Увлекательный структурный гороскоп
ФЕНОМЕН СХОДИМОСТИ
В рукописи моей дебютной книги "Феномены восточного гороскопа" глава, посвященная сходимости, должна была занимать центральное место, но она так и не была написана, а книга о феноменах, дополненная главой о возрастном гороскопе, вышла под названием "Скажи свой знак, а я скажу, кто ты". Кажется, пришло время вернуть долг и попытаться объяснить, что же такое феномен сходимости.
Большинство людей искренне любит многообразие мира, однако всегда находятся те, кого чрезмерное количество элементов удручает, и тогда появляются структурные теории. Структурный гороскоп не стал исключением, даже 12 знаков восточного гороскопа для него оказались слишком неструктурированным множеством, и пришлось свести это множество к пересечению четырех стихий и трех эпох. Пересечение 12 мужских и 12 женских знаков по законам арифметики должно было дать 144 типа браков, но все свелось всего лишь к четырем бракам (гнездовой, или патриархальный, равный, романтический, духовный) и одному исключению (векторный союз). Список можно продолжить - практически везде видимое многообразие легко можно свести к трем или четырем основным вариантам.
Однако есть явление еще более странное и не совсем понятное - целые сферы деятельности, казалось бы, далекие друг от друга, описываются одними и теми же законами, лежат внутри одних стихий. Это, собственно, и есть феномен сходимости.
Начнем с волевых знаков. У мужчин - это Лошадь, Тигр, Собака, у женщин - Змея, Петух, Бык. Уже в самом слове "воля" заложен феномен сходимости, ведь воля - это и свобода, и сила, и исполнение поставленной цели. Да, но как же можно быть одновременно свободным и максимально скованным поставленной целью? Однако парадокса в этом нет: только тот, кто смог поставить перед собой цель и осуществить задуманное, может считаться действительно вольным в своих делах человеком, любой же другой человек, живущий, как ему кажется, свободно, без цели, в свое удовольствие, рано или поздно будет вынужден подчиниться чужой воле.
Ну а какая связь между волей и новаторством? Мало кому придет в голову отождествлять эти понятия. Новатор представляется эдаким заумным интеллектуалом, а волевик суровым и туповатым властителем. Однако и тут связь прямая. Воля рождается на пересечении реалистического подхода к жизни и способности строить логические схемы. Именно согласование этих двух подходов к жизни и дает возможность волевикам проложить ось из прошлого в будущее, или фактически предвидеть будущее, а самое главное - знать пути его достижения. Эти свойства позволяют обладателю воли выбирать верные цели, верные пути реализации. Но эти же самые свойства позволяют новаторам находить новые продуктивные пути в науке и искусстве, когда все старые тропки уже исхожены вдоль и поперек.
Вспомним теперь, с каким недоумением и печалью описывают историки неуправляемые любовные страсти великих властительниц. Вот если бы Екатерина II не была столь любвеобильна, тогда историки признали бы ее властительницей уровня Петра I или Ивана III. Но в этом-то и фокус, что обладание сильнейшей волей тождественно обладанию неуправляемым (романтическим) сердечным жаром, когда любовь внезапно приходит, внезапно уходит, не подчиняясь своему владельцу и подчас требуя всей силы воли, чтобы затушить (как правило, безуспешно) пожар любви.
Можно, конечно, подобно гоголевской Агафье Тихоновне, мечтать о том, чтобы воля одного знака была приставлена к мистическим прозрениям другого, "да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча...". Однако одно свойство неизбежно тянет другое и исключает третье.
Наиболее подробно феномен сходимости планировалось рассматривать на мужской тройке Петух - Змея - Бык (аналогичная тройка женских знаков Лошадь - Тигр - Собака). В работах по структурному гороскопу эта тройка называется то тройкой логиков, то тройкой боевых знаков. И вновь возникает вопрос: какая связь? Логик представляется человеком черствым и сухим, а у боевого знака должно быть жаркое сердце. Однако факты сводят эти свойства воедино. Начнем с полководцев. Александр Македонский, Наполеон и Кутузов родились в год Быка, Барклай де Толли, Румянцев, Тухачевский - в год Змеи, Суворов, Багратион, Ермолов, Фрунзе - в год Петуха. Еще два знака могли бы считаться полководческими - Обезьяна и Собака. Но у Обезьян на одного гениального полководца всегда найдется пара бездарных, Собаки, напротив, не знают провалов, но нет и взлетов.
Собственно говоря, именно на примере полководцев формировалось понятие боевого знака. Про своего полководца, родившегося в год Быка, Наполеон сказал: "Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны". Лучше и не скажешь, а смысл в том, что именно в скоротечных, боевых ситуациях боевой знак находит себя. С другой стороны, именно полководец обрабатывает невероятное количество цифровой и знаковой информации (численность войск, огневая мощь, координаты в пространстве и времени). Всю эту информацию надо обработать, свести воедино, обобщить, упростить и т. д. и т. п. Полководец воистину делает работу компьютера, причем вся эта работа свершается в рамках формальной логики.
Но, может быть, в профессии полководца боевитость и логика столкнулись случайно? Нет. В какой логический шедевр ни загляни, всюду одна мораль: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них на бой идет" (Гёте). Большинство писателей-логиков не только словом, но и делом доказывали свой боевой характер, периодически устраивая бои местного значения. Особенно же парадоксальной представляется боевитость персонажей научной фантастики. Вот уж кто должен обладать, казалось бы, олимпийским спокойствием. Однако откройте любую книгу братьев Стругацких (Бык и Петух) - почти всегда самый любимый герой не терпеливый строитель, а яростный боец. Бесподобный боец Рэдрик Шухарт, запросто спускающий с лестницы пятерых здоровых мужиков, причем никто не уходит на своих ногах ("Пикник"), прославлен многочисленными победами дон Румата, а его друг барон Пампа, взявши меч, становится похож на грузовой вертолет с винтом на холостом шагу ("Трудно быть богом"). Даже писатель ("Гадкие лебеди") и тот не прочь подраться... У Станислава Лема (Петух) люди возвращаются со звезд в неагрессивный мир и дуреют от скуки, впрочем, вскоре они возрождают бокс и т. д.
А ведь речь идет о лучших фантастах, кристальных логиках, выстраивающих безупречно непротиворечивые конструкции о чистых и незамутненных источниках мысли. Вот и получается, что конструирование будущего и ведение боя подчиняются одним и тем же законам - законам формальной логики.
В мистической стихии (мужские знаки Крыса, Обезьяна, Дракон и женские Кот, Коза, Кабан) сходятся еще более разноликие свойства. Главным парадоксом является то, что мистик (колдун, заклинатель, полусумасшедший) одновременно является эмпириком, человеком до невероятности практичным, все перебравшим своими руками, а потому самым земным и конкретным. И вновь в этом парадоксе никакого парадокса нет, мистик не видит и не признает реальности, для него нет схем и нет обобщений, мир у него каждую секунду начинается с нуля, эмпирик точно так же слеп, а потому вынужден каждый предмет пощупать и узнать персонально. В искусстве роль этих знаков столь же противоречива. Одни откровенно отворачиваются от реальности: сюрреализм - Бретон (Обезьяна), Дали (Дракон), Буньюэль (Крыса), другие, напротив, пытаются создать некий доскональный реализм - Горький (Дракон), Лев Толстой (Крыса), в конечном счете создавая все тот же самый сверхреализм.
Ну а последней стихии (мужские знаки Кот, Коза, Кабан, женские знаки Обезьяна, Крыса, Дракон) было предложено такое множество имен, что ни одно из них так и не стало главным. Реалисты, интуиторы, завершители, эмоционалы, игруны, созерцатели, стилисты, источники красоты, сыщики и т. д. И ведь все это понятия, по большей части не сведенные в общем представлении воедино. Доказать их тождественность можно лишь в рамках феномена сходимости. Очень трудно, например, усвоить, что именно длительное состояние умиротворения и покоя приводит этих людей к неожиданным и бурным эмоциональным всплескам. А ведь все так просто, побуянил, как тот же Есенин (Коза), разрядился, а потом отдыхай себе, созерцай березки. Нераз-рядившийся же человек расслабиться не в состоянии. То же самое созерцание делает эти знаки накопителями уникальных по размерам массивов информации. Переработанная подсознанием, она порождает безупречную интуицию и безупречный реализм, то есть способность опираться на свой и чужой опыт ("сын ошибок трудных"). Сродни процессу работы подсознания склонность этих знаков к игровым процессам, ведь именно в игре происходит моделирование реальности. Труднее понять, почему они же еще и источники красоты, однако мир и покой в отбуянившей душе неизбежно будет виден окружающим. А что же такое красота, как не полная умиротворенность?
Недоверие к собственным мыслям и стремление обобщить общечеловеческий опыт порождает величайшее явление завершительства. Завершители наводят последний блеск на грубые построения человеческой мысли, в завершительстве сходятся и чувство красоты, и невероятная эрудиция, и стилистические изыскания, впрочем, подробней об этом написано все в той же книге, которая должна была называться "Феномены восточного гороскопа", а вышла под названием "Скажи свой знак...".
<Назад> <Далее>
|