www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем English 
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ    ( ФП )
Часть II
      Перед лицом ВЕЧНОСТИ
            (ПСИХИКА и СВЕРХПСИХИКА)
      Глава 7.
              НАД
СОЗНАНИЕ
                  (Механизмы эволюции)

    7.7.   ОРГАН и ФУНКЦИЯ

и     Практика патопсихологии свидетельствует, что определённые нарушения мозга неизменно вызывают соответственные нарушения психики. Общепринято делать прямой переход от этой верной посылки к выводу, что мозг психику порождает, что мозг первичен, а психика вторична. Но логики в таком переходе не более, чем в утверждении, что таракан боится лапками: боится и убегает, а если их оторвать, то не убегает, потому что не боится.
    Этот подход к решению проблемы соотношения структуры и её функции зародился в механике, где всё наглядно и математически (в пределах элементарной математики) однозначно, где энергия рассматривается только как способ взаимодействия тел, масс, материальных точек – т.е. вещества. Механике известны только два вида энергии: кинетическая и потенциальная. Ни та, ни другая не мыслятся без вещества как носителя энергии. В то же время вещество может быть как бы лишённым энергии (например, кинетическая энергия тела при его относительном покое равна нулю), может как бы обходиться без неё, существовать независимо от неё. Механик всегда может потрогать, почувствовать вещество, но отнюдь не энергию, будь она кинетической или потенциальной. Таким образом, в механике вещество – независимая и первичная форма материи, а энергия – зависимая и вторичная.
    Из механики эта точка зрения распространилась и на другие дисциплины, отрасли науки. Так, физик, рассматривая квант, фотон, мыслит его непременно когда-то и где-то испущенным каким-то веществом. А вещество он может себе представить и не испускающим никакого кванта. То же в биологии: орган, выполняющий какую-либо функцию, может и не выполнять её, находиться в покое, а функция, будучи проявлением деятельности органа, без этого органа не мыслится. Орган – структура, построенная из вещества; функция – явление энергетическое.
    Если в механике такие воззрения действительно могут считаться корректными, ибо оба компонента материи здесь столь тесно связаны, что вопрос о примате одного из них явился бы чисто академическим, не смог бы быть перенесён в область эксперимента, то уже в физике предпочтение в этом смысле должно быть отдано энергии: вещество может быть представлено как сгусток энергии, частица может быть описана как волновой пакет, как волна де Бройля (L. de Broglie, 1892-1987).
    В биологии допущение примата вещества совсем неприемлемо. И здесь, конечно, вещество и энергия, структура и функция тесно связаны, взаимозависимы, как курица и яйцо в известной детской загадке, однако не структура (элемент физикума) порождает функцию (элемент астрала), а обе они порождаются эгрегором (элементом ментала). Но при этом функция первична: она является целью развития структуры. И наоборот, упразднение функции ведёт к регрессу структуры.
    Так, взрослые асцидии теряют зачатки своих морфологических признаков, характерных для позвоночных, поскольку они не используются, не поддерживаются функционально [ 10 ].
    Так, в условиях световой депривации биохимическое развитие зрительной коры по показателям фонда белков и активности ферментов задерживается [ 21, стр. 805].
    Так, обездвижение конечности ведёт к дистрофии, к обратному развитию её мышц, к деградации. Она становится заметно тоньше, чем другая, которой человек продолжает пользоваться. А если повторять постоянную иммобилизацию в ряде поколений, то деградация, вероятно, даже закрепится раньше или позже генетически. В отношении бактерий, по крайней мере, это установлено экспериментально: бактерии, способные вырабатывать фермент, но помещённые в среду с избыточным его содержанием, теряют эту способность через несколько десятков поколений (около 50 делений) [ 40 ].
    Ведущим фактором как для структуры, так и для функции (для её физической/физиологической составляющей) является психика.
    Так, П.П. Подъяпольский [ 98 ] отмечал, что можно вызвать у подопытного (испытуемого) все физиологические признаки ожога второй степени, прикладывая к его коже холодный пятак и лишь внушая ему, что этот пятак – горячий.
    Так, по свидетельству Станислава Грофа интересно с теоретической точки зрения, что испытуемые [в ЛСД-сеансах – А.М.] способны переживать вновь [а переживание – это феномен более глубокий и полный, чем воспоминание – А.М.] боли и другие ощущения, относящиеся к ранее имевшим место операциям, проводившимся под глубоким общим наркозом, – т.е. в условиях, когда мозг был надёжно блокирован от поступления какой-либо информации по физическим каналам [ 31, стр. 37].
    Если пациент сообщает (при сборе анамненза), что его мать не знает о том, что он курит, и знать не должна, что поэтому в её доме (в другом городе) он не только перестаёт курить, но даже и не испытывает этой потребности, сколько бы там ни находился – неделю или месяц, однако как только возвращается к себе, он снова мучается без сигареты, то трудно предположить, что причина этих многократно наблюдавшихся (имеются в виду самонаблюдения) перемен лежит на уровне организма, физиологии или, тем более, химии.
    Хотя психика, по крайней мере в обычных повседневных условиях, зависит от мозга, от его структуры (как в норме, так и в патологии), но вещество мозга является не её источником и причиной, а лишь её опорой и инструментом. ...на одном и том же нервном субстрате ... могут разыгрываться совершенно различные психологические [(?) скорее: психические – А.М.] процессы... (О.К. Тихомиров, [ 125, стр. 12]). Судя по ЭЭГ невозможно сказать, смеётся ребенок или плачет (Ю.А. Макаренко77 ]).
   Н.А. Бернштейн (1896-1966) указывает на то, какие именно мозговые структуры, поддерживают/обеспечивают процессы сложной (производственной, спортивной и т.п.) двигательной активности [ 12 ], но он не отмечает однако, что морфологическая и даже физиологическая полноценность органа, мозга в частности, ещё не обеспечивает/не гарантирует полноценности его функционирования. Речь, например, действительно, не может быть освоена без наличия в мозге генетически подготовленных специализированных структур, но их наличие само по себе не гарантирует её (речи) освоения. Мортон Хант [ 134, стр. 19] отмечает: В 3-4 месяца младенец начинает лепетать... Наблюдения за глухими детьми показывают, что они делают то же самое, – но в отсутствии практики речевого общения, без речевой (звуковой) стимуляции, лепет пропадает, речевая потенция мозга не реализуется.
    Зрение без опоры на физические структуры тела (мозга, глаза) может быть эффективнее зрения телесного.
    Каждый (единственный) из приведенных фактов достаточен, чтобы сделать неизбежный
    ВЫВОД: мозг поддерживает, обеспечивает психику, но не создаёт, не порождает её; вещество мозга является не источником и причиной, а лишь опорой и инструментом психики – даже если допустить, что её функционирование без него невозможно (а такая возможность – тема следующих глав).
    Психолог, занимающийся изучением мозга, напоминает музыковеда, пытающегося определить по конструкции фортепиано, какая музыка будет на нём исполняться. Психика не сидит внутри мозга, как и мелодия не сидит внутри флейты (как бы ни было трудно лагинскому старику Хаттабычу поверить, что Волька ибн Алёша не сидит в телефонной трубке).
    В онтогенезе реализуется/воплощается прежде всего структура/"морфология", а уж потом она осваивается функционально. И чем сложнее она ("морфология"), тем больше времени требует её функциональное освоение. Дыхание осваивается человеком в несколько минут, а то и секунд; возможности руки и речевого аппарата осваиваются годами; на освоение резервов мозга большинству людей не хватает целой жизни.     и


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru