D
Глава 5
ИПВ-методика РulРur
и
5.9. Интерперсональное волеосуществление
Как показывает практика работы по PulPur, укреплять волю личности можно не только (само)-воспитанием, тренировкой интраперсонального управления эмоциональным уровнем психики со стороны интеллектуального, т.е. путем внутриличностных усилий, путем тренировки воли первого порядка, но и прямым воздействием со стороны на эмоциональный уровень психики.
Возможны два варианта воли второго порядка, волеосуществления путем интерперсонального психотехнического воздействия, при котором воля психолога-оператора (первого порядка) стимулирует волю клиента (второго порядка).
В первом из них, рассмотренном в связи с методикой PulPur, персона-объект (клиент) интерперсонального психотехнического воздействия реализует в своих действиях свои собственные намерения с помощью персоны-субъекта (оператора, психолога), что названо возвратным волеосуществлением второго порядка.
Во втором – персона-объект реализует в своих действиях не столько свои собственные намерения, сколько намерения персоны-субъекта. Такая ситуация названа прямым волеосуществлением второго порядка. Она встречается в повседневной практике, в частности – в педагогической: в действиях воспитанника реализуется намерение педагога.
Наглядный, хотя и примитивный с предметной, содержательной точки зрения, пример такого воздействия – первые кормления грудного ребенка с ложечки. Можно наблюдать, как мать (или другой взрослый, который его кормит) предваряет всю последовательность мимики ребенка от открывания рта и до глотательного движения – от начала кормления и до последней ложки.и
|