.
АПОЛОГИЯ МАЗОХИЗМА
(ЭТИКА в свете РЕИНКАРНАЦИИ)
10.5. ЛОЗЕЙКА из АДА
|
Плод любви – служение.
Плод служения – мир. |
Мать Тереза |
и
Если уж всё-таки заниматься исправлением этого ада, то начинать надо с себя – отказываясь от эгоизма, от агрессии.
Если человек приносит зло другому в мыслях, словах или делах, он делает зло Богу (Леви [ 155 ]). Можно добавить: и себе.
Невинные будут страдать, пока злые у власти; но горе тем, кто заставляет страдать невинных [ 155 ].
Злодей достоин жалости. Совершая зло, он уже подготовил себе наказание в виде того самого зла, какое причинил другому (по С. Грофу). Поэтому даже необходимые (или вынужденные) действия ради пресечения, уменьшения зла можно (и нужно бы) выполнять без злобы, а с сожалением, с сочувствием.
Но и это – полумера, компромисс. Кардинальное же решение конфликта – простить. Простить! Именно это подсказывают результаты экспериментов С. Грофа. Именно непосредственное переживание ролей каждого из участников конфликта позволяет понять их, и в итоге – простить. Истинный признак христианских добродетелей – смирение; если его нет, все наши недостатки остаются при нас, а гордость только скрывает их от окружающих и нередко от нас самих [ 64 ]. И ещё: Практика добра несравненно эффективнее борьбы с грехом [Отец Александр (Ельчанинов)].
Согласиться со всем этим в принципе – много легче, чем применять на практике. Философия торжествует над трудностями прошлого и будущего, но трудности настоящего торжествуют над философией [ 64 ]. И всё же: можно получать больше удовольствия от того, что ты доставил удовольствие другому, чем от того, что ты получил его сам. Мать лучшее отдает ребёнку, а себе – уж что останется.
Этой принципиальной позиции человека твердого характера и неизменной честности, идее приоритета чистой совести над непосредственной выгодой, концепции разумного эгоизма скоро полтора века [ 135a, XVII ]. Общество, в котором каждый (большинство, если не каждый) относилcя бы к остальным по-матерински стало бы коммунистическим – независимо от уровня его экономики.
То, что не доступно обществу в целом, доступно каждому в отдельности. Поступая по совести (сохраняя совесть чистой), очищая, высветляя себя ментально, духовно, этически, человек попутно, "автоматом" и мимоходом, ликвидирует окружающее зло, обезоруживая его, не давая ему точки опоры (точнее, точки приложения его силы).
Оккультизм отмечает, что дух, элемент метафизикума, воплощаясь в физикуме, утверждая себя, проявляя себя мощными и устойчивыми концентрациями, пленяет себя в них. Обратный процесс, сознательное освобождение Духа от/из Плоти, возврат его к своему изначальному источнику (йога – единение с Богом), может трактоваться как смысл земного существования Человека, что отнюдь не тривиально.
Так, Л.Н. Толстой в весьма зрелом возрасте, на шестом десятке лет, после поисков долгих и мучительных, констатировал, несмотря на полное житейское благополучие в то время: бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку (цитировано по [ 35 ]).
Казалось бы, обо всём этом излишне говорить, когда уже существуют такие книги вечной мудрости, как индийская Бхагаватгита [ 132 ], китайская Ицзин [ 146 ], европейские Изумрудные Скрижали, Пятикнижие и Евангелия – перечисление известных источников может занять не одну страницу. Однако, эта медаль имеет реверс, и не один.
Во-первых, само это многообразие, сама множественность изложений единой мудрости, столь же единой, как един и Бог – её первоисточник, сам факт, что каждая цивилизация создавала и создала свои к ней подходы, говорит, что она неисчерпаема и что всё новые и новые подходы к ней могут оказаться не менее плодотворны.
Во-вторых, вся эта мудрость остаётся вне поля зрения САН, и, как результат, остаётся по преимуществу не востребованной обществом.
В-третьих, ориентация на альтруизм актуальна не только в плане принципиальном, но и в практическом. Она подсказывает единственный, хотя и очень трудный, путь к выходу из конфликтов различного масштаба – от мелких, межличностных до глобальных, типа противостояний палестино-израильского, кашмирского, чеченского.
Практиковать альтруизм гораздо труднее, чем придти в выводу о том, что это целесообразно, что именно это подсказывает здравый смысл. Здравый смысл часто не господствует в поведении человека. Этой проблеме посвящены главы 14 и 17.
Путь к альтруизму, подавление в себе животного начала посредством культивирования человеческого, нелёгок. Особенно – в недоброжелательной среде ("трудно быть хорошим среди плохих"). Но есть ряд проверенных рецептов облегчения этого пути. Например, найти того, кому ещё труднее – и попытаться ему помочь. В частности – постараться помочь больному стать здоровым. Конкретике такой помощи посвящена вся часть III.
Быть альтруистом – вовсе не значит уступать всем дорогу, плестись в хвосте. Напротив. Именно и только помогая другим, индивид (как персона, так и сообщество) достойно/заслуженно занимает лидерские позиции – человек в обществе, страна в сообществе (этому посвящён следующий раздел). Именно лидеру есть что предложить другим в качестве своей помощи.
На ментальном уровне Бытия государство, общество являются целостностью и единством, являются персоной. Поэтому к государству в отношении его политики – внутренней и внешней – могут быть применены те же критерии морально-этических оценок, как к поведению отдельного человека.
и