резиден-та", Олег Даль в роли Сергея Скорина в "Варианте "Омега"" показал все, на что способен как актер. Дэниэл Крейг (02.03.1968) в роли Джеймса Бонда заставил критиков принять неканонического блондинистого Бонда, Станислав Любшин (6.04.1933) в "Щит и меч" очаровал, по крайней мере, два поколения зрителей; Вячеслав Тихонов стал народным героем, сыграв Штирлица.

Векторы - злодеи, соблазнители... Любое зло обретает психологиче-скую достоверность, если у исполнителя Имиджевый знак - Вектор. Жут-кие Горбатый ("Место встречи изменить нельзя") и Крупанин ("Профессия - следователь"), сыгранные Арменом Джигарханяном (03.10.1935). Са-мый страшный Кащей Бессмертный из сказки "Там, на неведомых дорож-ках" - Александр Филиппенко (02.09.1944), его же бандит Копченый из фильма "Приступить к ликвидации". Ещё один детский и очень убедитель-ный злодей - Карабас из фильма "Буратино" - Владимир Этуш (06.05. 1922). Кевин Спейси (26.07.1959), все его злодеи разные, и все - вклад в его мировой успех. Виктор Вержбицкий (21.09.1959) убедителен в роли Завулона ("Ночной дозор", "Дневной дозор"). Лучший Джон Сильвер сыгран Олегом Борисовым (08.11.1929) в фильме "Остров сокровищ".

На женской половине, достоверно зло играли Фаина Раневская (27.08.1896) - мачеха в "Золушке". Качественно перевоплощается из кра-савицы Аленушки с золотистой косой в жуткую ведьму в фильме "Чаро-деи" Александра Яковлева (02.07.1957). Она же играет воплощенный со-блазн в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" - Диану Литл. Мастер политических интриг герцогиня Мальборо - это Алла Демидова (29.09.1936) в фильме "Стакан воды". Красавица и фотомодель Шарлиз Терон (07.08.1975) по своей инициативе уродует себя для роли в фильме "Монстр" и собирает все главные кинонаграды в мире: "Оскар", "Золотой глобус", "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля. Мила Кунис (14.08.1983) - воплощение коварства и соблазна в фильме "Чёрный ле-бедь".

Шуты - ярче всего иллюстрируют Теорию. Достаточно перечислить имена: Юрий Никулин (18.12.1921), Инна Чурикова (05.10.1943), Билли Кристал (14.03.1948), Оуэн Уилсон (18.11.1968), Лия Ахеджакова (09.07.1938), Геннадий Хазанов (01.12.1945), Эдди Мерфи (03.04.1961). И где бы не играли Шуты, они "сползают" в комизм. Например, Джонни Депп (09.06.1963) в страшноватой мистической "Сонной лощине" или Ин-на Чурикова в роли Тани Теткиной в не слишком веселом фильме "В огне брода нет".

Рыцари - одинокие добряки… Но не только это, а ещё очевидная странность людей не от мира сего. Капитан Немо - странный отшельник, поселившийся на подводной лодке и страдающий галлюцинациями… А ещё генерал Хлудов из кинофильма "Бег" - обе роли сыграны Владисла-вом Дворжецким (26.04.1939). Питер Фальк (16.09.1927) в неизменном старом-престаром заношенном плаще - одинокий верный рыцарь Фемиды в сериале "Коломбо". Алеша из "Гардемаринов", сыгранный Дмитрием Харатьяном (21.01.1960) - романтический рыцарь любви; сыгранный им же - Володя Патрикеев из "Зеленого фургона", юный чудак и идеалист, но при этом благородный и непримиримый борец с преступностью. Стран-ный и простодушный Пьер Безухов, сыгранный Сергеем Бондарчуком (25.09.1920)… Отец родной для интернов и всего коллектива больницы доктор Быков - Иван Охлобыстин (22.07.1966).

Медсестра Лида из кинофильма Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты", сыгранная Татьяной Догилевой (27.02.1957).

Профессор - лектор, нравоучитель, морализатор, сухарь и зануда… Лучше всех Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова (19.07.1935). "Агентство "Лунный свет"" - Брюс Уиллис (19.03.1955) и Сибил Шепард (18.02.1950), несмотря (а может, и благодаря) Векторному напряжению между ними. Еще один детектив - деревенский, в исполнении Михаила Жарова (27.10.1899)… Его Анискин не только демонстрирует смекалку, расчет и ум, расследуя преступления, но и воспитывает подотчетное ему население и всяких легкомысленных приезжих. Профессор Преображен-ский, сыгранный Евгением Евстигнеевым (09.10.1926) и его же рассуди-тельный товарищ Дынин в фильме "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен".

Людмила Гурченко (12.11.1935) особенно хороша в ролях, где ей приходится много рассуждать. В "Любимой женщине механика Гаврило-ва" она главный идеолог и учитель - рассказывает, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, как надо и не надо любить. До-цент Мурашова, сыгранная Валентиной Серовой (23.12.1941) в кино-фильме "Сердца четырех" - образец синего чулка.

Король - отстраненность, величие и неизменная усмешка… Марлон Брандо (3.04.1924) в роли дона Корлеоне, мафиозного босса, главы целой империи.

Гленн Клоуз (19.03.1947) - королева Гертруда в экранизации "Гам-лета". Маркиз де Мертей в "Опасных связях"… Ту же самую маркизу де Мертей играет и Катрин Денев (22.10.1943). Также холодно, самоуверен-но, демонстрируя свое право вмешиваться в жизни людей и управлять ими по своему разумению. Татьяна Васильева (28.02.1947) - психолог Сусанна в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" (1985). Виа Артмане (21.08.1929) - Джулия Ламберт в "Театре"… Достоинство, сдержанность, поистине королевская простота и мудрая улыбка.

Вождь - неукротимый напор, немеркнущий энтузиазм… Владимир Машков (27.11.1963) в сериале "Ликвидация" неформальный лидер и вдохновитель людей, сражающихся с бандитизмом. Сергей Безруков (18.10.1973) - лидер "Бригады"….

Нонна Мордюкова (25.11.1925) - "Простая история", "Родня"… И везде он самая шумная, энергичная; источник всех перемен в жизни окру-жающих. Нина Ульянова (30.06.1934), сыгравшая Маргариту Павловну в "Покровских воротах" - сгусток энергии в отдельно взятой московской коммуналке. Противостоять такому Вождю может только другой Вождь этой же коммуналки - Костик, сыгранный Олегом Меньшиковым (08.11.1960). Собственно, фильм строится на том, чей вождизм победит. Остальные следуют в фарватерах своих боевых флагманов.

Таким образом, именно Структурный гороскоп объясняет, почему удались самые любимые образы нашего кино.

С режиссерами всё оказалось сложнее. Для понимания замысла ре-жиссера недостаточно знать его Имидж. Хотя по крайней мере двум Ими-джам -Шутам и Векторам повезло, поскольку жанры комедий и фильмов ужасов более или менее разработаны.

Векторный имидж помогает преуспеть в жанрах, где надо пугать зрителя (психологические триллеры, фильмы ужасов) - Альфреда Хичко-ка (13.08.1899) и Уэса Крейвена (2.08.1939) киноманам представлять не надо. А ещё Даррен Аронофски (12.02.1969), снявший психологический триллер "Черный лебедь".

Имидж Шута позволил на долгие годы стать любимцами зрителей Леониду Гайдаю (30.01.1923), Георгию Данелия (25.08.1930). Большин-ство их картин стали культовыми и разошлись на цитаты. С другими Ими-джами не так легко. Для таких Имиджей как Король, Аристократ и Про-фессор не нашлось определенного жанра…

Удивительно, но куда более плодотворным оказался подход к пони-манию режиссерского замысла через Календарные инстинкты. Так в 2011 году вышел цикл статей, посвященный структуре Сезонов. "Осенний ма-рафон" (Дева, Весы, Скорпион), "Вперед, в атаку!" (Рыбы, Овен, Телец), "Летние люди" (Близнецы, Рак, Лев), "Оловянные солдатики" (Стрелец, Козерог, Водолей). И в этих статьях наиболее убедительные примеры ин-стинктов даны именно через кино. Был даже выпущен и смонтирован фильм "Признак осени", где на очень показательных отрывках из фильмов Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Эдмона Кеосаяна и Александра Се-рого было продемонстрирован инстинкт Беглецов.

Итак, с "Признаком Осени" всё более-менее ясно. А каково положе-ние с "Признаком Лета"?

Лето - жизнь достигает своего пика, сочность и изысканность оттен-ков, сезон отпусков и каникул, апология безделья, или того, что итальянцы называют bel far niente - "прекрасное ничегонеделание". Основные заня-тия - развлечения, приключения, легкие интрижки. А ещё музыка, она звучит из открытых окон проезжающих автомобилей, из окон, беседок, на террасах ресторанов… Роскошная и ярка одежда: цветная и часто не слишком практичная, главное, чтобы красиво получилось на фото. Лето - это праздник и праздность. Вот и посмотрим, как всё это отразилось в ки-но Летних режиссеров.

"Шербурские зонтики" Жака Деми (5.06.1931)

Музыка, пение, любовь… Он работает на заправке, она - продает зонтики в магазине. И конечно же лето во всем, пиршество красок, все от-тенки зеленого и голубого, апельсиновый свитер, голубая рубашка со сви-тером - сочетание шоколадного и лазурного, изумрудный плащ, даже об-шарпанные стены домов сочных травяных и розовых оттенков…

Светловолосая девушка продает разноцветные зонтики. Цветы, ово-щи, пышная зелень на кухне, драгоценности в ювелирной лавке сочных и глубоких оттенков, свет от хрустальной люстры играет на хрустале серви-ровки. Цветовой пир заканчивается только в последних кадрах.

По сюжету влюбленные работают, но в фильме мы видим только прогулки по улицам, посещение оперы, танцы в кафе… Одним словом, романтика на все времена...

"Завтрак у Тиффани" Блейка Эдвардса (22.07.1926)

Вечеринки, стразы, блестки, жемчуга, дорогие аксессуары. коктейли, конные прогулки, рестораны и изящная Одри Хепберн - икона стиля для девушек всех времен в элегантных нарядах от Живанши. Фото Одри Хе-пберн с мундштуком обошло все глянцевые обложки. Песенка, которую мурлычет Холли Голайтли, также стала одной из самых любимых роман-тичных ретро-композиций на радиостанциях.

"Римские каникулы" Уильяма Уайлера (01.07.1902)

Фильм про каникулы, которые устроила сама себе юная принцесса (Одри Хепберн), приехавшая с официальным визитом в Рим. Фильм смот-рится как репортаж об отпуске. Со своим новым знакомым журналистом, она танцует на улице, ест мороженое и, вообще, веселится от души. Виды праздной римской публике, роскошные виды Рима и роскошные интерье-ры королевских резиденций. Фильм веселый и одновременно очень ро-мантичный.

"Три тополя на Плющихе" Татьяны Лиозновой (20.07.1924)

Красивая светловолосая женщина приезжает из деревни в огромный светлый город. Виды умытой летним теплым дождиком просторной Моск-вы. Легкость и неспешность летнего мегаполиса. Намек на неслучившийся роман. Дневной сон героини. Светлые люди, светлые одежды, много сол-нечного света. У героини Татьяны Дорониной отпуск - от повседневных дел, от хозяйства, от семьи. Она поет романтичную песню "Опустела без тебя земля", которая трогает больше, чем оригинальное исполнение…

У неё же "Карнавал", в котором таки есть элементы карнавала… А также песня "Позвони мне, позвони" - вставной клип, с красивым танцем.

"Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля (26.06.1927)

Пустыня и зной. Солдат возвращается домой. Пусть пешком, но в отпуск, в Россию, к жене. И каждый раз, закрывая глаза, в своих мечтах он видит среднюю полосу и любимую Катерину Матвеевну, роскошную женщину в одежде сочных летних оттенков и… лето, но уже русское, раз-ноцветное в отличие от выжженной пустыни. В одном из снов он, окру-женный гаремом, пьет чай, но не в доме, а в саду, прижимая к себе жену. Арбуз, глубокая миска с черной икрой в доме таможенника Верещагина. Не повседневная еда, а праздничная - роскошь! В сюжете нашлось место для обязательной курортной радости - купанию в море, которое чуть не закончилось плохо для главного героя. Любимая народом песня про "гос-пожу удачу"…

В его же "Звезде пленительного счастья" красота интерьеров, нарядов…И вновь все сладостные воспоминания только про лето. Романс "Кавалергарды, век недолог!"… Раньше без этой песни ни один концерт на 8 марта не обходился.

"Романс о влюбленных" Андрея Кончаловского (20.08.1937)

Музыкальный летний фильм, который повторяет сюжет "Шербур-ских зонтики" Жака Деми. Те же приметы лета - много солнца и воды, пляж, купанье, езда на мотоцикле… И все поют. Любовь и пение, как ос-новное содержание жизни.

У него же в "Дворянском гнезде" лето, сошедшее с холстов русских живописцев, роскошь интерьеров и архитектуры… Плющ увивает гранди-озный дворянский дом, густая листва, подернутое легкой дымкой озеро, высокое поэтичное небо. Крупным планом стол в парке с белоснежной скатертью - и не просто стол с посудой, а серебряное блюдо с горой спе-лых ягод. Все роскошное, щедрое… Грандиозный парижский бал… И всё это снято в достаточно аскетичные времена.

"Женитьба Бальзаминова" Константина Воинова (25.05.1918)

Большая часть экранного времени - летние виды сонного Суздаля. Купчиха Белотелова пьет чай на свежем воздухе. Выглядит при этом как кукла на чайник. Все одеты во что-то разноцветное. Буйство красок и цве-та, наряды и прически самые невообразимые. Все цвета в фильме радост-ные. Все наводит на мысль о картинах Кустодиева и Поленова. Все люди живут сонной, ленивой жизнью. Никто ничего толком не делает. По ночам шатаются, днем - дремлют. Постоянно видят хорошие сны и пересказыва-ют их друг другу. Мечтают детально, цветисто и масштабно.

Ян Фрид (31.05.1908): "Двенадцатая ночь", "Собака на сене", "Летучая мышь", "Дон Сезар де Базан"

Фильмы Фрида - отдельный мир, роскошные наряды, великолепные виды южной природы. И опять много музыки, много танцев, праздники, романсы и песни. Почти везде присутствует переодевание, маскарад как часть сюжета.

"Двенадцатая ночь". После страшной войны прошло всего 10 лет, но цветная пленка в подробностях передает красоту костюмов, красоту пей-зажей… Подлинным украшением фильма были красавицы-актрисы - ве-ликолепная Алла Ларионова и изящная Клара Лучко. И вновь праздная жизнь - отдых, развлечения… Создатели фильма устроили настоящий праздник для зрителя.

"Летучая мышь". От оригинала-оперетты осталась только гениаль-ная музыка Иоганна Штрауса, а вот либретто изменено почти полностью. В оригинале нет и половины той праздничности, что есть в фильме Фрида.

Еще одна вершина - "Собака на сене". Великолепные стихи в клас-сическом переводе Михаила Лозинского, невероятная музыка, сказочные костюмы, томные крымские пейзажи. Красота актеров, сыгравших глав-ные роли… Все песни и романсы в фильме - это готовые музыкальные но-мера. Начиная от забавной серенады в исполнении Николая Караченцова и заканчивая изысканным заочным дуэтом Теодоро и Дианы "Любовь, за-чем ты мучаешь меня". По сути перед нами веселый городской праздник-маскарад с множеством переодеваний по ходу действия.

"Дон Сезар де Базан". Всё то же обилие великолепных декораций, костюмов, украшений, интерьеров, яркая красота актрис (Наталья Лапина и Анна Самохина), сыгравших королеву и цыганку Маританну. Элемент маскарада в сцене, где дон Сезар перед казнью женится на незнакомке и в сценах в Охотничьем домике короля. Фейерверки, маски, костюмы.

"В джазе только девушки" Билли Уайлдера (22.06.1906)

Один из самых праздничных фильмов, с самой веселой атмосферой. В оригинале Some like it hot - "Некоторым нравится погорячее". Название отсылает сразу ко многим смыслам. Например, игривый намек на Душеч-ку Дану Ковальски (Мэрилин Монро). Другой - это джазовый сленг. To play hot означает играть без подготовки, импровизировать по ходу, что собственно и происходит по сюжету. Но также можно считать, что персо-нажи предпочли холодному Чикаго жаркий Майами - некоторым нравит-ся, когда жарко.

В Майами миллионеры, роскошные букеты, бриллиантовые брасле-ты, красивые платья в стразах, перья, диадемы в стиле "ревущих 20-х", танцы на открытой террасе, коктейли на яхтах, любовные приключения. Прогулки до утра, игры на пляже. Очень много музыки, три полноценных концертных номера с Мэрилин Монро и умопомрачительное танго Дафны с Осгудом Филдингом III…

"Большие гонки" Блейка Эдвардса (26.07.1922)

Фильм про гонки 1908 года, то есть бездорожье, пыль, жару и нескончаемые неудобства... Но вместо этого мы наблюдаем бокалы с шам-панским, балы, кружева, блестки, шелка и бархат... Сложные прически и свежий макияж Натали Вуд и безупречные белые костюмы без единого пятнышка Тони Кертиса. В финале до финишной ленточки они доезжают в сверкающей чистотой машине, засыпанные конфетти и серпантином, окруженные летним Парижем, шариками и флажками. Без праздничной еды тоже не обошлось - сцену битвы пирогами снимали пять дней. Для нее было изготовлено 4000 настоящих (!) пирогов с малиной, клубникой и черникой. Вот такой праздник с тортом!

"Мы из джаза" Карена Шахназарова (08.07.1952)

И вновь на дворе трудное в бытовом отношении время, но фильм со-средоточен на радости и веселье, и также наполнен готовыми концертными номерами с тем же набором - блестки, стразы, платье в стиле "ревущих 20-х". Стол с угощением, накрытый на улице…

У него же в "Зимнем вечере в Гаграх" всё вроде бы плохо у героя, но он мысленно в Гаграх - роскошная природа, солнце, фрукты, эстрада. И вновь в фильм вставлены готовые эстрадные номера - чечетка, эстрад-ные песенки про пчелу и "Давай пожмем друг другу руки…"

"Почти смешная история" Петра Фоменко (13.07.1932)

Две сестры у реки... Одна, художница, другая - за компанию. Атмо-сфера солнечная, теплая, душевная, забавная, милая, трогательная, чи-стая… А ещё любимые песни: "Под музыку Вивальди", "Цвет небесный, синий цвет"… Все лучшее происходит летом и на улице.

"Ликвидация" Сергея Урсуляка (10.06.1958)

Не смотря на тяжелые времена, перед нами летняя Одесса. Море, бульвары, цветы… И вновь праздник во дворе (день рождения Гоцмана). И даже для концертных номеров нашлось экранное время: песни "Два сольди", "Белая ночь" и "Моя гитара", исполненные Натальей Рожко-вой... И настроение, несмотря на трагические повороты сюжета, не тоскли-вое, а наоборот - светлое, оптимистичное.

"Тутси" Сидни Поллака (01.07.1934)

И вновь элементы карнавала - мужчина переодевается в женщину. С этим мы уже сталкивались у Билли Уайлдера в "Джазе только девушки"…

"Африканская королева" Джона Хьюстона (05.08.1906)

Три четверти фильма двое людей плывут по реке в окружении пыш-ной тропической природы, солнечные блики сверкают на воде. Если не знать, что предполагаемые обстоятельства их путешествия максимально мрачны, то можно подумать, что это сафари-тур. Круиз по тропической реке.

"Дневной поезд" Инессы Селезневой(13.08.1929)

В фильме нет и намека на летнюю погоду. Не то весенний, не то осенний Ленинград. Мамы хотят поженить своих взрослых детей. Сорока-летний Игорь (Валентин Гафт) приезжает в Ленинград, чтобы провести там выходные в компании прекрасной Веры (Маргарита Терехова). Весь фильм действие сопровождается радостно-умиротворенной музыкой и волшебными видами города, пронизанными каким-то мягким свечением…

Тяга Летних режиссеров к музыкальным фильмам неистребима. Или музыка от начала до конца или хотя бы вставные номера, больше похожие на отдельные клипы или самодостаточные концертные номера.

"Смешная девчонка" Уильяма Уайлер (01.07.1902)

Один из самых прославленных музыкальных фильмов, с Барбарой Стрейзанд и Омаром Шарифом в главных ролях. О девушке, чья мечта, стать звездой сцены. Интересное совпадение: Татьяна Лиознова фактически воспроизводит сцену неуклюжего катания на роликах Фанни в своем фильме "Карнавал". Фильм полон песен и танцев, роскошных декораций и разноцветных сценических костюмов.

"Интервенция" Геннадия Полоки (15.07.1930)

Мюзикл-буффонада… И вновь всё это буйство красок и костюмов на фоне тяжелейшего времени и довольно мрачного сюжета. И все - поют! И бандиты и революционеры.

