|
|
ГИПЕРФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ и ТЕЛЕОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ
и
ОНТО- и ФИЛОгенез
Эволюционный процесс целесообразен, его нельзя назвать ни случайным, ни спонтанным, самопроизвольным. Эволюция есть совершенствование, усложнение. Спонтанные процессы подчиняются законам термодинамики, протекают с увеличением энтропии, ведут к распаду, а не к синтезу.
Тем более не возможен спонтанный синтез (зарождение по ходу эволюции, и/или формирование по ходу развития отдельного организма) сложных функциональных систем, предназначенных для поэтапного срабатывания их элементов, когда каждое предыдущее срабатывание нецелесообразно само по себе, бессмысленно, если не ПРЕДВИДЕТЬ последующие этапы, если не ЗНАТЬ о предстоящих этапах, если не знать заранее о ЦЕЛИ функционирования системы как целого. Так, число этапов в процессе свертывания крови превосходит десяток. Примеров множество. Достаточно о привычных (якобы понятных) фактах по-детски наивно спросить: Почему?
К достаточно ранним шагам эволюции относится становление двух механизмов (двух вариантов) деления клетки – митоза и мейоза. Митоз состоит не менее, чем из 4 этапов (профаза-метафаза-анафаза-телофаза). Каждый из них в свою очередь сложен, многофазов. Например, временно, только и специально на период митоза образуется "митотический аппарат", морфологическая структура, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ для деления генетического материала строго поровну между дочерними (сестринскими) клетками. Когда начинается профаза, то до телофазы еще ой как далеко. Однако, начиная отрабатывать профазу, клетка (или некто, нечто вместо нее) уже ЗНАЕТ, что до телофазы очередь дойдет, что эта ЦЕЛЬ (телофаза) будет достигнута, иначе профаза и не началась бы.
Мейоз еще сложнее. Но дело не столько в его сложности, сколько в его бессмысленности, если рассматривать его изолированно, по отношению к одной только клетке, той самой, которая начала такое деление (бессмысленности как бы с точки зрения ее собственных интересов). Ибо мейоз есть этап полового размножения, и имеет смысл (как и зарождение его в филогенезе) ТОЛЬКО в ПРЕДВИДЕНИИ, что полученная (гаплоидная) клетка встретится (или хотя бы может встретиться) с другой подобной.
Так же не возможен спонтанный синтез систем, предназначенных для согласованной работы элементов, непосредственно друг с другом не связанных, когда существование и функционирование каждой из них в отдельности не имеет смысла, или даже невозможно. Именно в таких случаях телеологические, целенаправленные влияния, управляющие эволюцией с надиндивидуального уровня, проявляются резче. Вымя отдельно взятой корове (отдельно от теленка) не только не дает преимуществ, но напротив, значительно ухудшает ее приспособленность к среде обитания: оно уязвимо и как объект атаки хищника (гораздо уязвимее других частей ее тела), и как потенциальный источник специфических (новых, дополнительных) заболеваний. И более того, отсутствие теленка (или доярки) корова перенесет очень болезненно (если не погибнет вовсе).
Аналогично: выбирает ли человек время (момент, период) полового созревания своего организма из собственных соображений целесообразности и/или большей/лучшей приспособленности к внешним условиям? Вопрос риторический. Эта целесообразность является надличностной.
Каждая, любая единица физикума (предмет, объект, индивид) имеет ментальную (информационную) составляющую (назвать которую ментальным телом объекта по аналогии с его телом астральным можно крайне условно, поскольку ментал, как здесь уже упоминалось, по-видимому не связан с пространством) или, что то же, представлена соответствующей ментальной единицей в ментальном слое Бытия.
В нем представлены не только отдельные индивиды, но также их совокупности, единства, в которые они (ментальные тела) объединяются по тем или иным признакам (основаниям, причинам, целям etc). В частности такой совокупностью и единством является биологический вид
муравей – муравейник – Formica
человек – страна (другая общность) – Homo sapiens.
|
ТЭН
называет эти над-индивидуальные ментальные единицы (целостности, индивиды, персоны)
эгрегорами.
Они первичны по отношению к своим элементам. Это эгрегор объединяет и курирует свои элементы (курирует именно в той мере, в какой они являются частью данного целого), а НЕ они, объединившись, создают его (хотя абсолютизировать такую зависимость нельзя, ибо и здесь устанавливаются и работают обратные связи).
Кстати: Собраться вместе – не всегда значит объединиться. Колонии микробов могут иметь специфические конфигурации, но никакой претензии на дифференцировку или слияние в многоклеточный организм в этих структурах нет. Здесь мы имеем пример, когда целое царство самых разнообразных существ миллиарды лет остаются на самой низкой (самой ли? – А.М.) ступени эволюции, ... но не переходят на новый уровень организации
[ 16,
стр. 26 ].
Как бы ни назвать ментальное целое биологического вида (любого целого) – его дух или идея, эгрегор или гений, ангел или демон – оно (это ментальное целое) есть носитель тенденций развития вида, его эволюции, его сверхзадачи. Если для растения, для животного такая сверхзадача ограничивается выживанием вида, наращиванием суммарной биомассы его особей –
– о том, что это относится также и к человеку, говорят, по крайней мере, два факта из истории медицины:
1при массовой гибели людей, например, при эпидемиях, таких, как чума, резко возрастает сексуальная активность оставшихся в живых, и
2если гибнут преимущественно мужчины, например в войнах, резко возрастает процент рождающихся мальчиков –
– то для человека она (сверхзадача) может включать самопознание.
и
ЛИТЕРАТУРА
16. Э.К. Бороздин Творение путем эволюции // Сознание и физическая реальность. Том 1 № 1-2 1996
|
|
|
|