. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ a a a
17.4.02. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ аспект
и
У педагогики, что касается проблем наркомании, две задачи –
• не допустить превращения нормального человека в наркомана (профилактика) и
• превратить наркомана в нормального человека (реабилитация).
Но прежде всего необходимо отметить:
• подростка нельзя приучить обходиться без грязной нецензурщины, предлагая ему заучить слова, запрещенные к употреблению,
•• ему нужно ПОКАЗАТЬ собственным ПРИМЕРОМ преимущества чистой литературной и бытовой речи;
• подростка нельзя приучить обходиться без наркотиков, рассказывая ему о их употреблении и о последствиях употребления,
•• ему нужно ПОКАЗАТЬ собственным ПРИМЕРОМ преимущества жизни без употребления наркотиков.
Педагог, рассказывающий подростку о вреде наркотиков – нонсенс.
Тем более, если этот педагог сам курит.
Такой педагог мало отличается от соблазнителя и провокатора Синей Бороды
Проблема реабилитации распадается на две:
• психологическую, состоящую в том, чтобы помочь наркоману, который ХОЧЕТ освободиться от своей наркотической зависимости, получить эту свободу – решению этой части реабилитации, возможностям пси-техники и посвящен настоящий ресурс в значительной мере, – и
• собственно педагогическую, состоящую в том, чтобы помочь наркоману ПОНЯТЬ, чего он ХОЧЕТ, что почти совпадает с задачей профилактики – разобраться в своих чувствах и мыслях, сформировать приоритеты своих целей и задач, определиться со своими желаниями, укрепиться в своих намерениях, не менять их как перчатки. Если эта задача решена, за пси-техникой дело не станет, успех предвидится едва ли не стопроцентный. Если же эта задача НЕ решена, то уже не наркоману, а скорее его близким можно лишь посочувствовать. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак, 1,8).
К вопросу о ПРОФИЛАКТИКЕ
В процессе общения с курильщиками и другими наркозависимыми пациентами нередко встречаются извращенные представления о своей проблеме. Полный отказ от наркотика воспринимается ими как ограничение свободы выбора, как собственная неполноценность. Как это: другим можно, а мне нельзя?!
Приходиться объяснять.
1. У кого действительно выбор свободный – это у того, кому одинаково легко и выпить (или уколоться, закурить), и воздержаться от этого. Это, например тот, кто ни разу еще не пробовал выпить (или уколоться, закурить). Вот он может выбирать спокойно – "без нервов", так именно, как подсказывает "здравый смысл".
Как раз у носителя зависимости такой свободы нет (или она резко ограничена): ему отказаться гораздо труднее, чем не отказаться. Настоящая его проблема не в том, стесняет ли он свою свободу отказываясь, а в том, чтобы иметь (вернуть себе) легкость выбора (возможность свободно отказаться).
Пси-техника может вернуть эту свободу. Другое дело, особый вопрос, что если после получения свободы выбрать употребление (а не воздержание), свобода снова может быть потеряна – может возникнуть новая зависимость.
2. Не всякий отказ является результатом ЗАПРЕТА. Если, идя по дороге, встречаешь грязную лужу или кучу, то стараешься её обойти, хотя имеешь полное ПРАВО и не обходить, а влезть в неё.
Казалось бы, трудно встретить мышонка, который активно ищет встречи с кошкой. И, казалось бы, в наркотическую пропасть можно провалиться лишь нечаянно, оступившись. Так нет ведь! В конференциях Интернета, например, встречаются вопросы типа "С чего начать? Очень хочется попробовать. . ." Такому искателю острых ощущений можно напомнить анекдот о мудром Абрамовиче. На вопрос: "Можете ли Вы влезть в бутылку?" он ответил вопросом: "А как я оттуда вылезу?". Можно посоветовать искателю острых ощущений:
Берите пример с этого Абрамовича. Отложите для начала в надежное место $500÷5000 из тех денег, которые вы собираетесь потратить на наркотики, для оплаты в дальнейшем своего освобождения из наркотической бутылки.
К проблеме правильного выбора поведения относится и то, что некоторые медики утверждают, будто заядлому курильщику бросать курить сразу, резко – вредно, опасно. Это полуправда, которая не лучше, чем заведомая ложь. Это может стать правдой, лишь если вред от воздержания больше, чем вред от употребления. А кроме того, утверждать эту полуправду могут только те медики, которые не знают ещё о возможностях пси-техники, которые возможно, даже не слышали о ней, что не удивительно: пси-техника молода, а Минздрав её активно игнорирует.
Вред может происходить не от самого воздержания, а только от дискомфорта, им вызванного. Но пси-техника избавляет от дискомфорта, и, следовательно от вреда, от опасности, от риска.
Подросток приходит к тяжелому наркотику, вернее – проваливается в наркотическую пропасть, не вдруг и сразу, а как бы спускается в нее по ступеням, известным специалистам:
табак ® алкоголь ® конопля ® опий (кока, синтетика). |
Чем ближе к пропасти, тем труднее возврат (самостоятельный возврат).
Считается, что "легкие" наркотики, препараты марихуаны (индийской конопли, Cannabis sativa) не вызывают привыкания, зависимости. Если даже это и так, необходимо тем не менее иметь в виду, что всего лишь 20% (не более!) потребителей "легких" наркотиков не переходит в дальнейшем на употребление "тяжелых" (по данным главного нарколога С-Петербурга).
Поэтому: чтобы профилактика была эффективна, она должна быть ранней, должна быть направлена против табака, курения – против опускания на первую ступень.
Предвидеть, появится ли наркотическая зависимость у какого-то конкретного человека, мы не умеем. Сегодня, по крайней мере. Но мы точно знаем, что она может возникнуть после любого очередного употребления наркотика, и даже (есть примеры) после самого первого. Справедливо это и для табака. Поэтому важно исключить курение изначально,
исключить
даже пробу, первое в жизни закуривание.
Более ста лет назад умный человек говорил:
Если воздержание от вина – незначительная жертва, принесите ее ради других, если же это большая жертва, принесите ее ради самого себя.
Сегодня, в условиях эпидемии ПОДРОСТКОВОЙ и ДЕТСКОЙ наркомании (с одной стороны), и возможности пси-технической помощи (с другой), приходится этот призыв инвертировать (вывернуть наизнанку):
если воздержание от табака – большая жертва для вас, пси-техника поможет вам превратить ее в небольшую, высвободив вас из никотинового рабства;
если же это незначительная жертва, принесите ее ради других, ради своих детей, ради чужих детей.
Особенно, если Вы педагог, если Вы медик.
Чем меньше Вы (лично Вы) будете подавать им дурной пример, тем меньше изломанных судеб будет через несколько лет.
и