D
Глава 5
ИПВ-методика РulРur
и
5.7. Трудности при работе по РulРur
обуславливаются многообразными и не всегда явными (однозначными) причинами. Но в большинстве случаев эти причины идентифицируются (и дифференцируются) достаточно четко.
Прежде всего необходимо отметить случаи, когда клиент обращается за помощью без искреннего желания, без твердого намерения избавиться от зависимости, а
либо под нажимом близких,
либо ради коллекционирования самооправданий: Вот еще и эту методику я испробовал, и лишний раз убедился в том, в чем и не сомневался – я ведь неподдающийся (Юрий Л., Светлана Л.),
либо, наконец, просто из любопытства или за компанию (Рава С.) с другим (серьезно настроенным) клиентом.
* Та часть трудностей, которая связана с неумением слушать психолога (и вообще собеседника) выявляется еще в процессе подготовки к работеклиент
** слушает, но думает о своем, постороннем;
** не старается (или не может) понять главное, а выделяет, акцентирует для себя второстепенные мелочи;
** не дослушав психолога до конца, высказывает сомнения, возражения;
** начинает отвечать, не дослушав вопроса;
** старается навязать психологу свои позиции, мнения, требования (учит психолога, как тому следует ему, клиенту помогать); настаивает на своих убеждениях, подходах к проблеме, хотя по опыту своему должен знать, что они не позволяют ему добиться успеха.
* Ошибки, допускаемые непосредственно в процессе работы, связаны с нечетким выполнением инструкций психолога в результате невнимательности. Например, клиент
** продолжает перебирать в уме возможные новые варианты рабочей ситуации вместо того, чтобы сосредоточиться на уже выбранной;
** представляет себе:
*** ищу сигарету и не нахожу вместо уже все обыскал и не нашел;
*** курю вместо хочется курить;
** анализирует рабочую ситуацию вместо того чтобы переживать ее;
** не умеет отстраниться от реальной обстановки, в которой проводится сеанс, полностью уйти в рабочую обстановку;
** не переживает внутреннюю углубленность в свои трудности, а акцентируется на своей внешней, поведенческой реакции на эти трудности.
* Наконец, на этапе контроля, после рабочего сеанса, скорее можно ожидать сочетания нескольких ошибок – нарушений методики – чем какой-либо одной из них:
** закуривание на фоне отсутствия тяги;
** прогнозирование трудностей, вместо констатации своего спокойного состояния в каждый текущий момент;
** попытки самостоятельно справиться с возникшими трудностями, вместо своевременного (по возможности более быстрого) обращения к психологу;
** неспокойное, излишне заинтересованное, азартное отношение к результату работы; здесь одинаково неуместны (хотя и по разным причинам) как излишняя настороженность, придирчивость, так и восторженность, особенно – проявляющаяся самодовольством, хвастовством.
На этом же этапе проявляются
** изначальная нетвердость установки.
Пример: клиент сам продолжил курить, но прислал к психологу своего сына, который действительно курить успешно бросил. Следовательно, отец чувствовал, убедился, что методика действенна, но сам ею воспользоваться не захотел – не был к этому готов;
** претензия на получение результата без малейших усилии; на то, чтобы все случилось само собой: Пусть мне будет противно курить, чтоб я хотел курить, но не мог. Но и это – лишь отговорка.
Пример: после рабочего сеанса у клиента при попытках закурить возникает тошнота. Тогда он находит и закуривает те сигареты, которых он до того никогда еще не курил, и которые, благодаря наличию в них ментола, уменьшают тошноту. После ментоловых сигарет перестали вызывать тошноту и остальные (Юнна П.).
Очевидно, что здесь приведены лишь характерные, более частые ошибки клиентов. Если психолог не устранил хоть одну из них, фиксируется неудача. Тем не менее, удачи составляют не менее 70% всех случаев – это с учетом тех, кто отсеялся еще на этапе подготовки, с кем работа непосредственно по методике РР еще и не была начата, т.е. при самом невыгодном варианте оценки эффективности.
При независимой апробации в институте Sokrates (Берлин, Германия, 1995) эти данные по результативности подтвердились (оказались даже несколько выше). Заключение института прилагается.
Можно сказать: методика безотказна, а результат зависит только от готовности клиента ею воспользоваться, не нарушать ее, от зрелости и твердости его намерения, что является проблемой скорее педагогики, нежели психологии.
Имеется позитивный опыт передачи методики другим специалистам путем обучения их как операторов ИПВ. Этому посвящена следующая глава.
и
|