|
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( ФП )
Часть I
ГИПЕРфизический МАТЕРИАЛИЗМ
(Природа ПСИХИКИ)
Глава 5.
МЕЖСУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
5.6. СИНЭСТЕЗИИ
и
Прямая рефлексия Rd физического объекта (предмета, явления) T, построение субъектом восприятия S образа восприятия T' базируется на ощущениях Θ им (S) этого объекта (TP, рис. 15а).
Однако физические воздействия θ на тело SP персоны S, на любой из её органов чувств Yi (орган i-ой модальности), может вызвать непосредственно ("само по себе") лишь изменение ΔyiP физического (физиологического) состояния yiP органа Yi – не более, чем воздействие на любой другой физический объект.
Но как орган Yi, так и изменение ΔyiP его состояния являются фактически (как любой физический объект) объектами гиперфизическими (раздел 2.3), имеющими свои астральные
| | |
составляющие YiA и ΔyiA. Вторжение ΔyiA в yiA, в психику SВ персоны S ведёт к изменению ΔSВ
её (психики SВ) состояния, которое (изменение Δ) и есть ощущение Θ ( Θ = ΔSВ = ΔSA ).
Разница между образом восприятия и ощущениями, на которых он базируется, принципиальна. Образ имеет аналоговую астральную природу. Ощущения же по природе своей дискретны: они состоят из нервных импульсов физической (электро-химической) природы.
Изменения ΔyiP физиологических состояний органов чувств разных модальностей i могут вызвать одинаковые астральные изменения ΔyΣA (рис. 15b). При этом физическое воздействие на один орган Yi может казаться одновременным воздействием на оба. Так удар по голове может сопровождаться "искрами из глаз", а пронзительный свист/скрип (потому и "пронзительный", что вызывает тактильные ассоциации) может казаться кислым, вызывающим оскомину и т.д.
Более того: ощущение, полученное непосредственно как астральное ΘA (из астрала, внешнего по отношению к астросому SA), может быть ассоциировано с ощущением любой из пяти классических модальностей – так же, как они могут координироваться между собой; например, как свет и звук порождают цветомузыку.
| | |
Такие ассоциации, синэстезии Σ могут быть сформированы специально/искусственно, что и происходит при обучении астральной диагностике [ 2А ], не встречая (как правило) трудностей.
Эти представления о природе образа восприятия не тривиальны; о природе синэстезии – тем более. Сегодняшние представления САН об образе расплывчаты и внутренне противоречивы. Так, по ФЭС (А.Г. Спиркин): с одной стороны – О. не имеет самостоятельного бытия, с другой – О. играет активно-действенную роль.
В.Н. Пушкин показал, что адекватность образа восприятия не может быть обеспечена за счёт кодирования ощущений, что ёмкость мозга не достаточна для этого [см. р-л 1.7.4]. Добавим к этому сами, что кодирование ощущений и построение образа – процессы принципиально, качественно различные (независимо от ресурсов мозга). Кодирование всегда и только пассивно. Его задача – представить (создать копию, запомнить) кодируемый объект, передать информацию о нём точно. Собственная активность кодирующего устройства неизбежно внесла бы искажения, им была бы создана не копия, а интерпретация.
Построение образа, напротив, всегда активно, оно включает в себя внимание как базовый, управляющий элемент. Образ снега/снегопада различен у лыжника и у дворника. Они акцентируют различные качественные аспекты/стороны одного и того же объекта.
Более того. Кодирование формально и механистично. Образ же может отражать внутреннюю сущность объекта.
Так, герой пьесы Евг. Шварца говорит своей возлюбленной: Я мог узнать тебя в любом карнавальном костюме и под любой маской.
Особый вопрос, что эта проницательность, может давать сбои. Но давать сбои может и коммуникативное восприятие.
У Н.Г. Чернышевского, хозяйка дома, где Лопуховы снимают жилье, говорит мужу:
|
– Петрович, а видно, что наши жильцы-то из важных людей. Приезжали к ним генерал с генеральшею. Генеральша так одета, что и рассказать нельзя, а на генерале две звезды.
Каким образом видела Сидоровна звёзды на Серже, который ещё и не имел их, да если бы и имел, то вероятно не носил бы при простых визитах к знакомым, – это вещь изумительная, но что она действительно видела их, что не ошиблась и не хвастала, это не она свидетельствует, это я за неё также ручаюсь: она видела их. Это мы знаем, что их на нём не было, но у него был такой вид, что с точки зрения Сидоровны нельзя было не увидать на нём двух звёзд – она и увидела их; не шутя я вам говорю: увидела [гл. III, 2].
|
По В.Н. Пушкину [ 109, с. 328]: реальное и совершенно несомненное существование адекватных образов ... вступает ... в противоречие с некоторыми принципами современного естествознания. Это ли не признание кризиса САН ...
А далее [там же, с. 330]: Факт существования внемолекулярных и внеклеточных структур, обеспечивающих психическую деятельность, удалось установить экспериментально. Факты с несомненностью говорят о существовании реальности, способной нести образ за пределы молекул и клеток, образующих организм человека и животных. И это уже шаг к выходу из кризиса, шаг очень смелый – и как научный, и как гражданский, учитывая обстановку строгой неприкосновенности официальных концепций в науке, как и в стране в целом, в год публикации [шаг, вероятно, драматичный, потому что, скорее всего, тяжело больной В.Н. Пушкин понимал, что этот, пробитый его авторитетом, сборник статей [109] выйдет уже после его смерти].
Этой внефизической реальности, несущей образ, В.Н. Пушкин присваивает термин ФОРМА – и не напрасно: астральным объектам, и образам в частности, действительно свойственны локализация, протяжённость, форма и другие не только пространственные, но и кинематические свойства.
и
|
|
|
|