|
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( ФП )
Часть I
ГИПЕРфизический МАТЕРИАЛИЗМ
(Природа ПСИХИКИ)
Глава 6.
СОН, СНОВИДЕНИЕ, БЕССОННИЦА
6.3. СНОВИДЕНИЯ
и
Не только внутренняя познавательно-адаптационная работа астросома SA сопровождается сновидениями.
В бодрствовании активность психики ориентирована (в повседневной норме) исключительно на реалии и требования физического слоя Бытия, на потребности субъекта именно в этом слое. Ментал SM (точнее – его часть, сознание), доминирующий в психике, сам подчинён требованиям бытия физического. Традиционная формулировка – дух пленён в плоти.
Во время сна эти связи, жёстко детерминированные физической жизненной средой, ослабевают; астрал SA индивида S функционирует более (сравнительно с бодрствованием) самостоятельно, независимо от его ментала SM; и активизируется взаимодействие его с внешним астралом – или астральный обмен.
Связь эта – двусторонняя, пассивно-активная. (1) SA становится более открыто, доступно для внешних влияний и (2) SA само может (частично) экстерироваться, переходить в иные астральные пространства (порой не связанные с повседневной реальностью, даже чуждые ей), вступать в контакты с другими астральными телами. Такие контакты облегчают восстановление нормы SA (и сброс усталости) как катализатор ускоряет химическую реакцию, а побочный их результат, субъективное их восприятие – опять же сновидения. Не исключены, правда, и отрицательные внешние влияния; пример – ночные кошмары.
Впечатления, переживаемые в астрале, субъективно воспринимаются столь же реально, как и реальность физическая, что особенно чётко ощущают дети: реалии физического мира ещё не так прочно утвердились в их психике, ещё не так безраздельно доминируют в ней, как у взрослых.
|
Так, четырёхлетний Федя спросонья спрашивает маму: Но я ведь не описался? Абсурдность вопроса кажется очевидной. Ведь он не может не чувствовать, что постель (пижама) мокра. Но не менее очевидно, что перед ребёнком ещё и другая реальность, тоже очевидная и противоречащая первой. Это и заставляет его обратиться к авторитету мамы, чтобы выяснить, какая из двух реальностей реальнее.
Ясно: ему снилось, что он хочет – терпит – встаёт – ... – ура! успел!
|
Отметим попутно, что сновидения могут быть спровоцированы внутренними, физиологическими ощущениями.
Для ребёнка астральные события, не перешедшие в их воплощение на вещественном, физическом уровне (имевшие место только в астрале – в сновидении), столь же реальны, как и те астральные события, которые имеют продолжение, подтверждение, физическую реализацию, происходят наяву. Для него астральные события сами есть реальность.
Самостоятельность астрала SA (относительно ментала SM) во время сновидений проявляется снижением – как правило – уровня критики. Уже только после пробуждения, если сон запомнился, человек анализирует, насколько события, происходившие в нём (во сне), были правдоподобны. В самый же момент этого переживания, когда ментал SM(и логика) отключён, всё принимается просто как факт, в крайнем случае, как удивительный факт.
|
Встречая во сне давно умершего, человек думает: Как?!! Оказывается он не умер! – и тактично старается не подать виду, что считал того мёртвым.
|
Отдифференцировать сновидение от физической реальности бывает трудно не только детям.
|
Так, бросивший курить искал окурок сразу после пробуждения, настолько ярко казалось ему во сне, что он курит.
Так, другой, проснувшись, стал распаковывать собранные вещи: ему снилось, что был телефонный звонок об отсрочке поездки.
|
Не случайно возникла легенда о китайском мудреце, который гадал, кто он – человек, которому снилось, как он был бабочкой, или он бабочка, которой теперь снится, что она человек. Кстати: случайно ли, что речь в этой легенде именно о бабочке? У древних греков душу символизировала Психея, бабочка.
Для некоторых – людей не от мира сего – реальность иных, астральных пространств, мира их собственных фантазий и грёз, превосходит реальность окружающей физической обстановки. Как говорит Гамлет у Шекспира, Я мог бы жить в скорлупе ореха и чувствовать себя властелином мира. Сон для такого человека может стать самой ценной частью жизни, а повседневная активность – лишь отвлекающей ото сна досадной необходимостью.
Но астральные пространства сновидений реальны не только субъективно.
