www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем English 
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ    ( ФП )
Часть III
      ФП и ЗДОРОВЬE
            (Y-(Пси)-ТЕХНИКА)
     
Глава 16. САМОЛЕЧЕНИЕ

            16.10  САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ

и        Возвращаясь к эпизоду с безволием (р-л  5.1 ), нашему Сухову можно дать несколько практических рекомендаций (что, если и недостаточно, то всё же целесообразно):
• определить для себя – и хорошо запомнить это (или даже записать) – приоритет ценностей (решить, что для меня важнее) и тем избавиться от конкурентных намерений и/или обеспечить себе на будущее критерий для ответа на вопрос, не занимаюсь ли я самообманом;
• заранее продумать (а лучше – расписать) последовательность действий, с тем, чтобы потом, при реализации не делать лишнего, чтобы быстро, сразу переходить к очередному действию, а не вспоминать, что же следует делать дальше, чтобы не тратить время на это и чтобы не ошибиться при этом; расписание должно быть тем подробнее, вплоть до учета отдельных действий, мелких движений, чем труднее осуществимо намерение; так, Сухов мог бы записать:

утром зайти в ванную
включить свет
запереть дверь
встать под душ
задернуть занавеску
повернуть кран холодной воды
подставить под воду левую руку...

и даже еще подробнее; если такой список пронумеровать, то после нескольких реализаций он превращается просто в счёт/перечисление движений – раз–два–три–; как известно, делать что-то быстро не значит быстро двигаться, а значит делать без перерывов между движениями; со временем и необходимость в счёте отпадает;
• составлять такой список лучше в моменты подъема, чёткости намерений, спокойной решительности, когда трудности на заднем плане, когда они кажутся несущественными; в этом есть определенное противоречие/препятствие/трудность: за обдумывание несущественного труднее взяться, уделять ему внимание; и, наконец:
• не откладывать реализацию на утро, а сделать задуманное – принять душ (или хотя бы составить для себя такого рода инструкцию).
    Если же реализация оказывается затруднительной не из-за отсутствия готового, отработанного преакта, а из-за отрицательных эмоций, возникающих при попытке его отработать, можно, не переламывая себя резко, отрабатывать сначала элементы, отдельные действия из заранее продуманного расписания, используя при этом йоговский метод малых доз, который предусматривает постепенность усложнения упражнений на фоне их регулярности и, по возможности, большей частоты повторения. Можно различать количественную и качественную постепенность освоения нового.
    Количественную постепенность можно рассмотреть на примере того же холодного душа. Можно придти к его реализации через перекрёстное обтирание.
    Качественную постепенность можно проследить на примере (тоже из методического инструментария йоги) очищения ума, которое необходимо на начальных этапах отработки (тренировки способности) яснознания. Здесь мысль, самопроизвольно переключающаяся с одного предмета на другой, уподобляется непоседливой обезьяне, непрерывно скачущей с ветки на ветку. Задача решается поэтапно:
• сначала она ограничивается заданием пассивно следить за скачкaми мысли-обезьяны, лишь констатируя их, стараясь не упустить моментов перескока;
• затем, после освоения первого этапа (на это может уйти неделя, и не одна), задание усложняется: мысль направляют на заранее выбранный объект и отмечают частоту переключений внимания (ошибок, отвлечений);
• наконец, когда удаётся удержать её на месте достаточно долго, становится доступно решение полной задачи: убрать мысль, думать ни о чем, думать про ничто (задание позитивное – не негативное: ни о чем не думать).
    Отметим, что вся эта работа протекает на уровне mеns, который как бы делится на две части (слоя): мысль-объект (обезьяна) существует в одной; мысль-субъект, наблюдающий за объектом и/или управляющий им – в другой (на более высоком уровне сознания); если на первом этапе работа ограничивается отражением, прямой рефлексией, то на последующих имеет место волеосуществление, обратная рефлексия. Подчеркнем, что такое раздвоение, расщепление сознания есть норма – самосознание, а не болезнь, называемая практически так же – шизофрения (sсhizо – разделяю, рhrеn – ум).
    Рассмотрим ещё два примера поэтапной работы. Здесь она уже не ограничивается сферой mеns. В одном – речь о сознательном преодолении, подавлении привычки, автоматизма, выполняющегося без сознательного намерения, на организменном уровне (аnimа + соrрus); в другом – о становлении автоматизма такого же рода, но полезном.
• Отказ от сквернословия, как задача самовоспитания, не лёгок и не тривиален, но более, чем актуален в наши дни: беззастенчивая и бездумная, бессмысленная, автоматически произносимая матерщина слышна так часто, что превратилась в печальную норму нашей жизни; во многих семьях дети слышат её с пелёнок; она уже попадает в словари.
    Первый и необходимый этап – задача ТОЛЬКО заметить, не пропустить, что ругательство произнесено, что это случилось, произошло-таки (отработка внимания).
    Затем – не ограничиваясь констатацией, отмечанием фактов, выражать сожаление, извиняться за оплошность; лучше – произносить слова извинения вслух; перед кем извиниться – менее существенно: хоть перед самим собой, хоть перед Господом Богом. Необходимо следить, чтобы эти извинения не произносились автоматически, бездумно, без уделения им должного внимания.
    Следующий этап – добавлять замену сказанному по ошибке: выразить ту же мысль без нежелательных слов; можно заменить их другими, безобидными.
    И наконец – полное воздержание (с отказом от слов-заменителей); для закрепления результата полезно выразить благодарность (если она произносится вслух, то вместо слов заменителей) так же, как на более ранних этапах выражалось извинение; делать это следует неформально, всерьёз, активно и эмоционально: иначе – бессмысленно. НО! Следует следить, чтобы удовлетворенность результатом не подменялась самодовольством, самолюбованием. Грех гордыни может быть не более простителен, чем грех сквернословия.
    Не исключено, что попытка закончится неудачей, что первый блин будет комом. Тогда следующую целесообразно начать с более фундаментальной подготовки, направленной на усиление уровня mеns. Например:
1. Заново проанализировать ситуацию и осознать её как реальную трудность, как нечто (навязчивость), требующее серьёзной работы, не как случайность, недоразумение.
2. Принять решение о преодолении этой трудности. Целесообразно осознать этот выбор, не оставлять его в стороне, как нечто очевидное и потому не требующее особого внимания.
3. Заранее подобрать замену нежелательным словам. Лучше, если слово-заменитель будет безобидным в любой обстановке (вспомним экзотические присказки героев Н.В. Гоголя – неваренный кисель твоему батьке в горло [Майская ночь], Л.Н. Толстого – чистое дело марш [Война и мир], братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких – шерсть в носу [Улитка на склоне]).
•     При отработке первого (хронологически) в жизни ребенка волевого акта, при приучивании его к горшку, этапы усложнения те же, но большинство функций берёт на себя воспитатель, взрослый, поскольку саморефлексия на этом жизненном этапе человеку ещё не доступна. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что произошло; вызывает у него в связи с этим негативные эмоции – стыдит его, заставляет сожалеть, напоминает, возвращает мысль ребенка к случившемуся – отрабатывая попутно его память и внимание; благодарит и хвалит ребенка в случаях удачи (и даже частичной удачи, например, когда он просится уже слишком поздно, но главное – просится!), вызывая у него позитивные эмоции.
    Ранее мы уже отмечали, что в онтогенезе становление anima опережает становление mens. Задача становления, укрепления mens, а также утверждения его главенства, превалирования над anima – и есть задача педагогики, задача формирования личности как элемента социума. и

У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru