www.xsp.ru
    International Association for Psyche survival - xsp.ru/psimattern/ Psyche survival We give not less than we promise Русский 
Add to favorite
News
Science
Narcotics
Advices
Help
Creative relations
Guide
Publications
Glossary
Offers
FAQ
References
Author
Manifesto
FUNDAMENTAL PSYCHOLOGY    ( FP )
Part III
        FP and HEALTH
            (Y-(Psi)-TECHNIQUE)
        Chapter 16.   Self-CURING

16.10  SELF-PSYCHOTHRAPIST

и     Returning to the episode with voltionlessness (part 5.1 ), some practical recommendations can be given to our Mr. Dry (if this is not enough, so is at least expedient):
• to decide for himself – and to remember it well (or even to note down) – the values priority (what is more important for him) and so to get rid from competitive intentions and/or so to provide for the future a criterion to himself for the answer to a question: whether I lie to myselfn;
• to think over in advance (and better – to schedule down) his actions sequence so, that then, at realization he would do nothing superfluous, that he would pass to the next action at once, without pauses needed in order to recollect what must be done and not be mistaken; a schedule should be the more detailed, up to mentioning of separate movements, the more difficult is for Mr. Dry his intention; so, he could write down:

to come in the morning into the bathroom
to turn the light on
to lock the door
to stand under the shower
to draw the curtain
to turn the cold water tap on
to put the left hand under the water ... etc

and even still more detailed; if to number such a list, so after several realizations, it turns simply into enumeration of movements – one-two-three-; as it’s known, to do something quickly does not mean to move quickly, but to do without breaks between movements; with time, necessity of enumeration disappears;
• it is better to make such a list at the moments of enthusiasm and animation, clearness of intentions, quiet resoluteness, when difficulties are on the background, when they seem insignificant; there is a certain contradiction/obstacle/difficulty in this: it’s more difficult to consider some insignificant, to pay attention to it; and, at last:
• not to postpone realization for morning, but to make it at once – to take a shower (or at least to write down instruction of such a kind for himself).
    If realization appears difficult not because of ready, fulfilled preact absence, but because of the negative emotions arising at attempt to fulfill it, so it’s possible, not tormenting himself, to fulfil at first elements, separate actions of the schedule, using a yoga method of small dozes which provides gradualness of exercises complication together with their regularity and, whenever possible, greater frequency of recurrence.
    One can distinguish quantitative and qualitative gradualness in developing some new.        и
    Количественную постепенность можно рассмотреть на примере того же холодного душа. Можно придти к его реализации через перекрёстное обтирание.
    Качественную постепенность можно проследить на примере (тоже из методического инструментария йоги) очищения ума, которое необходимо на начальных этапах отработки (тренировки способности) яснознания. Здесь мысль, самопроизвольно переключающаяся с одного предмета на другой, уподобляется непоседливой обезьяне, непрерывно скачущей с ветки на ветку. Задача решается поэтапно:
• сначала она ограничивается заданием пассивно следить за скачкaми мысли-обезьяны, лишь констатируя их, стараясь не упустить моментов перескока;
• затем, после освоения первого этапа (на это может уйти неделя, и не одна), задание усложняется: мысль направляют на заранее выбранный объект и отмечают частоту переключений внимания (ошибок, отвлечений);
• наконец, когда удаётся удержать её на месте достаточно долго, становится доступно решение полной задачи: убрать мысль, думать ни о чем, думать про ничто (задание позитивное – не негативное: ни о чем не думать).
    Отметим, что вся эта работа протекает на уровне mеns, который как бы делится на две части (слоя): мысль-объект (обезьяна) существует в одной; мысль-субъект, наблюдающий за объектом и/или управляющий им – в другой (на более высоком уровне сознания); если на первом этапе работа ограничивается отражением, прямой рефлексией, то на последующих имеет место волеосуществление, обратная рефлексия. Подчеркнем, что такое раздвоение, расщепление сознания есть норма – самосознание, а не болезнь, называемая практически так же – шизофрения (sсhizо – разделяю, рhrеn – ум).
    Рассмотрим ещё два примера поэтапной работы. Здесь она уже не ограничивается сферой mеns. В одном – речь о сознательном преодолении, подавлении привычки, автоматизма, выполняющегося без сознательного намерения, на организменном уровне (аnimа + соrрus); в другом – о становлении автоматизма такого же рода, но полезном.
•     Отказ от сквернословия, как задача самовоспитания, не лёгок и не тривиален, но более, чем актуален в наши дни: беззастенчивая и бездумная, бессмысленная, автоматически произносимая матерщина слышна так часто, что превратилась в печальную норму нашей жизни; во многих семьях дети слышат её с пелёнок; она уже попадает в словари.
    Первый и необходимый этап – задача ТОЛЬКО заметить, не пропустить, что ругательство произнесено, что это случилось, произошло-таки (отработка внимания).
    Затем – не ограничиваясь констатацией, отмечанием фактов, выражать сожаление, извиняться за оплошность; лучше – произносить слова извинения вслух; перед кем извиниться – менее существенно: хоть перед самим собой, хоть перед Господом Богом. Необходимо следить, чтобы эти извинения не произносились автоматически, бездумно, без уделения им должного внимания.
    Следующий этап – добавлять замену сказанному по ошибке: выразить ту же мысль без нежелательных слов; можно заменить их другими, безобидными.
    И наконец – полное воздержание (с отказом от слов-заменителей); для закрепления результата полезно выразить благодарность (если она произносится вслух, то вместо слов заменителей) так же, как на более ранних этапах выражалось извинение; делать это следует неформально, всерьёз, активно и эмоционально: иначе – бессмысленно. НО! Следует следить, чтобы удовлетворенность результатом не подменялась самодовольством, самолюбованием. Грех гордыни может быть не более простителен, чем грех сквернословия.
    Не исключено, что попытка закончится неудачей, что первый блин будет комом. Тогда следующую целесообразно начать с более фундаментальной подготовки, направленной на усиление уровня mеns. Например:
1. Заново проанализировать ситуацию и осознать её как реальную трудность, как нечто (навязчивость), требующее серьёзной работы, не как случайность, недоразумение.
2. Принять решение о преодолении этой трудности. Целесообразно осознать этот выбор, не оставлять его в стороне, как нечто очевидное и потому не требующее особого внимания.
3. Заранее подобрать замену нежелательным словам. Лучше, если слово-заменитель будет безобидным в любой обстановке (вспомним экзотические присказки героев Н.В. Гоголя – неваренный кисель твоему батьке в горло [Майская ночь], Л.Н. Толстого – чистое дело марш [Война и мир], братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких – шерсть в носу [Улитка на склоне]).
•     При отработке первого (хронологически) в жизни ребенка волевого акта, при приучивании его к горшку, этапы усложнения те же, но большинство функций берёт на себя воспитатель, взрослый, поскольку саморефлексия на этом жизненном этапе человеку ещё не доступна. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что произошло; вызывает у него в связи с этим негативные эмоции – стыдит его, заставляет сожалеть, напоминает, возвращает мысль ребенка к случившемуся – отрабатывая попутно его память и внимание; благодарит и хвалит ребенка в случаях удачи (и даже частичной удачи, например, когда он просится уже слишком поздно, но главное – просится!), вызывая у него позитивные эмоции.
    Ранее мы уже отмечали, что в онтогенезе становление anima опережает становление mens. Задача становления, укрепления mens, а также утверждения его главенства, превалирования над anima – и есть задача педагогики, задача формирования личности как элемента социума. и

If you have material - write to us
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru