.
НАДСОЗНАНИЕ
(Механизмы эволюции)
7.1. Психологическая ИЕРАРХИЯ живого
и
Все живые объекты, особи, индивиды, как обладатели/носители психики, могут быть классифицированы по степени их совершенства – по таким, соответственно, показателям, как сложность их поведения, как их способность избегать ошибок, как степень освоения/использования ими ментального слоя Бытия или, что то же, как степень развитости ментального слоя их собственной/индивидуальной психики, как, наконец, уровень организации их памяти (детальнее о памяти – в р-ле 8.2 ).
При этом обнаруживается, что вся масса живого легко делится на несколько качественно различных уровней (хотя и без резких границ между ними).
В основание пирамиды (рис. 16) попадают организмы – носители/обладатели лишь простейших психических функций:
• ощущений, способности распознания отдельных свойств, характеристик среды, и
| | |
• жёстких стереотипов реагирования на эти ощущения – обладатели лишь безусловных (по И.П. Павлову) рефлексов, инстинктов, базированных на памяти только генетической (видовой),
или, что то же, на стабильных и жёстких (зато практически безотказных) связях с УДИ (см. вывод h ). У организма память фактовая или память лишь об элементарных фактах, актуальных для жизнеобеспечения. Переучивание (отдельной особи, не популяции) на этом уровне практически невозможно.
Есть основания отнести к этому уровню и более мелкие, суборганизменные объекты-индивиды, например, отдельные клетки (в частности – одноклеточные организмы) и клеточные органеллы [ 58 ], но это обстоятельство не принципиальное: в психических функциях всех их также практически не задействован ментальный уровень.
Следующий уровень пирамиды – существо – определяется способностью восприятия внешнего (по отношению к самой психике) мира, наличием сознания как способности получать, накапливать и использовать знания (сведения, информацию) о нём (о мире, и о себе – как о его части) на базе собственной, индивидуальной ситуационной памяти (в дополнение к фактовой, видовой) – о различных ситуациях, о соответствующих своих эмоциональных состояниях, о соответствующих способах своего поведения (реагирования, использования своих преактов), что позволяет оптимизировать своё поведение, выбирая (активизируя) определённый преакт (и блокируя остальные), избегать повторения ошибок, используя механизм условного рефлекса. Бабочка будет обжигаться и вновь лететь на огонь, собака второй раз не обожжётся.
Далее – персона, личность – наличие/использование многослойности её ментального слоя (число подслоёв которого принципиально не ограничено). Это уровень человеческий – наличие способностей (психических феноменов) второго порядка (и более высоких), знания о своём знании, самосознания, или само-/авто-рефлексии, интеллекта, способности мышления, абстрактных представлений, понятий, речи ("второй - по И.П. Павлову - сигнальной системы" – тоже второго порядка, а не только второй по счёту), интеллектуальной памяти (помимо фактовой и ситуационной). Если удовольствие может получать животное (например, от вкусной еды), то человек в сходных условиях может получать удовольствие от сознания, что он получает удовольствие, что можно определить как удовольствие второго порядка (или как наслаждение). На этом уровне появляется способность произвольно подавлять целесообразные рефлексы (на основе предварительного осознания их) из соображений высшего порядка, иногда – в ущерб самому индивиду. Ошибки могут предвидеться и избегаться "с первого захода" (на основе анализа ситуации и/или опыта чужих ошибок).
и