|
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( ФП )
Часть II
Перед лицом ВЕЧНОСТИ
(ПСИХИКА и СВЕРХПСИХИКА)
Глава 10.
АПОЛОГИЯ МАЗОХИЗМА
(ЭТИКА в свете РЕИНКАРНАЦИИ)
10.2. Выигрышность АЛЬТРУИЗМА
и
Умный умеет выйти из затруднения; мудрый – не попасть в него. В этом смысле – чем дальше в будущее может заглянуть мудрец, тем он мудрее.
Заглянув даже в недалекое будущее, мудрый понимает, что (Dоwling H. (Lеvi) [ 155 ])
• он должен поступать с другими так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним, что
• он должен быть таким, какими он хотел бы видеть других.
Справедливость этих рекомендаций подтверждается и современными исследованиями. Эксперименты Станислава Грофа показали насколько прочны психические связи всех участников межперсонального конфликта [ 31, стр. (49), раздел "Проявление СКО (системы конденсированного опыта) в ЛСД-сеансах"]:
Всякий раз, когда травматическое событие включает межперсональную ситуацию, субъект, переживая её под влиянием ЛСД [наркотика, с которым экспериментировал С. Гроф], по-видимому, должен пройти и испытать [роли] всех задействованных в ней персонажей. Так, в случае, если основная тема представляет собой агрессивное нападение на него, он должен пережить как роль жертвы, включая все эмоциональные и физические чувства, так и роль агрессора. Если субъекту пришлось быть наблюдателем такой сцены, он должен в итоге пережить все три роли.
Агрессия (в частности – физическое воплощение эгоизма) в итоге оборачивается против самого агрессора, возвращается к нему. Правда, в неопредёленно отдалённой перспективе. Субъективная оценка неизбежности этой перспективы зависит от отношения к понятиям карма, грех, и им подобным:
• о неизбежности говорить не приходится, если признать, что после смерти индивид теряет связь со своим текущим земным опытом;
• если же признать смерть лишь эпизодом в цепи событий неоднократных инкарнаций, земных существований/воплощений, то эта неизбежность приобретает вполне ощутимые черты.
Прецеденты реинкарнации и теоретическое обоснование её возможности (см. предыдущую главу) не являются доказательством её неизбежности, но показывает сколь велика вероятность возврата в будущем к конфликтам и проблемам, остающимся нерешёнными в настоящем (вероятность неизбежности "отработки кармы").
Об этой вероятности предупреждает и новейшее Евангелие: ... что вы делаете для других людей, Бог сделает для вас [ 155, 46::17]. Предупреждает настоятельно, повторяя: Как поступаете вы с другими людьми, так Бог поступает с вами [ 155, 94::13].
Поэтому (но и не только поэтому) от эгоизма следует (предпочтительно, выгодно) избавляться.
• Если он осознанный, "идейный", от здравого смысла эгоиста, то это проблема этико-педагогическа, решению которой и могут способствовать материалы данной главы.
• Если же он вопреки здравому смыслу, непокорный ему, господствующий над ним, стихийный, спонтанный, непреднамеренный – то это проявление безволия, психическая навязчивость, и это проблема психологическая. Безболезненно, быстро и надежно избавить от нежелательных, непокорных здравому смыслу эмоций, от навязчивостей, как и научить не быть вампиром, позволяет пси-техника [ 2A ], но это тема глав 14 и 17.
и
|
|
|
|