Структурный гороскоп
Глава 4 ВОЗРАСТ ЛОШАДИ (от 7 до 12 лет)
Жизнь человека четко делится на три периода. Детство (до 12 лет), социальная жизнь (до 42 лет) и личная жизнь (от 42 и до конца отпущенного нам века) - этот период чаще называют старостью, реже - зрелостью.
Каждый из трех периодов начинается возрастом планирования и заканчивается возрастом реализации. Причем планирование и реализация всегда имеют одинаковую социальную ориентацию. Детство начинается возрастом Петуха и кончается возрастом Лошади (от 7 до 12 лет). Оба эти знака принадлежат к четверке досоциальных, открытых знаков, потому и весь этот период имеет смысл открытой системы. Как же иначе - до 12 лет человек впускает в себя целый мир, и столько информации, как в детстве, он уже не "проглотит" никогда.
К семи годам ребенка все окружающие уже не помнят, каким он был новорожденным, и, по сути дела, только начинают открывать его для себя. Ну а как же второй и третий подрасти? Это закрытое, темное время, когда идет формирование ребенка, но самого его еще нет. Как невозможно узнать, чего стоит мужчина, пока он не дожил до 31 года, так нельзя и понять, что за человек растет в семье, пока ему не исполнилось семь.
Так что возраст Лошади в детстве - центральный. Необходимо, правда, помнить еще об одном положении возрастного гороскопа. Возрасты Петуха и Лошади двухтерриториальны. Петух-новорожденный одной ногой уже в детстве, а другой еще там, откуда он прибыл в этот лучший из миров. Вот почему в год Петуха не рождаются детские писатели: языка детского не знают. Возраст Лошади (7-12 лет) тоже двухтерриториален: оставаясь с родителями, ребенок уже делает мощные вылазки в мир социума, примеривается к нему. При этом язык детства фактически только теперь и создается, сохраняется он еще и в следующем возрасте - возрасте Быка. Именно поэтому подавляющее большинство понятных, близких детям детских писателей родились именно в годы Лошади и Быка. Но устремления в возрасте Быка направлены совсем в другую сторону, родители теряют свое значение и авторитет, детство кончается. А потому лишь возраст Лошади дает первый ответ и родителям, и всем прочим заинтересованным лицам на вопрос, что за человек растет. Будьте внимательны, все истинные способности человека вскрываются в этом возрасте. Познакомимся с ним подробнее.
Начаться может все и раньше, до семи лет, в любом случае родители не должны прозевать начало возраста.
Признак того, что возраст Козы кончился, трудно не заметить: застой и безделие резко сменяются жаждой деятельности, жаждой продвижения вперед. Пессимизм и занудство сменяются оптимизмом и простотой в общении. Несмотря на кажущуюся глубину изменений, происходящих с человеком, этот переход нельзя назвать глубоким кризисом -ребенок с радостью вступает в новый возраст. Обычно эту радость объясняют благотворным влиянием школы, по сути же ребенок сам творит особую, приподнятую атмосферу начальных классов.
Кажется, что родители могут вздохнуть свободно, тяжелый третий возраст закончился и впереди замечательный четвертый, к тому же подключается школа, наконец-то можно отдохнуть. Глубокое заблуждение! Да, ребенок становится во многом удобнее и приятнее, но именно теперь он требует максимальной сосредоточенности на себе. И дело не только в том, что это последний возраст, когда родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Главное в том, что именно в периоде от 7 до 12 лет приобретаются навыки на всю жизнь, причем приобретаются каждую минуту. А потому - чем больше ребенок предоставлен сам себе, тем в меньшей степени он будет наследником в ваших делах и планах.
Этот возраст должен быть максимально нашпигован делами, ни одна минута не должна пропасть впустую. И роль родителей здесь очень велика. И дело не в указаниях, командах и нравоучительных заповедях - их следует исключить. Вновь, в который уже раз, необходимо организовать среду, такую среду, в которой ребенок мог бы научиться максимально большому количеству дел.
Нас очень долго пугали использованием детского труда. Отриньте эти страхи. Запрещено лишь насильное вовлечение ребенка в работу. Если же он сам готов работать, то пусть трудится сколько душе угодно. Пусть он не только себя обслужит, но и поможет по хозяйству, вымоет пол, сходит в магазин, забьет гвоздь, заштопает носки. Как подвести ребенка к этим делам? Доказать ему, что, кроме него, это сделать некому. И что бы ребенок ни делал, не пытайтесь ему помочь, пусть все делает сам, вам же остается только наблюдать и не ограничивать инициативу.
Кончилось время созерцания, пришла пора действовать. И конечно, основное дело этого возраста - учеба. Читать, писать, считать, решать задачки, понимать вопросы и уметь находить ответы. Все это задачи Лошади. Главное же умение - это умение учиться. Научиться учиться - вот цель.
Как и всякий четный возраст, этот требует больших физических нагрузок - бег, плавание, гимнастика. В следующем возрасте накачивать мышцы будет несвоевременно, организм станет ломким и хрупким. В возрасте Лошади надо набирать также выносливость и закалку.
Как видим, самое краткое перечисление задач возраста ставит под сомнение их исполнимость. Однако недобрать тут страшнее, чем перебрать. Да и риск невелик - у Лошади замечательный противоперегрузочный механизм: если устанет, то просто заснет.
Итак, секции, кружки, школа, помощь по хозяйству, жизнь кипит, каждый день, каждый месяц - новые умения, новые навыки. Кажется, что мальчик- идеальный ученик. Это не совсем так. В этом возрасте с трудом воспринимаются чужие идеи, чужие слова, чужие указания. Знак Лошади можно считать самообучающейся системой. Потому-то и надо избегать чрезмерной опеки - только проверка результатов труда...
Из-за самостоятельности ребенка могут возникнуть многочисленные конфликты как с учителями, так и с родителями. Однако Лошадь- знак сильнейшей мужской воли, а потому пытаться давить на ребенка в этом возрасте очень вредно и опасно. Дайте окрепнуть его воле - самостоятельность и ответственность ее компоненты.
Но что же делать, если нужно переубедить ребенка? Если в прошлом возрасте надо было воздерживаться от призывов к совести, то в этом все наоборот. Лошадь -ум, честь и совесть детства. Другое дело, что все это не возникает на пустом месте - необходим ваш пример.
Много неприятностей и незаслуженных обвинений терпит ребенок в этом возрасте из-за неукротимой экспериментаторской деятельности и неспособности проникнуться хозяйственной бережливостью к мебели, посуде, собственной одежде. Родители! Не верьте тому внешнему, что видят глаза, ваш сын не хулиган, у него ранимая душа, беззаветная преданность вам, он не желает зла. Не казните его, если не уверены в его вине.
Не пытайтесь также гасить темперамент ребенка, если же темперамент становится разрушительным - направьте его в полезное русло, нагрузите работой.
Зная специфику мышления людей, родившихся в год Лошади, можно разобраться с тем, какое обучение должно быть в начальной школе. Ясным становится, что центральная задача начальной школы-это не определенная сумма знаний, а умение мыслить, а также преподавание некой общемировоззренческой картины. Лошадь- открытый знак, знания этого знака не должны быть глубоки и детализированы, они должны быть широки и всеобщи. Новаторство и воля требуют структурности усваиваемых наук. А потому - чем структурнее знания, полученные ребенком в этом возрасте, тем они основательнее, прочнее.
Открытость Лошади делает ее достаточно чувствительной к оценке окружающих. Помните, как надо было восторгаться новорожденными? Без меры. Правда, Лошадь знак адекватный, а потому не надо увлекаться, грубая лесть не пройдет, хвалить необходимо, но справедливо, по совести...
Совесть должна стать воздухом семьи, в которой проживает маленький правдолюб. Если в возрасте Козы мелкий обман был палочкой-выручалочкой, то теперь надо выкинуть эту выручалочку подальше. Никакой лжи и фальши. Тем более что любой обман будет разоблачен, Лошадь - открытый знак, и младший школьник потому в высшей степени проницателен.
Теперь о любви и дружбе. Мальчики довольно влюбчивы в этом возрасте, однако это романтическое чувство, как правило, не требует никакого разрешения и реализации. Оно придет и уйдет, доставив мальчику много переживаний, но никто, кроме него, о том чувстве может и не узнать. Такой вариант наилучший, ибо любовь самостоятельного значения в этом возрасте не имеет и лишь подкрепляет главные его устремления - карьеру делового человечка.
Дружба мальчишек в этом возрасте кажется очень сильной, на самом же деле довольно поверхностна, не надо преувеличивать ее значение. Коллектив, конечно, нужен, но настоящими друзьями остаются отец, мать и, может быть, другие члены семьи, среди которых могут оказаться кот и пес. Разумеется, отец не только друг, но и пример для подражания. Если не упустить это время и вместе бегать, плавать, ходить в походы, то дружба отца и сына сохранится на всю жизнь.
Хочется только еще раз повторить, что, делая из мальчика мужчину, не пытайтесь делать солдата- никаких приказов и требований, все должно быть мотивированным и объясненным, все должно делаться сознательно.
Да, несмотря на малый рост Лошади, какую ее сторону ни возьми, - знак, пригодный для взрослой жизни, хотя и несет в себе несолидность и произвольные манеры.
Роль этого знака чрезвычайно велика в истории человечества и особенно велика в истории России XX века.
Сильная воля подарила великих политиков (император Октавиан Август, Карл Великий, Ульянов-Ленин, Франклин Рузвельт, Гельмут Коль и другие). Открытость и воля дали самых великих космонавтов (Джанибеков и Нейл Янг, Климук и Стаффорд, Ковалёнок и Армстронг). Гуманизм и новаторство дают великих писателей (Бунин, Джойс, Солженицын). Адекватность мировосприятия сделала этот знак центральным в философии, особенно в русской философии XX века (Струве, Ильин, Карсавин, Лосский, Флоренский).
Что касается девочек, то они, во всем напоминая мальчиков, все же отличаются тем, что вместо волевого мышления обладают логическим и вместо воли - боевитостью. Они несравненно лучшие ученицы, ибо действительно учатся у учителей, а не пытаются до всего дойти самостоятельно. Они более управляемы, легче усваивают родительские догмы, не пытаясь все истины перепроверять. Внешне они обгоняют сверстников, ибо отличаются даже большим умом и сообразительностью, и не сразу становится заметно, что маленькие мыслители, хуже отвечая на уроках, смогли постичь какие-то очень серьезные и большие вещи. Какие? Думается, приложение поможет определить диапазон "лошадиного" новаторства.
Создатели структурных наук
Д. И. Менделеев (8.2.1834 - 2.2.1907)
Грегор Мендель (22.7.1822 - 6.1.1884, отец генетики)
Норберт Винер (26.11.1894- 19.3.1964, создатель кибернетики)
Создатели структурнейшей из наук - физики
И. Ньютон (4.1.1643 - 31.3.1727)
М. Планк (23.4.1858 - 4.10.1947)
М.Борн (11.12.1882 - 5.1.1970)
П. Капица (8.7.1894-1984)
Отец реальной космонавтики
С. Королев (12.1.1907 - 14.1.1966)
<Назад> <Далее>
|