www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем English 
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ    ( ФП )
Часть II
      Перед лицом ВЕЧНОСТИ
            (ПСИХИКА и СВЕРХПСИХИКА)
      Глава 10.
              АПОЛОГИЯ МАЗОХИЗМА
                  (ЭТИКА в свете РЕИНКАРНАЦИИ)

    10.3.   ПРИРОДА ЭГОИЗМА

и     Итак, альтруистическое поведение человека предпочтительнее эгоистического не только для окружающих, но и для него самого. Тем не менее, практика, повседневная практика показывает, как сильны корни и тенденции эгоизма.
    Источником эгоизма являются инстинкты, психическое наследие, полученное от биологических прародителей, которые погибли бы как вид, если бы не приобрели (или не сохранили бы) их по ходу эволюции. Тот, кто был лучше (сильнее, хитрее и т.д. – т.е. эгоистичнее) других, тот завладевал территорией, пищей, другими преимуществами, включая выбор сексуального партнера (партнеров).
    Эмоции, субъективно выражающие как стремление к реализации таких преимуществ, так и довольство (удовлетворённость) достижением их, а объективно – ведущие к совершенствованию вида, улучшению его приспособленности к среде, к условиям обитания, могут быть представлены (отражены) формулой натурального, примитивного эгоизма:

я лучше других, и поэтому

  Я имею!

(А)

    Однако для человека, живущего, в отличие от биологических предков, в искусственной среде цивилизации, в коллективе и обществе, ведущим инструментом выживания становится мышление, разум (более высокий уровень психики). Значение эмоций сохраняется, но отодвигается (в норме) на второй план.
    Одновременно та же цивилизация, с возникновением в её рамках института собственности, делает возможными и изменения, искажения изначального смысла эмоции (А) со сдвигом акцентов с личных (или личностных) достоинств персоны на её достояние, на ценность собственности, которой она обладает. Соответственно может модифицироваться и сама формула (А):

я лучше других, потому что
я лучше других, потому что
я лучше других, потому что

 у меня (есть нечто) ценнее, чем у других
 у других хуже, чем у меня
 у меня – и только у меня

(B)
(C)
(D)

    Такие искажения как изначальных естественных эмоций, так и соответствующих им смыслов и тенденций поведения, ведут к специфически человеческим порокам.
   Доминирование эмоции (B), стремление к реализации ситуации, выраженной этой формулой, ведёт к жадности, алчности, скупости, стяжательству, накопительству, "мещанскому вещизму";
   доминирование эмоции (С) ведет к завистливости, не только (или не столько!) к стремлению увеличить ценность своей собственности, но и уменьшить ценность чужой; например, её присвоением или уничтожением; и, наконец,
   доминирование эмоции (D) ведет к болезненной ревнивости, к стремлению всё и вся подмять под себя, к властности.
   Жадность, зависть, ревность можно интерпретировать не как эмоции, отражающие стремление добиться чего-то, а как страх не добиться, не получить желаемого, или лишиться его, но это мало что меняет в плане этики.
   Стремление жить лучше других, и для этого быть лучше других – изначально ориентированное на улучшение вида, увеличение его приспособленности, жизнеспособности, жизнестойкости – может стать самоцелью и в гипертрофированном, абсолютизированном виде перерасти в
соревнование ради соревнования
риск ради риска
власть ради власти
вражду ради вражды,
и тем самым быть доведено до абсурда, до антагонизма с изначальной ориентацией, идя во вред обществу, во вред виду Homo Sapiens, поскольку утверждает грубую, низменную силу в ущерб тонким, возвышенным, специфически человеческим свойствам и их проявлениям.
    Патриотизм, как коллективный эгоизм (шовинизм – не как бескорыстная любовь своей родины), как и инфантильный эгоцентризм (моя мама, моя игрушка), достался нам в наследство от филогенетических предков. Хищники эгоистически/патриотически отстаивают, охраняют свою охотничью территорию. Лососевые патриотически возвращаются в тот самый ручей, где вылупились из икринки, чтобы именно здесь оставить потомство и умереть.
    Однако сходство между людьми разных стран, народностей и наций (соседних деревень или улиц – тем более) гораздо существеннее, чем различия между ними. Ибо для всех Земля – место ада, область (мир) пленения духа в плоти, полигон мучений и нравственной закалки. Все мы (прямо-таки по В.В. Маяковскому) немножко Иовы. Ад, как и небеса, есть не место, а состояние [ 155 ]. Но уж если рассматривать его как место, то это скорее не посмертная преисподняя, а сама Земля. Это сюда мы брошены на отработку своей кармы (хотя мы её часто ухудшаем, вместо исправления).     и

У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru