D
Глава 1
Проблема и подходы к ней
и
1.13. Интериоризация как экстериоризация
Каждое успешное выполнение действия в полном его объеме на начальном этапе обучения (самообучения), каждое удачное движение, удачная проба, ложится кирпичиком в формирование динамичного энергетического стереотипа, модели, слепка, копии этого движения. В дальнейшем физическое действие реализуется с использованием этой модели как шаблона. Со временем, по мере повторений действия, упражнений, накапливается опыт или, что то же, модель приобретает все бoльшую энергетическую насыщенность и устойчивость. Субъективно это проявляется тем, что при каждом очередном акте реализации действия субъект все более четко, более эйдетически заранее представляет себе, знает образ своих предстоящих действий.
Следующим этапом освоения действия субъктом может явиться экстериоризация его энергетической модели, переход ее на предмет, на объект действия, так же (в принципе), как в опыте В.Н. Пушкина с двумя растениями. Более того, модель может при этом приобрести автономность, вплоть до полной самостоятельности. На этом этапе экстериоризации рабочий инструмент субъективно может казаться отдельным существом с собственной волей и намерениями (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1985, стр. 112). Внешне эта автономность, эта завершенность экстериоризации и воспринимается как автоматизм действия, как интериоризация.
и
|