"Бал вампиров" Романа Полански (18.08.1933)

Пародийно-комедийный ужастик с Шерон Тейт. Дело происходит зимой. Мрачная готическая тема, и вдруг - комедия. И опять - бал! Инте-ресен еще другой факт - по этому фильму Михаэль Кунце и Джим Стейн-ман ставят мюзикл "Танец вампиров". Премьера - в Вене в 1997г. Позже мюзикл ставят в других странах: Швейцарии, Франции, Германии, США, Польше, Венгрии, России.

"Кабаре" Боба Фосса (23.06.1927)

Культовый фильм-мюзикл. Исторический контекст - Берлин времен Веймарской республики, приход к власти нацистов. Мрачноватый фон для хорошо выстроенных эстрадных номеров, которыми изобилует "Кабаре". И снова - блестки, перья, песни и танцы. То есть, тот же самый набор, что и в "Джазе только девушки". Ужасная действительность и бесконечный праздник идут параллельно. Тем не менее, фильм стал культовым, а эпи-зоды и образы - тиражируют и цитируют. Особенно хороши костюмы, концертные номера и маски. Конферансье - ходячая маска, порочная, слащавая и жуткая одновременно.

"Лили Марлен" Райнера Вернера Фасбиндера (31. 05. 1945)

История певички из кабаре Лале Андерсен, ставшей невероятно по-пулярной в гитлеровской Германии, благодаря исполнению одной един-ственной песенки, популярной у солдат Вермахта. И опять много сцены, костюмов, эстрады. В фильме песня одна, зато - культовая.

Упомянутый выше Жак Деми кроме "Шербурских зонтиков", снял другие музыкальные фильмы: "Лола" с Анук Эме, "Залив ангелов" с Жанной Моро, "Девушки из Рошфора" с Франсуазой и Катрин Дорлеак (позднее она взяла псевдоним - Денев).

"Листомания" Кена Рассела (03.07.1927)

Музыкальный фильм-пародия, вдохновленный биографией Ференца Листа и его невероятной популярностью при жизни.

Он же снял "Томми" - фильм по рок-опере записанной группой The Who. А также своеобразный биографический фильм "Малер". Все филь-мы - музыкальные.

Кстати, фильм "Большие гонки" Блейка Эдвардса предваряет шестиминутная увертюра. Между сериями помещён трёхминутный музы-кальный антракт. И увертюра, и антракт в советском прокате были выре-заны

А ещё Летние режиссеры обожают снимать для детей и про детей.

Территория Календарных знаков - детство или отдых. Поэтому дети на каникулах - это двойной эффект, возвращение зрителя в пору беззабот-ного детства.

"Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" Элема Климова (09.07.1933)

Один из самых летних фильмов. Пионерский лагерь, длинные сцены в столовой, игры, купание в речке, дрессировка бродячей собачки, разу-чивание модных танцев, начёс перед осколком зеркала. Никакой особой работы, все готовятся к празднику ("параду-карнавалу") в родительский день. Кульминация - сам праздник, Кукуруза - королева полей… И все бегут купаться, а бабушка с внуком даже взлетают (над речкой) от востор-га.

Упомянутый выше Геннадий Полока снял "Республику ШКИД". Дети учатся, но зритель этого не замечает. Поскольку - буза! А после бузы вечный праздник - дети рисуют стенгазеты, сочиняют гимн, частушки по-ют, самовыражаются на все лады. Одна только песня про кошку и ее четы-ре ноги чего стоит! Педагоги тоже поют, например, Gaudeamus. И вновь жуткое, голодное время представлено светло и оптимистично.

"Каникулы Петрова и Васечкина" Владимира Аленикова (07.08.1948).

Тот же набор - купание, путешествие, озорные, но, в общем, добрые и милые дети… Танцевальные номера и запоминающиеся мелодии в соче-тании с романтичными текстами. Множество музыкальных номеров с пе-реодеваниями, целый детский квартет исполняющий песни, формально не связанные с сюжетом. Фактически, фильм выстроен как концерт - он начи-нается с того, что детский квартет решает, какую песню играть, и, соб-ственно, исполняет ее в качестве увертюры к основному действию.

Мечты в фильмах Летних режиссеров. Грёзы Миши Бальзаминова… Как воспоминание выстроен фильм "Мулен Руж" Джона Хьюстона. Вдох-новенно грезят наяву Петя Васечкин и Вася Петров. Нина Соломатина из "Карнавала" метет улицу и одновременно видит себя танцующей и пою-щей в концертном номере с телефонными будками. Сидни Поллак заявил, что его картины "в какой-то мере фантазии". Фантазии-размышления Ко-сти Иночкина из "Добро пожаловать…" - лучшие эпизоды фильма.

Героиня "Почти смешной истории" щедро делится мечтами с сест-рой. У сестры тоже очень развито воображение, недаром она художница. Она постоянно транслирует то, что рисует ей ее воображение. Порывисто мечтает вслух одинокая женщина в парикмахерской: "Немолодых нет, есть - смирившиеся!". Мечтами и воображением живет командировочный из поезда, сыгранный Гафтом. Вдохновенно кружится Маня, дочь Мешкова, под песню Лайзы Минелли "Money" из фильма "Кабаре" в пальто, кото-рое "не пальто, а мечта".

В "Курьере" Шахназарова юный герой сочиняет про себя всякие небылицы, причем делает это как-то спонтанно, чем завораживает свою девушку. Вдруг начинает посреди ясного дня начинает грезить об абори-генах с копьями или карьере, где "леопард живет" - а режиссер охотно вписывает его грезы в фильм. В конце фильма есть диалог про мечту, важ-нейший для понимания "Курьера" - не о пальто надо мечтать, а о чем-нибудь великом.

Мечтает стать актрисой горничная Адель из "Летучей мыши". Соб-ственно, ее мечта и явилась двигателем сюжета, породив интригу с подме-ной костюмов и персонажей.

Итак, перед нами Летние фильмы, снятые Летними режиссерами. Тепло, светло, весело, жизнь беззаботная, лёгкая, не смотря ни на что. Те, кто знают Теорию могут всерьез удивиться, ведь Календарный знак - это детство, а режиссеры люди вполне взрослые, образованные, наверняка озабоченные выходом через свой Годовой знак, на архетип. Это ведь цель взрослой жизни мужчины, а не инфантильное ковыряние в детских воспо-минаниях.

Однако, если отвлечься от творческих деклараций и вспомнить, что кино - это не столько творчество, сколько производство и даже бизнес, то всё оборачивается по-другому. По ту сторону экрана находится зритель и он пришел отдохнуть, провести свой досуг. А за досуг у нас отвечает именно Календарный знак. Стало быть, режиссер транслирует через экран именно свою систему досуга. Осенние режиссеры транслирует осенний подход к досугу, Весенние режиссеры - весенний. И в этом смысле Летним режиссерам воистину выпал выигрышный билет, они умеют развлечь нас явлением на экране Лета. Во всех смыслах этого слова.

В фильмах летних режиссеров отдых освящен смыслом, это апофеоз бытия, высшая точка жизни. Они скорее осудят бессмысленную работу, мелочную суету, которая мешает жить, приносит неудобства и страдания и вообще ни к чему хорошему не приводит. Люди, обеспокоенные бытовыми мелочами кажутся неуместными, назойливыми, почти вредителями. Например, мамаша в "Шербурских зонтиках" или суетливый Джерри-Дафна "В джазе только девушки", товарищ Дынин со своей суетой злит всех, кто приехал отдохнуть в лагерь, включая могущественного товарища Митрофанова, который оказался хорошим человеком, поскольку предло-жил всем на речку сходить искупаться. Вообще, суетливые люди летом не в цене.

В завершение хотелось бы заметить, что у Летних режиссеров, как правило, нет зацикленности на каком-то одном жанре. Легче всего и удач-нее всего они работают с Летом (в широком смысле слова), но могут по-пробовать себя и в других жанрах и стилях. Достаточно посмотреть филь-мографию Джона Хьюстона, Романа Полански, Сидни Поллака, Элема Климова, Карена Шахназарова, Владимира Мотыля, Константина Воино-ва.

Но данный момент не только не ослабляет описанный феномен Лет-него кино, а, пожалуй, только усиливает. Ибо досуговое, кассовое, народ-ное кино этих режиссеров всё равно Летнее. Народная любовь (и кассовый успех) всегда у Летних фильмов, будь то "Женитьба Бальзаминова", "Бе-лое солнце пустыни", "Добро пожаловать…", "В джазе только девушки"