ПСИХОЛОГИЯ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ [ * ]
Современная психология, несмотря на солидность своего возраста и несомненность своих практических успехов, продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой. Она до сих пор не знает, чтo именно, какая субстанция является предметом ее исследований. Психика индивида, его мысли и эмоции потерялись между мозгом с одной стороны (предметом физиологии, а не психологии), и, с другой стороны, видами деятельности, предметами внешними по отношению к психике, что также изучается другими научными дисциплинами. Психика определяется как то (нечто), что изучается психологией, а психология – как наука, изучающая психику. Замкнутость, порочность этого круга дала основание Президенту Российской Академии образования Н.Д. Никандрову в январе 1999 года иронично отметить на VI Международных православных образовательных Рождественских Чтениях, что психология остается "не столько наукой о психике, сколько наукой об отсутствии психики".
Психолог, занимающийся изучением мозга, напоминает музыковеда, пытающегося определить по конструкции фортепиано, какая музыка будет на нем исполняться.
Для нас существенно, что без психологической научной базы остается не только психиатрия, которая, не зная, что такое здоровая психика, не может полноценно лечить психику больную, но и вся академическая медицина, которая без человеческой психики сводится к ветеринарии. Кстати, и все свои методики она, действительно, отрабатывает на животных, лишь после этого перенося их а человека.
В данном обзоре мы попытаемся критически, и даже придирчиво взглянуть на состояние психологии глазами здравомыслящего дилетанта, человека без специальной психологической подготовки, но обладающего, тем не менее, способностью последовательно логически рассуждать. Основное внимание будет направлено на более близкую интересам автора проблему
воли, которая столь тесно связана с остальными разделами психологии, что рассматривая как бы только ее одну, невозможно не рассматривать всю психологию как целое. Кроме того, волевая способность человека – ключ к его способностям как
целителя.
и
и
К чему на практике приводит такая методологическая беспомощность, можно увидеть на примере проблемы наркоманий.
Медицина, психиатрия, наркология ограничивается задачей подавить, нивелировать остроту их проявлений на путях лекарственной терапии, не ставя вопроса об их природной, онтологической сущности как психической зависимости.
Психотерапия идет двумя путями.
Первый – искусственное создание новой психической зависимости, конкурентной наркомании, например страха. Даже в случае формально положительного результата, фактического воздержания пациента (не говоря о том, что вероятность получения этого результата невысока), признать его удовлетворительным нет возможности. Плохо, когда одно зло подавляется другим вместо ликвидации первого. Пациент становится носителем уже двух зависимостей, каждая их которых чревата своими неприятностями.
Второй – становление, восстановление, укрепление воли пациента, путь обучения его контролю над своими эмоциями – путь эффективный качественно, но не количественно: путь этот весьма и весьма трудоемок, а кроме того – все равно не каждого пациента удается этому научить.
В последующих наших публикациях мы покажем как качественно меняется ситуация, когда специалист понимает, с каким объектом он работает, когда психолог понимает какова онтологическая сущность психики.
|