|
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( ФП )
Часть I
ГИПЕРфизический МАТЕРИАЛИЗМ
(Природа ПСИХИКИ)
Глава 5.
МЕЖСУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
5.4. Психические феномены второго порядка
и
Другие явления второго порядка (или более высоких) характерны – как и память (и забывчивость) – именно для человеческого уровня психики (гл. 7, рис. 16 ), для самосознания, которое само может трактоваться как сознание второго порядка, как процесс и результат, как сама способность осознания – анализа и контроля – собственного сознания или отдельных его элементов, с использованием возможностей, обеспечиваемых второй сигнальной системой (тоже второго порядка, а не только второй по счёту).
Представляется целесообразным – констатируя/учитывая реалии психотерапевтической практики – ввести в сферу научного рассмотрения:
(a) Контролирующее внимание –
– внимание к своему вниманию (или КОНТРОЛЬ процесса внимания – почти по П.Я. Гальперину, у которого всякое ( ! ) внимание есть КОНТРОЛЬ, т.е. совпадают процесс внимания и КОНТРОЛЬ объекта внимания).
(b) Опережающий страх (phobophobia) –
– страх своего страха или страх испугаться чего-нибудь.
(с) Закоренелая навязчивость –
– самозащищённая навязчивость, двойная/спаренная эмоция, при которой эмоция-щит (второго порядка) подавляет самокритичность в отношении навязчивости (эмоции первого порядка), мешает осознать её как фактор отрицательный (даже думать о ней), бороться с ней, в частности – обратиться за помощью, чтобы избавиться от неё. И, наконец,
(d) воля второго порядка.
Начало процесса волеосуществления (целеполагание, выбор намерения j, его конкретизация, детализация и т.п.) может явиться самостоятельным волевым актом.
Включение способности к выбору цели деятельности в понятие воля (Н.Г. Алексеев [ 6, стр. 90-91]) может быть оправдано именно – и только! – в отношении воли второго порядка.
Можно подчеркнуть, что этот акт (проявления воли второго порядка) осуществляется полностью в рамках духа SM (ментального/информационного уровня психики), который при этом как бы делится на две части (два подуровня):
• в одной из них существует мысль-объект (например, намерение или ряд намерений, на одном из которых следует остановить выбор);
• в другой – мысль-субъект, наблюдающий (с более высокого подуровня) за объектом и/или управляющий им.
Ещё подчеркнём, что такое раздвоение, расщепление сознания есть норма – самосознание, – а не болезнь, называемая практически так же – шизофрения (sсhizо – разделяю, рhrеn – ум).
Более широко связь воли и мышления можно расценивать как зависимость взаимную, в частности – и по механизму обратной связи. Без строгости мышления, дисциплины, логической последовательности мысли могут быть реализованы лишь самые примитивные намерения. Исполнение плана требует ума не меньше, чем воли (Б.М. Теплов [ 124, стр. 37]).
С другой стороны, чтобы мыслить достаточно чётко, необходимо волевое усилие тем большее, чем сложнее решаемая задача. С этой точки зрения утверждение воля – регулирующий элемент сознания (Л.Б. Лейкум [ 66, с. 14]) можно считать справедливым/корректным, хотя как определение понятия воля, на что претендует его автор, оно не годится по многим причинам, например:
• так определяется функция воли, а не её сущностное содержание;
• воля останется волей и безотносительно к сознанию, например как регулятор эмоциональной и/или двигательной сфер.
Волевым актом второго порядка может считаться и сознательный отказ от проявления воли. Когда (и если) оператор-пси-техник (целитель, предсказатель и т.п.) входит в транс, он намеренно (волевым усилием) отключает, блокирует собственную волю (первого порядка).
Как проявление воли второго порядка может рассматриваться и ДИПВ – реализация оператором своего намерения, состоящего в том, чтобы реализовать намерение клиента/пациента, которое сам он (клиент) реализовать не может – реализация реализации.
и
|
|
|
|