Если Карл Густав Юнг [ 157 ] говорит о повторяемости отдельных образов в сновидениях многих людей, и на этом основании делает заключение об их (этих образов) объективности и общечеловеческой значимости, архетипичности, то автор располагает наблюдением, показывающим объективность целых астральных пространств (по терминологии С. Грофа [ 31 ] – областей бессознательного).
|
Итак, автору известен случай, когда два человека видели одновременно один и тот же сон, причём каждый из них видел в своем сне другого. Сюжет сна был фантастический – какой-то лес со змеями (особенно хорошо запомнившимися) и другой живностью. Сон был яркий и на обоих произвел сильное впечатление. Проснувшись (спали они рядом), они сразу стали рассказывать друг другу приснившееся, и с громадным удивлением обнаружили идентичность своих сновидений. Тогда они стали уточнять детали и не нашли ни одного расхождения. Этот случай произошёл с родителями автора ещё до его рождения, в их студенческие годы.
|
Шафика Карагулла описывает случаи, когда люди, прежде незнакомые (встречаясь впервые), узнавали друг друга как членов группы, получавшей (совместные) уроки в сновидениях [ 161 ].
Астральные пространства реальны, но это незначит, что каждый может попасть в них. Тот факт, что они реальны (что не являются пустой фантазией, выдумкой или преднамеренной ложью наблюдателя), не даёт гарантии, что в них попадёт, будет их наблюдать ещё хоть один субъект. В этом смысле они индивидуальны. Пространства Эмануэля Сведенборга (Swedenborg, 1688-1772) совсем не похожи на пространства Даниила Л. Андреева (1906-59) [Роза мира] или Иоанна Богослова [библейский Апокалипсис]. То, что в астрале реально для одного, вовсе не обязательно должно быть (или стать) реально для кого-то другого.
То же с архетипами: в одних культурах представления об аде связываются с мучениями в вечном огне (в странах с жарким климатом), в других (с холодным климатом) – в вечном морозе.
Каждый, кто запоминает свои сны, знает, насколько причудливы бывают их пространства. В литературе, скажем, можно найти указания (ссылки, доказательства), что во сне возможен обратный ход времени.
Астральные области сновидений не пересекаются: в момент, когда человеку снится один сон, он не помнит о других своих снах, даже если они чередуются. Для связи с различными областями УДИ используются разные каналы, и работают они, как правило, не одновременно. Переход из астрального пространства одного сновидения в другое субъективно переживается как переход из сна в бодрствование. Человеку снится, что он проснулся и помнит свой сон (которому можно присвоить имя сновидение второго порядка). Число звеньев в такой цепи последовательных пробуждений (якобы пробуждений) – или наоборот: глубина матрёшки сновидений, последовательно вложенных друг в друга – по-видимому не имеет принципиальных ограничений.
Процесс перехода из одного пространства в другое, перекрытие одних каналов и открытие других, требует определённых/некоторых затрат энергии. Это же относится и к переходу из бодрствования в сон (и обратно). Поэтому чем неожиданнее разбужен человек, чем резче произошёл переход из астрального пространства его сновидения в астральное пространство физической (а строже – гиперфизической) реальности, тем труднее ему сообразить не только где он находится, но и кто он такой.
Здесь легко усмотреть внутреннюю конфликтность, порочный круг ситуации засыпания: при утомлении, при потребности в энергии, её не хватает также и для перехода в состояние сна, которое как раз и обеспечило бы её получение/пополнение. Поэтому переутомление может обернуться бессонницей; отсюда капризы усталого ребенка; поэтому же его трудно уложить спать, усыпить, трудно разбудить, поднять, если это делается по часам, а не по его собственной естественной потребности, не в соответствии с фактическим состоянием его SA.
|
Кстати о детских капризах. Еще одной из причин их могут оказаться языковые трудности. Чтобы их прочувствовать взрослому, ему достаточно окунуться (попасть) в иноязычную среду. Плач, непонятный взрослому – якобы бесричинный – может возникнуть как реакция на трудности самовыражения. Если ребенок чувствует несправедливость, пусть даже крохотную, пустяковую, он может расплакаться не из-за самой несправедливости, а от того, что не умеет объяснить, чтo именно, с его точки зрения, несправедливо.
|
Некоторые люди не помнят своих снов и даже считают/уверены, что им никогда ничего и не снится. Так бывает, если каналы связи ментала (точнее, его части, – сознания) с астралом блокируются полностью. Если же человек не только помнит сон, но и во время сна понимает, что это именно сон, значит ментал не только не теряет этой связи, но и синхронно анализирует происходящее в астрале. Если кроме того сохраняется функция управляющего (от ментала к астралу) канала, то человек может суметь произвольно проснуться, прервать сон – например, если сюжет сновидения ему неприятен. Такая способность является специфически человеческой, поскольку предполагает наличие САМОСОЗНАНИЯ – рефлексии своего сознания, сознания второго порядка, способности анализа собственного сознания.
и
|
|
|
|