www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест

D     Глава 4     Психические (природные) механизмы навязчивости
и     4.10. Галлюцинация как экстериоризация


    Вначале зрительный галлюцинаторный образ экстериоризуется лишь в пределах глаза. Это можно подтвердить тем, что размер изображения (галлюцинации) увеличивается в прямой пропорции по мере увеличения расстояния до того экрана, на который оно проецируется (чем дальше от субъекта экран, фон изображения, тем оно крупнее). Значит, размер его на сетчатой оболочке остается постоянным, значит там изображение и локализуется.
    Затем, с возрастанием устойчивости образа и его яркости, он экстериоризуется уже во внешнее пространство (медицинский, психиатрический термин – экстерпозиция). Тогда он начинает подчиняться законам геометрической оптики. При наблюдении через приборы (бинокль, призма и т.п.) он изменяется так же, как изменяются при этом и физические объекты. На этой стадии экстериоризации галлюцинацию можно зарегистрировать на светочувствительном материале как с применением оптических приборов (фотокамера), так и без них (Г.П. Крохалев, 1976). Вынесение образа восприятия во внешнее пространство может быть не только спонтанным, как при галлюцинации, но и произвольным, причем последнее может формироваться в процессе обучения. Именно так можно (следует) оценивать результаты уже упомянутых экспериментов Е.Н. Кабановой-Меллер с воображением рисунков.
    И, наконец, образ может выйти из подчинения породивших его мозга и глаза. Пример такой полной автономии – так называемые дразнящие галлюцинации. Здесь может быть уместна параллель с широко известным феноменом выхода героев художественных произведений из-под контроля своих авторов, когда они начинают жить самостоятельной жизнью, диктуя автору свое поведение. Аналогичную ситуацию, но с овеществленным продуктом воображения, подметил К.И. Чуковский (1937):
            Дали Мурочке тетрадь,
            Стала Мура рисовать
            ...
            – Ну а это что такое,
            Непонятное, чудное...?
               – Это Бяка Закаляка Кусачая,
                Я сама из головы ее выдумала.
                – Что ж ты бросила тетрадь,
                Перестала рисовать?"
            – Я ее боюсь!
и


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru