D
Глава 4
Психические (природные) механизмы навязчивости
и
4.11.Адекватность восприятия
В связи с вопросом о галлюцинациях уместно рассмотреть вопрос о достоверности образа восприятия, о его адекватности по отношению к физической реальности. Процесс восприятия, в отличие от ощущения, не является пассивным, чисто отражательным. Адекватность образа обеспечивается двусторонностью процесса обмена информацией. Система восприятия имеет обратные связи. Адекватность образа не есть непременно точное соответствие отображаемому объекту, копирование его. Отображение (восприятие, представление) – активный процесс и образ не может не сохранять следов этой активности, индивидуальной в каждом отдельном акте отображения. Здесь потенциальный источник ошибок наблюдения. И только с этой точки зрения представляется правомерной позиция агностицизма, идея вещи в себе.
Восприятие, в отличие от мономодального ощущения, всегда полимодально. Мономодальным, базирующимся на ощущения только одного качества (либо зрительные, либо слуховые и т.д.), может быть образ представления вследствие свойственной ему (представлению) абстрактности. Образ восприятия всегда конкретен. Так, можно иметь представление о свете, но воспринимать можно только конкретный его источник (лампу, костер ...). Способность формирования образа восприятия на базе ощущений всего одной модальности возможна именно и только благодаря предыдущему опыту. Если мы видим стол, то воспринимаем его не только как предмет определенного размера, формы, цвета... Нам ясно, что он твердый, прочный, тяжелый и т.д. Создавшийся образ вполне адекватен реальному объекту только благодаря тому, что прежде мы неоднократно не только видели множество столов, но и клали на них тяжести, передвигали их, стучали по ним, а в детстве, вероятно, и не отказывали себе в потребности лизнуть стол, чтобы лишний раз, с помощью ощущения еще одной модальности, убедиться в его реальности.
Особенно наглядно это положение подтверждается при наблюдении и анализе ошибок восприятия. Если тот же стол мы видим в зеркале (не имея понятия о том, что это именно зеркало, или не зная еще, чтo такое зеркало вообще), то мы так же четко воспринимаем его (стол) со всеми его чертами, атрибутами, характеристиками, хотя самого стола-то и нет, есть зеркало. Строго говоря, это – ошибка восприятия. Однако, если мы захотим потрогать отраженный стол (добавить ощущение другой модальности) и, конечно же, не сможем этого сделать, наткнемся рукой на зеркало, то ошибка тут же обнаружится и будет исправлена. Восприятие опять станет адекватным, а опыт – обогащенным. Субъект познает объект, только действуя на него (В.В. Милашевич, 1976, стр. 33).
Психиатрии известны галлюцинации всех модальностей без исключения. Поэтому, в принципе, необходимо допустить возможность появления галлюцинаций, обладающих всеми модальностями одновременно, т.е. таких, которые неотличимы для субъекта от реальных (физических) объектов. Психиатрическая практика полностью подтверждает такой вывод и его следует принять не формально, а по существу, т.к. галлюцинации действительно, по природе своей являются реальностью, хотя и весьма своеобразной. Следовало бы различать 1)реальный энргетический объект – экстериоризованный образ восприятия, и 2)факт, процесс восприятия этого невещественного, бесплотного, воображаемого объекта. Мы же и то, и другое называем одинаково, но имеем в виду обычно лишь последнее.
Критерием отличия галлюцинации от физической реальности (от того, что можно потрогать) могла бы быть неадекватность поведения галлюцинирующего человека, зарегистрированная со стороны. Но и такая дифференциация может быть спорной. Например, явление, которое в психиатрии считается патологией и носит название эндоскопической или висцеральной галлюцинации (т.е. вИдение своих внутренних органов), можно трактовать и отнюдь не как галлюцинацию, о чем свидетельствует наблюдение В.Н. Пушкина (1980).
Решение проблемы адекватности лежит внутри проблемы воли. Галлюцинация неуправляема. Пока субъект контролирует экстериоризованный объект, образ, пока способен произвольно прекратить его восприятие, говорить о галлюцинации не приходится.
и
|