11.3 ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ
Шаг идущих вослед тверже,
чем шаг ведущих Корнель
|
и
Дать сколько-нибудь полный обзор литературы, относящейся к целительству не представляется возможным. Самые ценные, методичные источники, посвященные непосредственно практике, искусству целительства редки, случайны и недоступны (1989). Оккультная (и, отчасти, художественная) литература, связанная в той или мере с целительством, несмотря на те же ограничения, столь обширна, что один только её библиографический указатель может стать предметом серьёзного и объёмистого издания.
Наконец, имеется широкий круг публикаций, в которых академическая медицина (представители САM) утверждает, что невозможно влияние на соматику одного человека со стороны психики другого (укажем для примера такой литературы ещё и на коллективную публикацию немецких авторов [ 80 ]). Это с одной стороны, а с другой – de facto, себе же противореча, САM признаёт возможность такого влияния, и именно стремление защититься от него, как заметил Г.Л. Кунделев (в одной из своих неопубликованных работ, 1997), воплощается в требовании двойного слепого контроля в исследованиях, в которых человек является не только исследователем, но и участником и/или объектом исследования.
Ограничимся несколькими отрывочными замечаниями.
Целительство старо, вероятно, как само человечество. Старейшие из известных нам цивилизаций – Египет, Индия, Китай – обладали знаниями в этой области. И в современном мире население стран, не вовлеченных в процесс технологизации медицины, пользуется медицинской опекой целителей – лекарей, знахарей, шаманов и т.д. Пренебрежительно-снисходительное отношение к ним неуместно ни как к личностям – Шаман должен стоять на голову выше массы (Семичов С.Б. [ 116, стр. 114]), – ни как к специалистам – Чрезвычайно высокая степень эффективности магической практики не вызывает сомнений [там же, с. 117]. О том же свидетельствуют и зарубежные авторы, например – Гарри Райт [ 111 ].
История древней китайской медицины хранит эпизод, показывающий фантастическую виртуозность владения методом пульсовой диагностики: врач Сунь Сы-мо (601-84 (по другому источнику 581-673) ), не видя своей пациентки, только держа в руке нитку, другой конец которой был завязан на её запястье, определил факт беременности, её срок и пол плода (Э.С. Вязьменский [ 22, сс. 48-50]). Для целителя такой эпизод не фантастичен, он понимает, что в данном случае речь идёт не о диагнозе по пульсу, а о целительской дистантной диагностике с ниткой в качестве предметной опорной точки, которая (нитка) не отличается, в принципе, от нитки маятника в описанной выше (раздел 1.7.1 ) процедуре БОАД .
Магнит в руках Франца Антона Месмера (1733-1815), основоположника европейской ветви целительства, также являлся для него лишь опорной точкой: после нескольких лет практики Месмер от него отказался и стал работать непосредственно руками. Опорной точкой стали руки.
Рекомендации Рамачараки [ 152 ] вовсе не предусматривают базирования на физические опорные точки. Он предлагает непосредственное воздействие на больной орган (печень, сердце и т.д.), персонифицируя его, наделяя определённой автономией, описывая особенности характера каждого органа, рекомендует мысленное общение с этой персоной.
Целителю одинаково понятны и
• представление акупунктуры (Китай) о необходимости для здоровья как
•• полноценного энергетического обмена, так и
•• равновесия активного (ян) и пассивного (инь) энергетических начал; и
• йоговское (Индия) представление о жизненном дыхании, о пране, равно как и
• представление Гераклита из Эфеса (Эллада, VI-V в.в. до н.э.) о вечно живом огне; и
• наблюдение Ибн Сины (Авиценны, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сины, Ibn Sina, Avicenna, 980-1037, Персия): Волосы зарождаются от дымных паров, когда [пары] сгущаются в порах и растут над ними, [питаясь] полученными ими веществами, особенно если влага в теле вязкая, маслянистая, а не водянистая или глинистая; по той же причине не падают листья с маслянистых деревьев [ 2, кн. 4, с. 509]. Конечно, это наблюдение астральных тел (в одном случае – человека, в другом – дерева), специфических качеств астрала; и
• высказывания, приписываемые индийскому целителю Удраки (современнику Иисуса): Воля человека – наилучший целитель. Мысль, усиленная любовью, есть самый главный Божий бальзам (Леви [ 155 ]).
 
Какими бы наивными ни представлялись методы целителей, например – строгая регламентация (Г. Шапари [ 140 ]) числа проходов (пассов, провóдов) руками вдоль тела пациента, не следует упускать из виду, что методы эти были эффективны, они помогали пациентам, вылечивали их или облегчали их страдания.
и