www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест
D     Глава 2     Психические механизмы воли и безволия
и    2.2. Механизм волеосуществления

    Порыв, эмоциональный стимул, побуждение, толчок к определенному (некоторому) действию, имеет родственную природу с любой другой эмоцией, они относятся к одному, энергетическому уровню психики. [Здесь и далее шрифтом выделены термины, используемые автором в специфическом смысле – как элементы механизма воли]. Поэтому активизация, возбуждение энергетической модели будущего действия субъективно воспринимается как соответствующая эмоция, и наоборот – эмоция способна активизировать энергетическую модель действия. Этим объясняется то, что без объяснений констатирует А.Н. Леонтьев (1974): Любая деятельность сопровождается эмоциями.
    Порыв может возникнуть на энергетическом уровне психики
      либо спонтанно – на уровне организма, физиологии,
      либо может быть продуцирован, индуцирован намерением.
    Процесс, механизм индуцирования можно объяснить двумя не исключающими друг друга способами – философским и психологическим.
    В первом варианте такая индукция может рассматриваться как частный случай всеобщей закономерности, формулируемой в философии как переход количества в качество, как – в данном случае – переход мысли в соответствующую, адекватную ей эмоцию в случае (при условии) достаточной ее (мысли) концентрации, т.е. качественное ее превращение, метаморфозу.
    В другом варианте она (индукция) может рассматриваться как частный случай экстериоризации, а именно как межуровневая экстериоризация элементов информационного уровня на энергетический, т.е. пространственно ограниченный вариант экстериоризации – в пределах психики индивида, без экспансии психики за пределы организма.
    А.Н. Леонтьев (Философский энциклопедический словарь, 1983) определяет эмоции как субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
    Логическая цепочка у А.Н. Леонтьева: реакция сначала возникает, и уж затем она проявляется в каком-то виде или в виде чего-то. Онтологически существенно, что сначала, в предыдущем опыте, возникает персональная значимость раздражителя (небезразличие к нему субъекта), которая затем, при его повторном появлении, возникновении обеспечивает активность персоны, концентрацию мысли на этом раздражителе, и тем самым, через эту концентрацию, порождает ту или иную конкретную эмоцию – радости, страха и т.д.
    Далее у А.Н. Леонтьева: Э. сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма, но почему – остается неясным (хотя по умолчанию подразумевается очевидным). Онтологически существенно, что Э. не столько сопровождают действия, поведение, сколько являются их базой, динамическим стереотипом, шаблоном. Тогда становится очевидным и почему они совпадают по времени.
    Спонтанный порыв, реализованный в физическом действии, назван рывок (сфера организма). Так собака рвется с привязи, не анализируя, целесообразно ли ее поведение, и не планируя его заранее. В первом приближении (грубо) рывок можно отождествить с понятиями неволевое усилие (В.И. Селиванов, 1986, с. 15), аффективный порыв (там же, с. 21), произвольная (в отличие то волевой) регуляция (А.И. Высоцкий, 1986. с. 25)..
    Уже упоминалось, что намерение (мысль), принадлежащее информационному слою психики индивида не может быть реализовано непосредственно в его (индивида) действии (физический слой), что мысль не может сконцентрироваться до уровня, необходимого для ее воплощения, минуя стадию своего превращения в элемент энергетического уровня.
    Процесс воплощения намерения включает в себя промежуточные стадии:
    – формирование порыва в энергетическом слое, инициированное, индуцированное со стороны слоя информационного, со стороны намерения, формирование энергетического импульса к действию, адекватного этому намерению, и эмоционально насыщенного;
    – соединение их (порыва и намерения) в едином психическом объекте – разумной и эмоционально окрашенной готовности, мыслеобразе, преднамеренно (сознательно) сформированной эмоциональной модели (энергетическом прототипе) поведения (или отдельного – лиха беда начало – действия), готовности, как состояния внутренней мобилизации для реализации намерения, и уверенности в ее (реализации) успешности, как состояния, при котором субъекту воли отказаться (удержаться) от реализации уже труднее, чем его осуществить.
    В предельном случае, при минимуме интеллекта у субъекта, смутности его мысли, его неспособности четко определить, тем более сформулировать свое намерение, – его готовность вырождается в рывок, что совпадает (не по форме, но по существу) с определением С.Л. Рубинштейна (1946, с. 529): Воля ребенка на начальных стадиях развития – это совокупность его желаний.
    !! В случае продуктивности намерения, успешности формирования им порыва и готовности, адекватных ему, в случае и являющемся нормой, имеет место акт волеосуществления, проявления воли. !!
    Здесь намеренно игнорируются случаи затруднений реализации порыва, возникающих в сфере организма, случаи физиологической патологии, а имеется в виду, предполагается, заведомо нормальное его состояние, при котором физическое тело субъекта полноценно, готово к действию и полностью контролируется его психикой – условие, позволяющее наиболее ясно и четко выявить собственно психический механизм волеосуществления.
    Способность реализации намерения путем индуцирования соответствующего порыва, а затем синтеза их в единое психическое образование, способность формирования готовности, разумной эмоции, мыслеформы, принадлежащей сфере психики как целого – и есть воля, волевая способность. Подлинным двигателем волевого действия по Аристотелю является "ум и стремление" или "разумное стремление" (Б.М. Теплов, 1990, стр. 46).
   !! Чем увереннее, мощнее, ярче эта способность в тот или иной момент, при тех или иных обстоятельствах, применительно к той или иной задаче, тем больше сила воли личности в этот момент, при этих обстоятельствах, при выполнении этой задачи. !!
    Это определение не противоречит современным представлениям, но дополняет и уточняет их. Так, Л.М. Фридман (1977) понятие волевое усилие отождествляет с понятием напряжение эмоционального состояния, хотя и не раскрывает сути этого процесса, акта формирования волевого усилия, того, как это напряжение возникает. Аналогично Л.И. Божович (1996. стр. 196) трактует волю как возникновение новых функциональных образований в виде сплава аффекта и интеллекта. и


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru