.
АПОЛОГИЯ МАЗОХИЗМА
(ЭТИКА в свете РЕИНКАРНАЦИИ)
10.1. СТРАДАНИЯ и САДИЗМ
и
Современная парадигма рассматривает страдания как фактор всегда, принципиально нежелательный и бесполезный, а также случайный – не повезло. Соответственно и стремление/тенденция избегать страданий представляется нормой.
Эзотерика, оккультизм принципиально исключают возможность случайности. Здесь каждое событие считается предопределенным и/или целенаправленным. Здесь страдания – элемент кармы, наказание за неправильное поведение, за сопротивление (божественному) потоку жизни (судьбы, Дао, ...) – во искупление грехов...
Страдания могут быть также и
• авансовой расплатой за будущие грехи, и
• условием (способом) освобождения от ещё бoльших страданий в будущем, и
• способом заслуживания, зарабатывания антистраданий (удовольствия, наслаждения, счастья, блаженства), а также (в итоге)
• условием (способом) освобождения от новых инкарнаций ...
Если же – идеальный случай – такое избавление уже заработано, то инкарнация может всё же состояться и быть посвящена помощи другим воплощённым, компенсации не своих, а чужих грехов, улучшению, исправлению чужой кармы, уменьшению чужих страданий. Такого рода самопожертвование и может быть расценено как высшая, благородная, духовная форма мазохизма. В этом смысле можно назвать мазохистами и Прометея, и Иисуса Христа.
Противоположностью такому мазохизму – как его антонимом, так и его антиподом, тем, что мешает стать высоким, духовным мазохистом – является не садизм, а эгоизм.
Истоки садизма (тоже отнюдь не только в сексуальном смысле) многообразны и не исключают друг друга. Отметим два.
• Так (садизмом) может проявиться перерастание предельной концентрации/яркости определенного качества в его противоположность. Так, предельное ян (активность) порождает инь (пассивность) и наоборот. Так же эмоция любви с созидательной тенденцией может в своём предельном нагнетении/концентрации перейти парадоксальным образом в исступление, в бурное, аффективное состояние с разрушительной тенденцией. Профилактику, такого садизма может обеспечить самоконтроль. Чувства не должны захлестывать полностью. Кусочек, краешек сознания должен оставаться спокойным (здравым смыслом) и констатировать (одновременно и контролировать), чтo происходит в сфере эмоций. В любой момент, находясь в любой ситуации, благородный муж (цзюнь-цзы) должен мочь дать отчет о своем морально-психическом состоянии [ 1 ].
• Так может проявиться вампиризм: энергетические/астральные ресурсы жертвы становятся более доступны вампиру в моменты, когда жертва мучается и выплескивает на мучителя свои отрицательные эмоции. Силовая защита от вампира – как активная, путём ответной агрессии, подавления его, так и путём нейтрализации его агрессии пассивным противодействием, отгораживанием физическим и/или астральным, – есть акт беспомощности, акт признания своего не-превосходства над вампиром, признания чувствительности, небезразличия к его влиянию. Если малыш, которого Вы держите на руках, с усердием колотит Вас, требуя конфетку, Вы смеётесь, Вы его утешаете, Вы даёте ему что-нибудь взамен или, наконец, Вы ему уступаете и конфетку даёте, но Вам не приходит в голову ни ответить ему тем же, ни одеть на себя панцирь: его побои Вам не страшны, а иногда даже приятны. Перед малышом у Вас превосходство громадное, качественное. Необходимость защищаться появляется только, если ваши силы соизмеримы. От вампира не надо защищаться. Его надо пожалеть и вдоволь накормить. А лучше – научить его, как питаться самостоятельно, не за чужой счет, как перестать быть вампиром. Если же такая тактика Вам недоступна, значит Вам следовало бы самому поучиться тому же.
и