www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Увлекательный структурный гороскоп

Версия для печати

ГОРОСКОП РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В который уже раз хочется напомнить, что между структурным гороскопом и астрологией ничего общего нет. Эти системы в лучшем случае могут лишь сосуществовать не пересекаясь. Поэтому гороскоп русской литературы, о котором пойдет речь, отнюдь не карта на момент рождения означенной литературы, если у нее и был таковой.

...Итак, Россия, XIX век. В 1797 году закончился третий волевой рывок, идеологическим чудом которого было создание светской культуры. Таким образом, практически весь XIX век до начала четвертого рывка светская культура, и в особенности литература, концентрирует многовековой опыт нации.

Первая фаза незавершенного западного цикла идет с 1801 по 1837 год. В идеологии как в угнетенной сфере торжествуют волевые знаки, особенно же должна выделяться Собака, истинный любимец и герой Запада. И действительно, три крупнейших писателя, три величайших новатора олицетворяют литературу 36-летия. Николай Карамзин, написавший еще в имперские времена "Бедную Лизу", теперь занял высочайший пьедестал, создав "Историю государства Российского". Александр Грибоедов, по астрологической версии чуть ли не Бык, на самом деле родился в 1790 году, а стало быть, Собака. Дата эта даже вошла в энциклопедию, хотя еще до энциклопедии эту дату защищал Натан Эйдельман. Для структурного гороскопа Грибоедов стал одним из первых уточнен- ных персонажей. Письмо с перечислением доказательств его знака заняло страниц восемь. "Горе от ума" случилось с Александром Сергеевичем в те самые годы лидерства Собаки. А вот у Лермонтова уже почти не было времени: он пришел в литературу в самом конце первой фазы и пережил ее окончание всего на четыре года. Другие волевые знаки представлены более скромно - Дельвиг (Лошадь), Чаадаев (Тигр), хотя, конечно, по какой шкале измерять...

И все же центральной фигурой новаторского 36-летия стал не новатор, а завершитель - Александр Сергеевич Пушкин (Коза). Такое бывает, литературе очень трудно начаться без завершителей, ведь именно они формируют родной язык, переиначивая мировую культуру. Еще один такой новатор-завершитель Василий Жуковский также полностью принадлежит первой фазе (1801-1837).

Со смертью Пушкина кончается первая фаза, а с ней период реализма. (Что здесь причина, а что следствие?) Приходит время литературы идей (больших и маленьких), литературы фантастической, абстрактной. Из трех знаков (Петух, Бык, Змея) явное преимущество у Змеи. Под ее флагом творил первые 12 лет фазы Гоголь, а следующие 24 - Достоевский. Змея, как знак черный и сверхчувствительный, является одним из лидеров мировой литературы, что, однако, не делает ее ни новатором, ни реалистом. Души в книгах Змей "мертвы", поскольку подвергаются глубочайшему умственному расчленению, самому тщательному анализу со стороны Разума. Недаром Змея называется знаком самой разумной души.

Очень точно соответствуют координатам времени другие представители перечисленных знаков - Николай Некрасов (Змея) умер в 1878 году, Алексей Константинович Толстой (Бык) умер в 1875 году, Владимир Даль (Петух) умер в 1872 году. Ну а вторая фаза кончилась в 1873 году.

Следом шло странное восьмилетие, в котором в идеологии главенствовали мистические знаки, в экономике и политике - волевые, однако в 1881 году начался четвертый волевой цикл, и главенство мистических знаков утвердилось еще на 36 лет.

Мистические знаки возвращают литературу к вечным темам - любовь, смерть, вращение жизни... можно, конечно, сказать, что любая литература занята вечными темами, однако никому, кроме мистиков, не удается так гармонично входить в замкнутый круг вечных вопросов, вопросов, на которые никогда не будет ответов.

Первым в ряду мистических писателей стоит, безусловно, Лев Толстой (Крыса). Конечно, Толстой слишком огромен, чтобы попасть в одно 36-летие, а потому стоит рассматривать по крайней мере двух Толстых - до 1873 года и после. До - это "Война и мир", после - это "Анна Каренина", "Воскресение", пьесы.

А вот Чехов (Обезьяна) целиком пребывает в мистическом 36-летии как по времени жизни, так и по направлению литературы.

Драматургия, безусловно дочь мистической стихии, переживает в эти годы свои лучшие времена. Кроме Толстого и Чехова тут отличился еще один мистик - Максим Горький (Дракон), по иронии судьбы зачисленный в реалисты.

Таковы титаны мистического времени, к ним легко приплюсовать еще несколько Драконов - Александр Блок, Афанасий Фет, Андрей Белый (поэты), Василий Розанов (философ и шаман).

В 1917 году матросы берут Зимний, а в литературу возвращается реализм. Не какой-нибудь там социалистический, а самый что ни на есть стилистический, высшей пробы. Каждый завершитель - это вершина (выше или ниже), никто из них не стоит посередине дороги, в поисках стилистического совершенства они всегда приводят литературу в тупик, к вершине. Выше других поднялись Михаил Булгаков (Кот) и Андрей Платонов (Кабан), с некоторой натяжкой к российскому ритму можно отнести и Владимира Набокова (Кабан) до отъезда в США. Те же знаки у вершин в поэзии - Есенин (Коза), Мандельштам (Кот), Северянин (Кабан).

Русская литература до этого момента не знала реализма в его чистом, стилистическом виде, а потому до сих пор критики в недоумении - можно ли считать такую литературу классической. Ведь теперь не идеи (логика) и не вечные вопросы (мистика), а сама литература да и культура в целом становятся главными героями произведений. Завершительство - по определению вторая производная литературы, переосмысление и упорядочение культурных наслоений.

Литература в этот период произвольна по форме, глубоко психологически достоверна, причем требование достоверности относится к любым знакам. Гроссман (Змея), Шолохов (Змея), Алексей Толстой (Лошадь), сохраняя свои знаки, по велению времени становятся реалистами.

Ну и наконец, последнее 36-летие - время новаторов - Пастернак (Тигр), Солженицын (Лошадь), Галич (Лошадь), Высоцкий (Тигр), Венедикт Ерофеев (Тигр). Стилистические изыски уступают место ясности и точности мысли, возвращаются пушкинские времена, правда, не в западном, а в имперском варианте. Остальные знаки стараются соответствовать времени, и лишь три знака мало озабочены настоящим - знаки будущего - Петух, Змея, Бык (Стругацкие, Искандер). Их можно назвать преждевременными людьми, они опережают события. Такие люди были всегда, раньше своего времени появились в литературе Чернышевский, Добролюбов, Герцен (мистики в логической фазе), Леонид Андреев, Лесков (реалисты в мистической фазе) и т. д.

С 1989 года мы вновь в логической фазе - фантасты, мультипликаторы, моралисты, аналитики, сатирики - все, кто работает с идеями, так называемые источники мысли, становятся в центр литературного процесса. Волевикам-новаторам дается короткое время на отдых, с 2029 года они вновь возвращаются в центральное положение. Хуже всего мистикам, были они вне общества до 1989-го, будут вне общества после 2025 года, а где они сейчас - сам Бог не разберет. Примерно в таком же положении реалисты.

Однако для понимания грядущих литературных перемен знаковая круговерть не самое главное. Важнее понять то, что литература в обычном значении, как привыкли говорить, светская, художественная, беллетристика умирает.

Вспомним - наступила четвертая фаза, начинается идеологическое чудо. Если вторая и третья фазы копировали идеологическое чудо третьего рывка (светская литература), то истоки идеологического чуда скорее необходимо искать в сновидческой первой фазе (1881-1917). Именно в то время формируется русская религиозная философия, рождаются теории истории, идет смешение гуманитарных и естественных знаний.

Подобный процесс пойдет и сейчас. Смешение естественных и гуманитарных наук с религиозным знанием станет основой для новой литературы. Однако если до 1917 года подобное смешение шло на гуманитарной основе, то теперь фундамент естественно-научный. И все-таки это будет не наука, а именно литература в высшем смысле, как поиск Истины, а не интеллектуальное развлечение. Ведь новая литература - это плод тысячелетнего имперского развития России.



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru