|
|
Часть III. ОККУЛЬТИЗМ и ПСИХОЛОГИЯ [ * ]
Гл. 9. СОН, СНОВИДЕНИЯ, БЕССОННИЦА [ * ]
9.2. ЛЮБОПЫТСТВО и другие феномены
и
Конечно, это – лишь схема, первое приближение. Реальная картина механизма сна много сложнее. Но уточнения не могут изменить ее качественно, принципиально, хотя они и интересны сами по себе. В частности:
* Существует оптимальный (но сам оптимум индивидуален) уровень ТПИ – Темпа (интенсивности) Поступления Информации. Превышения его суть перегрузки, стресс. Но и снижения ТПИ ощущаются как дискомфорт, для компенсации которого субъект начинает активный поиск информации, что проявляется как поисковый рефлекс, познавательная активность, любопытство, игры и другие развлечения, и т.д. При невозможности такой компенсации, при снижении ТПИ до и ниже некоторого предела, психика может переключиться на свою внутреннюю информацию, на само-переживания, может произойти либо просто отрыв от физической реальности (естественный сон), либо замещение ее реальностью астральной – переход в состояние, которое мы назовем либо гипнотическим, либо галлюцинаторным в зависимости от степени произвольности (или наоборот, спонтанности) этого замещения.
Тут крайности сходятся, что бывает нередко. И перегрузка психики (утомление), и ее недогрузка приводят к сходным (по крайней мере – внешне) последствиям.
* Переход в сон, отрыв АсТ от тела физического, освобождение его от диктата ментала, перекрытие соответствующих каналов связи происходит поэтапно, через ряд фаз (уравнительную, парадоксальную и т.д.), либо незаметных из-за краткости, когда человек проваливается в сон, как бы мгновенно, либо достаточно растянутых и доступных для самонаблюдения как "измененные состояния". Преднамеренное использование таких состояний, в частности и гипноза, относится к y-(пси)-технике.
*Гипноз наиболее эффективен в полусне, когда астрал уже свободен от сенсорных влияний со стороны физикума, но еще полноценна его связь с менталом. В этой ситуации ментал, освобожденный от конкуренции со стороны физикума, полностью доминирует над астралом. В глубоком сне астросом полностью самостоятелен и нечувствителен к воздействию любого ментала – и своего, и постороннего. Воздействие со стороны на тех, у кого ментальный уровень слаб, может быть эффективно и при их бодрствовании
(внушение), что и находит широчайшее применение в практике педагогики. Люди с сильным менталом плохо поддаются гипнозу даже в полусне, зато им хорошо удается самогипноз (самовнушение), простейшей формой которого является широко распространенный аутотренинг.
* Составной частью процесса восстановления нормы психики во время сна, частью информационного обмена является освобождение от избытка информации, передача его в УДИ. Если этот процесс недостаточно эффективен, субъект испытывает дискомфорт, побуждающий его к активной передаче информации при бодрствовании, к самовыражению в творческих (или псевдотворческих, пример тому – графомания) процессах.
Наиболее ярко и продуктивно информационный обмен с УДИ проявляется в состоянии вдохновения, когда творец и Творец творят на равных
| "Но не кощунствуй, Бах", – говорит Бог,
"А ты дослушай, Бог, – говорит Бах, –
Ты дослушай!.." [А. Галич (А.А. Гинзбург, 1918÷77), "По образу и подобию..."]
|
* ИС, уже знакомая, поступающая к субъекту в общем потоке информации, стабилизирует его АсТ, повышает его устойчивость, успокаивает субъекта и улучшает его настроение; ИН – наоборот. Поэтому чем слабее ментал, интеллект субъекта и его (ментала) контроль над астралом, чем более спонтанны его (субъекта) психические процессы, тем большее предпочтение отдает он ИС при выборе направления упомянутого активного поиска информации. Поэтому чем младше дети, тем бесконечнее могут они слушать одну и ту же сказку, предпочитая ее новой и, казалось бы, более интересной. Поэтому дети не любят ("ленятся") учиться и умение заинтересовать их, пробудить вкус к новизне – особое искусство.
В этом же коренится привязанность к местам, событиям, людям, с которыми связаны впечатления раннего детства, определяемая не логикой, а эмоциями, и справедливо называемая сентиментальной, и которая может в полную силу, уже болезненно, проявиться в виде ностальгии.
* Искажения АсТ происходят не только под действием внешних влияний на него, но и под влиянием внутренних управляющих воздействий – со стороны собственного ментала. Каждое активное движение субъекта есть результат управляющего воздействия на его физическое тело со стороны астрального. А каждое сознательное, преднамеренное движение (и даже преднамеренное воздержание от него) есть результат еще и предварительного управляющего воздействия на АсТ со стороны ментала. Сон – результат перекрытия каналов поступления к АсТ информации не только извне, но и от сознания, от собственного ментала субъекта, выход из-под его контроля.
Во сне происходит не только усвоение информации о внешнем мире, но и усвоение удачных форм собственного в нем поведения за последний (или последние) период(ы) бодрствования, происходит образование и отработка, шлифовка навыков.
Не приходилось ли вам видеть, как у щенка во время сна дергаются лапки? Он во сне бегает. А иногда и лает (физически, громко).
* Во сне многое переживается повторно. Это происходит при обработке астральным телом искажений, вызванных в нем ИН. АсТ перерабатывает, ассимилирует, "переваривает" ИН, что сопровождается сновидениями, т.е. более или менее яркими переживаниями, ибо каждое переживание и есть активность АсТ. А поскольку этот процесс сопряжен с изменениями, с подгонкой астрала ИН к АсТ (как ключ подгоняется к замку), постольку и сновидения не повторяют (не копируют) реальность, пережитую в бодрствовании, а воспроизводят ее в искаженном виде.
Если обработка ИН в АсТ происходит поэтапно, ступенчато, то сюжет сновидения может повторяться; при этом оно раз от раза может все более отличаться от исходной реальности, становиться фантастичнее.
* В какой-то мере процесс подгонки всегда обоюден: если ИН не поддается подгонке к АсТ, т.е. если реальность упорно не согласуется с прежним опытом, если обстоятельства серьезно изменились, субъекту приходится перестраиваться, переучиваться. Тогда АсТ претерпевает изменения под воздействием ИН (ключ оказался неподатливым и приходится подгонять к нему сам замок). Но это процесс более длительный, трудоемкий, о чем легче всего судить по тому факту, что переучиваться труднее, чем учиться: интериоризация требует в этом случае затрат усилий и времени не только на построение новых, но и на подавление старых структур АсТ. Феномен высокого уровня обучаемости детей в сравнении со взрослыми хорошо известен. Об устойчивости первоначальных структур АсТ свидетельствуют и два других известных феномена.
Если, например, выключатель в комнате слева от двери, то через пару лет жизни в ней ваша рука сама тянется именно влево, чтобы зажечь свет. Если после этого выключатель перенесен направо, то на переучивание уходит несколько дней, недель или даже месяцев. Если вы попадаете в ту же комнату после длительного (год-два) перерыва, рука опять тянется влево – по старой памяти.
По этой же причине улучшать свою репутацию труднее, чем изначально зарекомендовать себя позитивно. Этим же объясняется и устойчивость форм импринтинга.
* Процесс сновидения известен как быстрая фаза сна, периоды без сновидений – как медленная. Медленный сон – закрепление достигнутого согласия, синтеза ИН с АсТ, нового варианта ИС. Если сон нарушен сразу после быстрой фазы, переработанная часть астрала (соответствующая ИН) может не успеть зафиксироваться; тогда АсТ придется проделать эту работу повторно. Сновидения могут повторяться и по этой причине.
* В этой циклической (точнее: спиральной) последовательности
старый опыт ® новый опыт ® вновь освоенный опыт |
проявляется универсальный (диалектический) принцип – закон отрицания отрицания:
тезис ® антитезис ® синтез (новый тезис). |
* Длительность периодов сна и бодрствования определяется еще множеством (кроме усталости) факторов, из которых нельзя не отметить
** физиологические – изначальные отклонения АсТ от нормы, болезнь, что может проявляться и повышенной сонливостью, и бессонницей.
** физические – бытовые, среди них – раздражители всех пяти модальностей от тактильных до обонятельных;
** психологические – от морального комфорта и покоя до возбуждения, раздражения и дискомфорта;
** социальные – связанные, в частности, с трудовым циклом субъекта;
** смешанные – типа суточного ритма Земли, типа наличия (или отсутствия) опасности и т.п.
* При объективной (по внешним обстоятельствам) необходимости бодрствования приходится думать об искусственном повышении ПУН, о мобилизации резервов личности. Источники для этого, не исключающие друг друга, могут быть найдены во всех трех уровнях Бытия.
** В ментальном плане классическим примером может явиться полубодрствование матери у постели больного ребенка: здесь источник появления сторожевого пункта – морально-эмоциональный стимул.
** В астральном плане – активизировать энергообмен, циркуляцию энергии поможет, например, массаж ушной раковины – всей или отдельных точек на ней, например, шэнь-шан-сянь (А 13), шэнь-мэнь (А 55),– корпоральных точек, хэ-гу (GI 4), цзу-сань-ли (Е 36) и др.
** В физическом плане – упражнения, нагрузки активизируют астрал, разгоняют кровь, даже если утомление связано с физическими перегрузками; но в этом случае упражняться должны, конечно, не перегруженные, усталые, а другие группы мышц. Сюда же относятся вопросы питания: переедание может усыпить, недоедание может повысить утомляемость.
* Перемена занятия есть (как известно) отдых именно потому, что при бездеятельности субъекта объект, вызвавший утомление, продолжает оставаться в сфере его (субъекта) сознания, а при переключении внимания (сознания) на новый объект, прежний забывается, переходит (вытесняется) на бессознательный уровень психики, как и во время (в процессе) сна, и с тем же (качественно) эффектом.
В этом разделе постоянно шла речь об астральном теле, но лишь постольку, поскольку на нем сказывались процессы информационные, протекающие, в основном, на ментальном уровне. В следующем разделе рассмотрим вопросы, касающиеся астрала в большей мере, чем ментала.
и
|
|
|
|